Опалённые войной

Раиса Безродная
                ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ
      
                1947 год. Город Красный Луч.

   Мы – дети войны. Мне 10 лет, моему брату Толику – 7 лет.

Живём в построенной родителями землянке. Всю ночь

раздаётся звук работающей швейной машинки «Зингер». Это

моя мама шьёт фуфайки и бурки для продажи, чтобы мы не

 умерли от голода. Тень голодной смерти напоминал о себе

жуткой действительностью.

Иногда, проснувшись, я видела мамину голову на машинке:

так она спала.
 
Продавала мама сшитые изделия на базаре, здесь можно было

что угодно продать и что угодно купить, только « из-под

полы», так народ окрестил такие сделки. Она очень боялась

финотдела, мы все боялись, хотя я не понимала кто это или

что это.

 Мы с Толиком тоже ходили на базар: продавали воду, когда было очень жарко.
 
Недалеко от базара была колонка, из которой мы набирали воду.
 
Иногда была очень большая очередь за водой. Набрав

ведро воды, я на весь базар громким голосом кричала: «Ну,

 кому воды холодной, есть холодная вода! Купить кружку не
 
беда!». К нам тоже выстраивалась очередь: Толик давал

кружку воды, мне давали деньги.

 Но более всего и на всю жизнь запомнились мне безрукие, безногие люди,

ветераны-инвалиды Великой Отечественной войны.

На рынке стоял гул от самодельных тележек, изготовленных из досок и старых

подшипников, на них кое-как передвигались, почти ползли

инвалиды, а на выцветших гимнастёрках сияли ордена и

медали. Их было много в  людных местах, но более

всего на рынках: они хотели быть среди людей, а именно здесь

 было много людей.
 
«Дайте, братцы, калеке-солдату, крошку хлеба!»- просил опухший от голода,
 
протягивая культи вместо рук.

То там, то здесь раздавались звуки аккордеона, баяна, гармошки.

Чаще всего играли на этих инструментах те, у кого не было ног.

 Некоторые из них не только играли, но и пели, в основном

пели военные песни.

Однажды по всему базару раздалось: «Вставай, страна

огромная» песни – символа Великой Отечественной войны

поэта Василия Лебедева-Кумача и композитора Александра

Александрова  «Священная война». Её пел молодой человек без

рук, сильный лирический тенор в сопровождении безногого

аккордеониста! Перед ними простреленная солдатская каска,
 
в которую кое-кто клал деньги, в основном монеты.

стали присоединяться баянисты, певцы.

Вспоминаю сегодня этот концерт безногих, безруких, слепых

со слезами на глазах.

И ещё пишу сейчас и не могу также сдержать слёзы:

к нам молодая женщина подкатила на инвалидной

коляске  человека, у которого не было ни рук, ни ног.
 
Он попросил дать ему воды,
 
Толик протянул кружку, её взяла женщина, он выпил,
 
женщина нежно вытерла платочком его губы. Инвалид

улыбнулся и сказал: «Спасибо, мама! Спасибо мальчик! Меня

зовут Руслан, будем знакомы».
 
Для меня имя Руслан ассоциировалось с храбрым

богатырём Русланом из поэмы Александра  Пушкина «Руслан

 и Людмила», волшебной сказки, вдохновлённой

древнерусскими былинами. Я часто вспоминала эту встречу:

Руслана на коляске без рук и без ног. Когда родился у меня сын,

преподаватели, студенты моей группы предлагали разные

имена. Например, преподаватель словесности настойчиво
 
советовал назвать сына Романом. Когда собралась моя группа,

Светлана Некрасова предложила имя Руслан. Я с радостью

согласилась. Может, вспомнила поэму «Руслан и Людмила»,

может, вспомнила Руслана на коляске. Все студенты тоже

проголосовали за это имя.

Когда наступали холода, мама не брала нас на базар. Пришла

весна, лето, мы снова продаём воду. Но! Базар  изменился!

