Ч. 4 Одно имя одна судьба

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/06/27/1393

В марте увеличилось число больных ревматизмом, появилась холера, у многих тело покрылось болезненными язвами.

В апреле капитан Дикинсон озаботился тем, как сохранить сокровище от разграбления. Для этого он принял меры безопасности. Водолазы переодевались на барже в полотняную белую одежду без карманов.
 
Команды британских военно-морских кораблей комплектовались не из ангелов. Один из офицеров тщательно осматривал водолазов и их одежду. Все ценности очищались, пересчитывались и укладывались в парусиновые мешки.

Затем мешки с ценностями капитан забирал в свою гичку и отвозил к платформе, сооружённой около его хижины. Платформу охраняли офицер, часовой и секретарь капитана  Рип.

Там снова ценности осматривали, промывали, высушивали на медных листах.
Затем пересчитывали, взвешивали, записывали. Это делалось в присутствии капитана, первого лейтенанта (старпома), казначея, уорэнт-офицера.

Каждый парусиновый мешок, содержавший 500 долларов, укладывался в ящик, в котором помещалось шесть мешков, нумеровался, опечатывался.
 
Ящики складывали в хижине капитана.

Колокол каждый вечер обыскивал офицер. Как нас научили говорить в американских фильмах: «Ничего личного!»  Отвлекусь на секунду. Мне ещё нравится, когда полицейского в американском кино пырнут ножом, ранят из пистолета или треснут чем-нибудь тяжёлым по голове, а его коллега озабоченно спрашивает: «Ты в порядке?»

Успешный подъём ценностей прерывался только штормами. Работали и по ночам при свете фонарей.

В мае добавилась новая беда: моряков атаковали мириады различных насекомых. От огромных муравьёв невозможно было сохранить продукты.

Слепни, москиты и прочая нечисть больно жалили, некоторые моряки не могли открыть распухшие от укусов веки. Досаждали и змеи, которых там было великое множество.

Невероятно трудной работой было построить кран с механизмом подъёма и спуска колокола, закрепить канаты.

18 мая начался ураган необычайной силы, который разрушил с таким трудом построенный кран. Колокол был тоже повреждён. Упорные англичане снова проделали невероятную работу, чтобы продолжить подъём ценностей с погибшего фрегата.

Им это удалось. Собранные сокровища они пятью партиями отправили в Лондон на специально присланных для этого кораблях. Моряки также подняли со дна орудия.

Дикинсон и его подчинённые были измучены, все болели. Дикинсон писал, что он испытывал психическое расстройство.

6 февраля 1831 года Дикинсон был удивлён прибытием шлюпа «Алжерин», но ещё больше он был поражён, когда командир которого, коммандер де Рус, вручил капитану письменный приказ лордов Алмиралтейства передать все дела коммандеру де Русу.

Лорды выразили Дикинсону неудовольствие: по их мнению, он мог спасти больше ценностей. Это было невообразимое унижение человека, который проявил инициативу и спас то, с чем уже простились. Ему не позволили завершить свой труд.

Несмотря на нанесённую обиду, Дикинсон ознакомил командира «Алжерина» со всеми подробностями, всё детально рассказал, дал советы из своего опыта, тем более, что он сам неоднократно погружался в колоколе.

Дикинсон отправился со своей командой в Рио-де-Жанейро, откуда отправил в Лондон последнюю партию ценностей.

В Лондоне Дикинсон узнал, что спасение ценностей – это непосредственная заслуга контр-адмирала Бейкера, сидевшего в Рио-де-Жанейро. Адмирала назвали главным спасателем.

Томас Дикинсон не знал, как смотреть в глаза своим подчинённым, которых он подбадривал в трудную минуту тем, что их вознаградят за спасение сокровищ.

Но пока моряки губили своё здоровье на Мысе Фрио, за их спиной решался вопрос вознаграждения.

Суд Адмиралтейства постановил, что Дикинсон и его команда просто выполняли свои служебные обязанности, поэтому никакой награды не заслуживают, а вознаграждение заслуживает только адмирал Бейкер, по приказам которого они действовали.

Объявили благодарность и вручили денежные награды коммандеру де Русу и его команде, которые, практически, ничего не сделали.

Капитан Дикинсон судился с Адмиралтейством четверть века, да так ничего и не высудил. Он умер в 1854 году.

Вас это удивляет? Меня - нет, как думаю, и многих офицеров, тех, кто служит и кто служил.

В 1833 году шотландский художник маринист Шетки написал картину «Спасение запасов и сокровищ с корабля "Тетис" на мысе Фрио, Бразилия». Он написал два таких полотна.

Думаю, что, глядя на эту картину,  нетрудно представить себе условия, в каких работали капитан Дикинсон и его команда.

Картина эта находится в Королевском музее в Гринвиче. Жалею, что во время пребывания в Лондоне я её не увидел.

Продолжение http://proza.ru/2023/06/30/1180

Если присмотреться, то можно при увеличении увидеть канаты и фигурки людей. На скалы они поднимались по верёвочным лестницам.