Данко
Город Красный Луч. 1928 год.
Летом этого года произошло трагическое событие,свидетелем которого была моя
мама, о котором до сегодняшнего дня вспоминают старожилы города.
Печатаю дословно рассказ моей мамы от её лица.
«Вечером накануне этого рокового дня я прочитала
романтическое произведение Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко,
смелом и красивом юноше, любящим людей больше себя, потрясла меня. Важнейшие
слова гордого человека вновь и вновь читала и перечитывала. «Что сделаю я для
людей?»- сильнее грома крикнул Данко. Вдруг разорвал руками себе грудь, вырвал
пылающее сердце, высоко поднял его над головой, освещая соплеменникам путь. Он
вывел их из леса на широкую степь, радостно засмеялся и умер.
Ночью мне приснился сон, похожий на явь: рядом с собой увидела Данко, ощущала
его дыхание, слышала слова: «Что сделаю я для людей?». Проснувшись, долгое время
боялась пошевелиться, находясь под впечатлением ночного чудесного видения, всё
ещё ощущала его присутствие: он был таким, каким представляла его при чтении
легенды.
В те времена душой города Красный Луч был базар, открытый в 1910 году. С
раннего утра и до позднего вечера нескончаемый поток людей сновал по базарной
площади. Одни что-то продавали, другие – что-то покупали. Но большинство ничего
не продавало и нечего не покупало. Расцвет базарной жизни пришелся на годы Нэпа,
введённого 14 марта 1921 года десятым съездом РКП(б). Главное содержание Нэпа
– замена продразвёрстки продналогом. Например, в деревне при продразвёрстке
изымалось до 70% зерна, при продналоге – 30%. Торговля была бойкой и
результативной. Что только не производили умельцы: изделия из меха и кожи,
гончарные изделия, диковинные изделия из бересты, домашнюю утварь, изделия
одежды: сарафаны, платки, пальто, женские головные уборы, свадебные наряды
гипюровые и кружевные, вышивки, рушники, куклы.
Но со второй половины 1926 года началось осуществление политики по
вытеснению частного сектора в экономике. К 1928 году нэпманы, совбуры (советская
буржуазия) – разговорное название предпринимателей в период Нэпа, стали
подвергаться неприкрытому давлению со стороны налоговых органов (финотделов)
прежде всего путём резкого увеличения налогов. Но невозможно было уничтожить
жилку творчества, изобретательности, поэтому на базаре по-прежнему можно было
что угодно продать, и что угодно купить, только «из-под полы», так народ
окрестил такие сделки. Что ещё было характерно для базарной жизни этих лет –
воровство, звериные драки, поножовщина.
Пройдут дни, но я так и не могу вспомнить, что заставило вместо библиотеки,
как обычно делала в свой выходной день, пойти на базар. Пройдя несколько шагов
по базарной площади, наткнулась на людей, стоящих плотной стеной вокруг
образовавшегося ими кольца. Первая мысль – уйти с площади, но громкие голоса
доносившиеся в толпе, привлекли внимание.
С трудом, протиснувшись через толпу, я увидела юношу посреди огромного
круга. Он был похож на Данко, который привиделся мне во сне: на нежное, почти
девичье лицо, спускались белокурые волнистые волосы, в голубых глазах светилась,
как мне показалось, любовь к окружавшей его толпе; белоснежная рубашка с
расстёгнутым воротом на груди; руки с закатанными рукавами, руки с тонкими
длинными пальцами, пальцами музыканта.
Невдалеке от юноши стоял в рваной одежде старик и кричал плаксивым
голосом: «Убейте вора! Убейте его!». В разных концах толпы, как по сигналу,
послышались голоса: «Убейте вора! Убейте его!». Я так и не могла понять, почему
толпа так враждебно настроена к юноше. Толпа со всех сторон двинулась на него.
Он молчал, но на новый возглас старика о расправе над ним, поднял гордо
голову и, волнуясь, начал говорить: «Люди! Выслушайте меня! Я не убегу,
выслушайте меня!» Сильнейшее воздействие на людей оказал его голос, казалось,
что он не говорил, а пел, настолько был прекрасен его голос – нежный тенор.
Толпа вначале находилась под впечатлением именно голоса, но через минуту на них
сильнейшее воздействие оказали его слова. Справившись с волнением, юноша
продолжал: «С рождения я не знал матери, не знал материнской любви. Вы,
конечно,знаете, что ребёнок с детских ранних лет убеждён, что всё принадлежит
ему: он будет забирать понравившиеся игрушки у других детей, понравившиеся вещи
даже у взрослых. Он убеждён и будет так поступать, пока однажды вы ему не
объясните,что плохо, нехорошо, некрасиво брать чужое. Просто крохе надо
объяснить это вовремя. Причём не просто объяснить, а запретить брать чужое.
Ребёнок не может устоять перед соблазном и ворует. Поддавшись искушению, он
нарушает все запреты. Представление о том, что такое «моё» и что «чужое»
появляется у ребёнка не сразу».
Вдруг из толпы раздался голос: «Он верно говорит. Самое малое
дитя имеет свои недостатки и пороки – печальное наследство от прародительского
греха. Родителей обязанность к чадам своим увещевать и убеждать их к непорочной
и чистой жизни. В Библии прямо сказано: «Помышление сердца человеческого – зло
от юности его…». Толпа, услыхав слово «библия», загудела, раздался громкий
голос: «Контра, опиум для народа, выйди сюда, где ты? Люди, ловите опиум для
народа»! В конце концов, все успокоились….