Нет калек, ни одного! Они исчезли! Не слышно привычного

грохота самодельных инвалидных тележек и скрипа

протезов. Прошлым летом почти у входа на базар ежедневно

мы встречали женщину без ног, она передвигалась,
 
отталкивая руками какое-то приспособление, а вокруг
 
неё пыль, а в мокрую погоду – грязь. Прошлым летом тоже у

входа сидели дети. Некоторые из  них показались мне

полными, толстыми. Мама пояснила мне, что они не

 толстые, а пухлые от голода. Также у входа сидели опухшие

мужчина и женщина, а около них мальчик лет пяти,

который еле слышным голосочком просил:  «Мама, папа, есть

 хочу,… есть хочу…». В это лето исчезла женщина,

 детей  тоже не было.

 Мне было 10 лет, и я, конечно, не спрашивала, где они,  где

делись калеки. Сегодня я задаю себе этот вопрос, чтобы

 разобраться в том, что произошло. Надо ли нам ворошить
 
прошлое? Я считаю: «Надо!». Надо ответить на вопрос:
 
«Почему пришедших с кровавых полей калек не обеспечили

 достойным уходом, хорошим питанием, теплом. Не

предоставили  лучшие санатории, уютные дома отдыха?».

Давайте вспомним, в какую страну вернулись её защитники?

После войны  по официальным данным треть страны была в

руинах: фашисты сожгли, разрушили  1710 городов и

посёлков, более 70 тысяч деревень, полтора миллиона зданий

и сооружений. Кров потеряли более двадцати пяти

миллионов людей. Надо было спасать страну от полного её

уничтожения. Из руин поднимали страну  женщины, многие
 
из которых были вдовами, подростки, а также вернувшиеся
 
живыми ветераны. Они, полуголодные, работающие в

невероятно тяжёлых  условиях,  возрождали города, посёлки,

сёла. Были случаи, когда люди умирали от голода

непосредственно в цеху у станка.  В таких условиях помочь

инвалидам  особо было нечем. Это не оправдание, это

констатация факта. В тоже время это невыносимая боль и

покаяние.

14 февраля 2017 года Государственная Дума рассекретила

данные о потерях Советского Союза в Великой

Отечественной войне. Общая убыль населения СССР в 1941 –

 1945 годы составила 5 2 миллиона 812 тысяч: на полях
 
сражений, во вражеском плену, в осаждённых фашистами

городах и сёлах, на трудовом фронте массово гибли люди от

младенцев до стариков.

Безвозвратные потери в войне – более 19 миллионов

военнослужащих, 23 миллиона гражданского населения.
 
Вечная память павшим в боях и умерших от невыносимых

условий жизни в годы войны! Многие фронтовики умирали в

первые месяцы, в первые годы после возвращения.
 
Через 80 лет после окончания Великой Отечественной войны
 
по официальным данным  5 миллионов воинов, кто

приближал День Победы, до сих пор числятся пропавшими

без вести.

«Война не закончена, пока не похоронен последний погибший

на ней солдат». Эти слова Александра Суворова является

девизом для поисковых отрядов, их на сегодня в России

насчитывается более 1400. История поискового движения

насчитывает 30 лет. По поиску и захоронению поисковые

 отряды работают добровольно.  Вернуть из небытия,

установить личность и найти родных даже одного воина,
 
стоит нескольких лет труда.

8 мая 1967 года в Москве на Красной площади у Кремлёвской

стены Александровского  сада открыт главный военный
 
мемориал страны - Могила Неизвестного Солдата. В этот

же день был зажжён Вечный огонь. Священное пламя
 
вспыхнуло, чтобы никогда не погаснуть. На мраморной

плоскости надгробного памятника расположено бронзовое

знамя, на котором лежит солдатская каска и лавровый

венок. В декабре 1997 года у Могилы Неизвестного Солдата

установлен постоянный пост почётного караула – пост

номер один. Солдаты Президентского полка стоят у Вечного

огня и в жару, и в холод. Смена почётного караула
 
происходит каждый час. В 2009 году Могиле Неизвестного
 
Солдата присвоен статус – Общенационального мемориала

вечной славы. В центре мемориала надпись: «Имя твоё

неизвестно, подвиг твой бессмертен».

