Как много дедушек хороших, как много ласковых имен

Кайрбек Нагуманов
Имя моего отца Сартай, хотя по паспорту он Газиден. На мои естественные расспросы бабушка объясняла мне, что еще прабабушка ласково называла своего светловолосого внука "сартай", то есть "светлый стригунок". Постепенно все стали называть его так, вспоминая официальное закрепленное имя лишь при заполнении каких-то документов, бумаг. И такое у нас не редкость. Но еще большее значение имеет обращение детей к самым близким, родственным душам.

Конечно же, это не обходилось без участия взрослых - подбирались имена благозвучные, легкие для произношения ребенку с малых лет, хотя и обычное обращение к отцу, матери - аке, шеше - не вызывает претензий. Приведу несколько обращений среди моих родственников к отцу: "коко", "ага", "бапа", "тате". А так они называют мать: "найна", "але", "зайза", "ляля", "аяпа". И такое обращение чаще всего остается на всю жизнь. У меня, моих сестер уже свои дети, и даже внуки, и все же мать для нас "аптай", а отец "атай", дяди - "айля", "атия". Вы знаете, самому приятно - создается ощущение  уже далеких детских взаимоотношений с близкими, возвращения к тому неповторимо счастливому времени. И вообще, "неофициальное" обращение к родным создает особую теплоту между взрослыми и детьми, позволяет легче понять, строить отношения с людьми. Еще мальчишкой, не разбираясь в степенях  родства, я чувствовал, что если кто-то обращается к любимым мне людям, так же как и я, то он мне не чужой, а близкий человек, и я ему могу довериться. Своего рода пароль: "Мы с тобой одной крови!"

К сожалению, мы начинаем забывать, терять этот старый, добрый, полезный обычай. Современный, стандартизированный внешний мир вторгается в наш внутренний, личный мир, обедняя его. Стандартные ясли, сад, школа, да и сама семья прямой дорогой ведут к стандартно-интернациональному обращению "папа", "мама" или в еще более экономно-отмеренном варианте - "па" и "ма". Вместо теплоты, задушевности отношений веет какой-то холодностью, отстраненностью - "родики", "предки", "старики" и тому подобное. Еще недавно в русской семье распространенным было обращение "батя", а сейчас оно раздается все реже и реже, а обращения "тятя" и вовсе не слышно. С детства запомнилось, как соседский пацан-немец чуть-что бежал к матери: "О-о-ма! О-о-ма!" Как называют своих родителей его дети, внуки?

Человечество уже пришло к пониманию того, что исчезновение любой букашки, таракашки как биологического вида - невосполнимая потеря. Исчезновение имен ласковых, подчеркнуто кровно родственных, для семьи не меньшая потеря. Неужели не сохранится прежнее обращение к родителям, родственникам хотя бы в селах, аулах?