Юноша продолжал: «Истоки моего воровства кроются в раннем детстве. Однажды
я принёс игрушку, которую забрал у мальчика. Отец был ко мне всегда суров, но
на этот раз он впервые в жизни погладил меня по головке. Так начиналось моё
детство. За одно, хоть малейшее ласковое слово, за то, чтобы он снова погладил
меня по головке, я готов был из-за любви к нему, сделать всё, что он захочет. Я
искренне верил в авторитет и непогрешимость отца. Я не знал нежности и ласки.
Не чувствуя опоры, поддержки, любви, я воровал всё, что могло заслужить
внимания моего отца.
А потом начались мои «университеты». Я был ещё ребёнком, когда отец
отдал меня на обучение к очкистам или ветрянщикам. В воровском мире есть такая
профессия - форточник, то-есть я специализировался на проникновение в чужое
жилище через форточки и окна, крал то, что необходимо было моим «учителям».
Моими дальнейшими «учителями» были карманники, домушники, громилы, гопники,
угонщики, фармазонщики. Шнифера и медвежатники научили меня хорошо пользоваться
отмычками, булавками, фомкой при краже лавок. Отмычки или ключи в нашей среде
называются «мальчиками». Постепенно я стал высокопрофессиональным вором.
Однажды меня заинтересовали книги. Я забирал те из них, которые были в
дорогих переплётах и в них были красочные картинки. Читать я не умел, но по
картинкам постепенно стал немножко вникать в смысл того или иного произведения.
Научившись читать, я «проглатывал» одно произведение за другим. Отец не одобрял
моё увлечение книгами, но они всё более и более манили меня. Из книг я узнавал
о другом мире, о жизни людей не моей профессии, а главное, о любви между юношами
и девушками. Под влиянием книг моё сердце стало томиться, я жаждал любить и
быть любимым. Наконец, я встретил её, нежную, милую девушку. По указанию моих
«учителей» я должен был ограбить дом. Меня уверили, что хозяев в доме нет. Для
меня не составило никакого труда открыть запертую дверь. Через прихожую зашел в
комнату, и … мне навстречу вышла приветливая, улыбающаяся девушка. Ни один
художник, ни один поэт не смогут передать её красоту. Не помню, что я говорил,
как говорил, зачем пришел, кто я, как попал в дом. Она была доверчива и не
задавала вопросы, на которые я бы не смог ответить.
Встреча с Настенькой, так звали девушку, перевернула мою жизнь. Я не
расспрашивал её о семье, боясь, что тогда и она захочет узнать о моей семье. Но
однажды при очередной нашей встрече Настенька сказала, что хочет познакомить
меня с её младшим братом и младшей сестрёнкой, что они сироты. И ещё она
сказала, что мама их умерла при последних родах, а отец повесился после того,
как у него полученную им жалкую шахтёрскую зарплату отобрал вор. Так я узнал
леденящую мою душу историю: её отец работал в шахте города Красный Луч, работал
добытчиком (зарубщиком) непосредственно в очистном забое (лаве).
Профессия добытчика самая тяжёлая, изнуряющая человека, поэтому оплата труда
была одна из самых высокооплачиваемых. Отец Настеньки, чтобы прокормить троих
несовершеннолетних детей, вынужден был по 14 часов в невероятно тяжёлых,
нечеловеческих условиях и, несмотря на слабое здоровье, работать добытчиком.
Прошли годы, но я до мельчайших подробностей вспомнил тот день: это было
первое моё дело, как «карманщика», которое я совершил по заданию моих «учителей»
именно в Красном Луче. Человек вышел из шахты. Он был небольшого роста,
тщедушен, лицо чёрное – чёрное, только глаза сверкали. Он подошел, видимо, к
своему жилищу. Общим, я отобрал у него деньги. Я был тогда подростком, верил в
непогрешимость моего отца и моих «учителей». Оказывается, лишившись денег, у
отца Настеньки не было сил войти в комнату, не было сил увидеть своих троих
голодных детей. А они ждали его и днём, и вечером, и утром.
Говорят в народе, что преступников тянет обычно на то место, где он совершил
преступление. Вот поэтому я здесь. Я сказал отцу, что больше не буду воровать,
что я люблю Настеньку, что мне лучше умереть, чем жить без неё. Я решил
рассказать ей всю правду о себе, решил свою судьбу отдать в её руки. Я готов за
свои преступления получить суровое наказание: длительный тюремный срок и даже
смерть. Сегодня я назначил ей встречу именно в Красном Луче и именно около
дома, где я совершил преступление. Отец и мои «учителя» шли по моим стопам.
Заметив это, я попытался затеряться в базарной толпе. НО! НЕ УДАЛОСЬ! Сейчас я
стою в окружении не только вас: здесь все мои «учителя», это они по команде
«дирижера» кричат: «Убейте его! Убейте вора!». А «дирижёр»,- голос дрогнул,
как-то задрожал, что передалось толпе, она, казалось, замерла. Юноша продолжал:
«Дирижёр», человек, который призывает убить меня, МОЙ ОТЕЦ!». Раздался выстрел,
толпа отпрянула назад и устремила взгляд на бившегося в агонии старика.
Раздался второй выстрел, толпа оцепенела: по белоснежной рубашке юноши
стекалась алая кровь, рука опустилась, выпал револьвер, юноша медленно стал
оседать на землю.
О происшедшем в городе Красный Луч до сегодняшнего дня рассказывают до
мельчайших подробностей старожилы, непосредственные свидетели трагедии, да и не
только они. Судачили в народе, что нашли тот дом, где жили отец и сын, что в
нем обнаружили несметные богатства.
Проходят годы, но я не могу забыть эту трагедию. Хочу, чтобы о ней знали мои
дети, внуки и правнуки».
© Copyright:
Раиса Безродная, 2023
Свидетельство о публикации №223062801437