С первых дней открытия мемориала к нему стали приходить
 
вдовы и сыновья погибших, пропавших без вести. Сегодня в

любую погоду приходят как россияне, так и иностранцы к

священной Могиле Неизвестного Солдата – в полном
 
молчании склоняют головы.

С  кровавых полей Отечественной войны вернулись на Родину

10 миллионов инвалидов, из них 85 тысяч, многим из которых

было по 20, 25 лет, отдали всё, включая руки и ноги,

некоторые при этом ослепшие, оглохшие.

В страданиях инвалидов виноват, бесспорно, фашизм. Но и

мы, оставшиеся в живых после окончания Отечественной
 
войны, и родившиеся после войны, в память об искалеченных

героях обязаны подтвердить слова: « Никто не забыт!

Ничто не забыто!».

Работают поисковые отряды,  чтобы установить
 
    имена в зарытых в землю ветеранов войны.
 
Но 85 тысяч героев-победителей, многим из которых

было по 20, 25 лет, отдали всё, включая руки и ноги,
 
 которые не стали  мёртвыми в смертельных боях с

фашистами. Они вернулись живыми, их  не надо
 
искать.

Но! Кто помнит о них? Ведь оказывается, не помнят о них

даже люди моего поколения, тем более, сегодняшнее. Когда

они мальчишками уходили на фронт, им говорили: «Бейте

храбро врага и Родина вас не забудет!» Надо ли знать о жизни

вернувшихся калек-ветеранов? Я считаю: «Надо!». Каждый

из вас может найти ответ в интернете.  Я перечитала всё,
 
что написано в интернете.

Есть мифы о тюремных  интернатах для воинов-инвалидов

на Валааме, легенды о «Гулаге для ветеранов». Публикации

иногда бывают просто лживыми. Так в 1998 году был

выпущен фильм  «Бунт палачей». Режиссёр Геннадий
 
Фрицевич Земель. Страна Казахстан. Геннадий Фрицевич

родился в 1952 году в семье ссыльных политзаключённых

латышей в лагерном посёлке  под Карагандой. Понятно, он с

молоком матери впитал ненависть к СССР, к русским.

Фильм «Бунт палачей» пронизан клеветой. В нём

утверждается, что  в 1949 году перед празднованием 70-

летнего юбилея Сталина в одном из сталинских лагерей были
 
расстреляны ветераны- калеки, что именно Сталин

приказал расстрелять всех ветеранов-инвалидов, а маршал

Жуков это реализовал.
 
Кроме того, в фильме цинично показано, как  многих

калек просто утопили в Охотском море, когда везли на

баржах в лагерь. Некоторые эпизоды в фильме мог создать
 
только больной, с психическим отклонением человек.
 
      В фильме нет ни одного процента правды.

Клевета! Для чего разжигать ненависть! Ну, зачем же так?

           Да воздастся каждому за лож!
 
 К счастью, есть публикации очевидцев. Одним из них

является Фёдор Викторович Кондратьев: доктор

медицинских наук, профессор, заслуженный врач России,
 
судебный психиатр высшей квалификационной категории. Он

был командирован на Валаам в 1966 году по просьбе

патриарха Алексия I министром здравоохранения СССР

Курашовым Сергеем Владимировичем для сбора информации о

жизни его обитателей после войны. Всё, что Фёдор
 
Викторович  увидел, услышал, он  написал к 75-летию
 
Великой Победы:

«Судьба инвалидов Великой Отечественной войны.

Свидетельства очевидца».

В публикации, правда, суровая правда. Прочитайте! Приведу
 
некоторые предложения из написанного: « Надо знать и
 
помнить, что инвалидов помещали не в спецлагеря, а в

учреждения  с социальным и медицинским обслуживанием,
 
хотя и в ведомстве  МВД СССР. Мы должны быть честными

в понимании тех трагедий, которые выпали на долю нашего
 
народа. Не надо больше ни однобокого очернительства, ни

 ныне модного восхваления большевизма, который сам по себе
 
был трагедией в истории Отечества. Нам надо помолиться о

тех, которые так и умерли, не имея возможности перед

смертью услышать слово Божие, покаяться в своих вольных

 и невольных грехах: было строгое большевистское

предписание: «Никаких попиков! Бога нет

 Особенно трогательным  является рассказ об инвалиде
 
Василии и медсестре Ксюше.

  «Ксения Краснова приехала на Валаам ухаживать за

инвалидами из Вологодской области. Василий в 1941году 18–

летним ушёл на фронт. На четвёртом месяце войны под
 
Калинином (сегодня Тверь) во время бомбёжки получил свои

увечья: оторваны по локоть руки, потеря ног - одна выше
 
колена, другая чуть ниже.
 
Родственники погибли, дом сгорел. Так очутился на Валааме.
 
Ксения и Василий были одногодками, полюбили друг друга. У

них родился сын Петя. Семья переехала жить на материк,

получили квартиру, Ксения устроилась на работу. Василий

получил радость от воспитания сына, прожил ещё 19 лет.
 
Ксения с Петей приезжали в Москву. Пётр хороший парень с

самой светлой памятью об отце. Ему 50 лет, он уже

дедушка. Родословная инвалида Великой Отечественной

войны, несмотря на все преграды, продолжается.
 
Когда я слышу нытьё людей, жалующихся на свою

«тяжёлую» судьбу, я думаю: да, знал бы ты судьбу героев

войны, закончивших свою жизнь в интернате для инвалидов-

калек на Валааме!».
 
  Воспоминания  художника Геннадия Доброва:

                «Автографы войны"

 Так художник Геннадий Добров, как свидетель, назвал свои

воспоминания о встрече с ветеранами Великой

Отечественной войны на Валааме. Геннадий Добров прибыл
 
на остров Валаам в 1974 году, нарисовал портреты живущих
 
                там инвалидов-фронтовиков.

     Рассказ художника о портрете одного инвалида:

«На кровати лежит человек без рук и ног. Лежит он на

чистой кровати, укрытый чистым одеяльцем, таким

маленьким, простынкою. И подушка у него, всё очень чистое.

И он только на меня смотрит, смотрит, смотрит. Вижу –
 
это молодой, как бы…молодой солдат, ну как вот, бывают

новобранцы, но потом смотрю – нет, это уж не такой

молодой, это он просто.…Как бы у него лицо застыло в том
 
состоянии, когда его вот контузило. И с тех пор оно не
 
стареет, как бы такое.… И смотрит на меня, ничего не

может сказать. Мне потом сказала нянечка: «Да, - его так и

привезли ещё в 1949 году откуда-то. Он лишён слуха и речи.

 Он ничего не говорит, он контужен. Война оставила ему

только возможность видеть. И документов никаких при нём

не было. И его история болезни чистая, ничего в ней не

написано – кто он, откуда, кто его родители, где он служил, в

каких  войсках. Только подобрали его где-то там, на поле

боя…». Я рисую его, а он, как лежал в одном положении, так

и лежит. Как смотрел на меня, так и смотрит таким же

взглядом ясным, таким чистым, таким проникновенным. И я

его очень быстро и совершенно легко нарисовал. Потому что
 
я его почувствовал, как будто это какой-то мой брат, как

будто мой родственник, как будто этот человек настолько

мне близок, родной, что я просто так вот зажал зубами свои

губы, чтобы не кривились от боли, чтобы глаза ещё не
 
застилали слёзы, я старался вот так…».

Портрет этого ветерана нарисован в 1974 году, Добров назвал

его «Неизвестный». В 1974 году почти сразу после написания

этого портрета ветеран скончался. 25 лет за ним с любовью

и состраданием ухаживали. Кажется, что он жил, чтобы

был нарисован его портрет, чтобы через века все поколения

помнили, какой ценой завоёвано их счастье. Похоронили
 
ветерана на Игуменском кладбище, здесь он нашёл свой покой.
 
                Миллионы людей

Советского Союза увидели Неизвестного на рисунке-портрете

Геннадия Доброва. Посмотрели ему в глаза – в них  война!
 
Невольно вспоминаются слова из песни «Офицеры» Олега

Газманова: «Что же мы, братцы, наделали, не смогли уберечь
 
их.  И теперь они вечно в глаза нам глядят».
 
На Валаам стали приходить письма: русские люди
 
узнавали на портретах своих родственников и друзей.

В 1994 году на Валаам  из Киргизии приехал Николай

Григорьевич Волошин. Он узнал на портрете Неизвестного

своего отца, лётчика Григория Андреевича Волошина,
 
которого считали пропавшим без вести. Сын на могиле

отца поставил памятник.

В 2007 году серию рисунков «Автографы войны» приобрёл

Музей истории Великой Отечественной войны на Поклонной
 
горе в Москве.

Эти рисунки-портреты воинов-героев не могут не
 
тревожить сердца людей, вызывают шок.  Надо, чтобы люди,
 
особенно молодые, увидели,  что такое фашизм. Вечный
 
поклон, вечная память! Мы обязаны рассказывать о них

детям, внукам, правнукам, праправнукам, чтобы не
 
оборвалась нить великой истории воинов! Мы живы
 
благодаря из смертельному подвигу! Они есть Ангелы,

охраняющих нас на Небесах!

Дом инвалидов в Спас - Преображенском  Валаамском

монастыре -  боль  без срока давности - просуществовал до

1984 года.

С этого года началось возрождение монастыря под

покровительством Русской Православной церкви.

В 1989 году в монастыре  возобновилась монашеская жизнь

Русская Православная церковь чтит память защитников

Отечества вместе с многочисленными паломниками, среди
 
которых нередко бывает президент России В. В. Путин.

На Валааме открыт Мемориал памяти погребённых здесь

 инвалидов Великой Отечественной войны; установлен

Поклонный Крест, освящённый патриархом Кириллом.

Мемориал на Валааме и Поклонный крест установлены в

память о тех инвалидах, которые жили в Доме инвалидов

Спас – Преображенского  монастыря  и были похоронены на
 
Игуменском кладбище.

Но тысячи и тысячи могил калек разбросаны по многим

городам, посёлкам, сёлам нашей России.
 
85 тысяч инвалидов без рук и ног оказались вне
 
исторической памяти. Есть на деле страшный

памятник беспамятства, отсутствие справедливости

и достойной платы за подвиг. Их не было на парадах,
 
когда ещё были живы.
 
Почему до сегодняшнего дня не увековечена память о

 ветеранах-инвалидах?
 
Хорошо, что на Валааме открыт мемориал в память о

находившихся там инвалидах. Но не все там окончили

свою жизнь: в основном,  там находились те, у

которых не было в живых родственников или те, кто

 не хотел показываться в таком виде своим близким.
 
Есть немало свидетельств о том, что матери
 
находили своих сыновей, ухаживали за ними: кормили,
 
одевали, носили на руках, как когда-то маленьких

ползающих, не умеющих ещё ходить.
 
Есть свидетельства, что младшие братья, сёстры

также помогали матерям ухаживать за инвалидом.
 
Некоторые до начала войны были женаты. Есть
 
свидетельства,  что жёны находили и ухаживали  за

своими мужьями не по долгу, не по совести, а огромной

любви, которая по-прежнему жила в их сердце.

 У некоторых ветеранов-калек были дети, которые с

упорством искали и находили своих отцов и также

заботились о них.

Именно об этих ветеранах-калеках необходимо

создать мемориал в Москве, такой как мемориал –

 Могила Неизвестного Солдата на Красной площади у

 Кремлёвской стены Александровского сада.

Должны быть музеи, посвящённые героям, это

мощный воспитательный момент о силе духа,
 
смелости, безграничной любви к Родине.
 
 В каждом городе, посёлке, селе, откуда ушёл молодым

 и здоровым на фронт, а вернулся инвалидом, надо его
 
именем назвать школу, где он учился, улицу.
 
Создать школьные музеи, посвящённые героям. В

школьные учебники внести рассказы о них не по
 
случаю, а по зову сердца.

Можно создать Аллею Забытых Героев: разместить

рисунки-портреты из «Автографы войны» художника

Геннадия Доброва.

 Под каждым портретом имеется краткая биография

ветерана Василий Лобачев. Оборонял Москву, был ранен.

Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. И стал

бы он совсем беспомощным, если бы не жена Лидия,
 
тоже во время войны потерявшая обе ноги. Жили,
 
поддерживая друг друга. Родились у них здоровые два
 
сына.

В 1983 году на киностудии «Мосфильм» создан фильм

«Вечный зов» по мотивам одноименного романа

Анатолия Иванова. Время действия с 1906 по 1961 год
 
Сценаристы: Константин Исаев и Анатолий Иванов.
 
Режиссёры: Владимир Краснопольский и Валерий Усков.
 
Фильм никого не может оставить равнодушным,

особенно сцены заботы и любви Анфисы

 к безногому мужу Кирьяну Инютину в  исполнении

 замечательных актёров –

Татьяны Сёминой и Андрея Мартынова.

Один из способов знать сегодняшнему поколению
 
правду о войне – это смотреть и обсуждать в учебных

заведениях, в том числе в школах, дома всей семьёй
 
документальные фильмы о войне.

Есть девять документальных фильмов:
 
-«Разгром немецких войск под Москвой» (1992)

-«Сталинград» (1943)

-«Обыкновенный фашизм» (1965)

-«Великая Отечественная» или «Неизвестная война» (1978)

- «Гладиаторы Второй мировой войны» (2001)

-«Блокада» (2005)

-«Освенцим. Фабрика смерти» (2005)

- «Апокалипсис: Вторая мировая война» (2009)

- «Наступит ночь» (2014)

 Сегодня необходим сценарист, который создаст

 письменную версию, сценарий о ветеранах,
 
вернувшихся без рук и без ног.

Сюжетом может стать рассказ Фёдора Викторовича

Кондратьева о Ксении и инвалиде Василии, об их сыне

 Пете. Пётр приезжал с матерью в Москву.
 
Фёдор Викторович сообщил, что Петру 50 лет, что он

уже дедушка. Значит, можно найти правнуков Василия.

Или рассказ о Василии Лобачёве и его жене Лидии. У

них родились сыновья. Можно их найти. Василий был

ранен при обороне Москвы. Наверное, он москвич.

Можно найти родственников, живых свидетелей,
 
работавших в Домах инвалидов, для написания

сценария.
 
Хороший сценарий может заинтересовать режиссёра,

продюсера.

Создание документального фильма о ветеранах-

инвалидах - это требование сегодняшнего дня.

 Когда это немногое будет сделано, тогда будет
 
уничтожен страшный памятник беспамятства,

восторжествует справедливость и достойная плата

за их подвиг.
                Тогда можно сказать:
               
                «Никто не забыт и ничто не забыто!».


                P. S.

                Прочитайте:

        «У последней черты. Фрагменты из автобиографической книги Фёдора

           Викторовича Кондратьева «Перед уходом. Уроки прожитой жизни».

                Несколько предложений из книги:

             «С античных времён существует поговорка: «Помни о

             смерти и торопись делать добрые дела». Смерти не

             надо бояться, о ней можно думать, писать и читать.

             Момент смерти – переход в  вечность. Потому как
 
             умереть, гораздо важнее, чем когда умереть. Ведь с чем

             мы умираем, с тем и приходим в вечность».