24 мая 2014. Пропущенный матч

Александр Алексеенко 2
                Надо ехать в Крым.

        Сегодня у нас на календаре значится май. Если быть точным, сегодня 24 мая 2023 года. Я еду по городу. Погода чудесная: солнечно и безветренно, над головой ни облачка, хотя весна ныне не самая теплая. Мой личный синоптический прогноз пока сбывается – при таких теплых зимах, каковая случилась в этом году, весны никогда не бывают жаркими. Природа этим компенсирует свою зимнюю непредсказуемость, зато средняя годовая температура соответствует той, что указана во всех описаниях историй погоды в городе Киеве.
        В автомобиле кондиционер все же включен, темная окраска кузова способствует тому, что в салоне почти как в сауне. Но еду я уже около получаса, кондиционер старается и приводит температуру к приемлемым телу градусам.

        Я направляюсь на другой конец города, мысли беспорядочно прыгают с одной темы на другую, пока мне не приходит в голову:

        «Сегодняшняя дата мне почему-то знакома, даже слишком знакома... Что-то памятное происходило в этих числах мая, правда, не год и не два назад... И это что-то было связано с дорогой, с какой-то знаковой поездкой...»

        Потом мое внимание переключилось на что-то другое. Оно, внимание то есть, у меня очень самостоятельное: поворачивается непредсказуемо, и я с ним ничего не могу поделать. Кстати, какой бы мрачной ни была наша сегодняшняя жизнь, но элементы мирного времени все же присутствуют. Сегодня, например, играется очередной тур футбольного чемпионата, в котором до сих пор сохранилась определенная интрига. И мои мысли запрыгали вокруг футбольной темы.
      
        Май это вообще-то время большого европейского футбола. Во все времена в последних числах мая проводились финалы европейских кубков. Опять же, национальные чемпионаты заканчиваются, конкуренция в конце сезона всегда нешуточная.
        Это у нас в стране сейчас не до футбола, у нас другая борьба, кровавая и беспощадная, где на кону стоят человеческие жизни, стоит сам факт существования нашей страны. Поэтому – не до жиру, быть бы живу. Но в других странах жизнь продолжается, маховик жизни не остановить.

        И в этот момент я прозрел: девять лет назад, в поздний вечер 24 мая состоялся финал Лиги чемпионов! Да, именно в этот день... А я его не смотрел, потому что добирался из Крыма в Киев. В этот момент я даже вздрогнул от осознания невероятного ныне для меня факта: ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я ЕХАЛ ИЗ КРЫМА В КИЕВ...

        Перед глазами начали мелькать картинки из давнишней командировки в Крым, после которой я в тех краях больше не бывал... Тогда, хоть и было тревожно, но мы безотрывно и с болезненным вниманием наблюдали за событиями в Крыму.  Даже при условии того, что мы не понимали, куда всё катится, и тем более не могли предвидеть, к чему мы придем через несколько лет.
        Какими бы жестокими ни были события на Майдане в четырнадцатом году, Киев в целом жил и работал ритмично. Магазины, торговые и офисные центры, сфера услуг – всё функционировало, как ни в чем не бывало. Когда эпицентр внимания переместился в Крым, то большинство из нас, так называемых «пересічних громадян», не представляло, что на самом деле там происходит. Это по-настоящему Крым вышел из Украины, а не «понарошку»? На наших глазах рушился миропорядок, разрывались отношения, образовалась новая граница...

        Да, мы слышали рассказы о том, что некоторых украинских военных, верных присяге, которую они дали народу Украины, за выполнение своих уставных обязанностей «зеленые человечки» в Крыму просто-напросто расстреляли.
        Это было чудовищно, но, что самое отвратительное, об этом не трубили на весь мир средства массовой информации, ни наши, ни, тем более, иностранные. К сожалению, это произошло буднично, будто и не с живыми людьми, а киношными персонажами. А ведь эти военнослужащие были настоящими героями, для которых понятия «воинская честь и присяга» не были пустыми словами.
         
        Территория Крыма, объявленная на весь мир российской, начала огораживаться. Пограничные переходы с Украиной обустраивались хлопотливо и методично. Связь пока работала, как проводная, так и мобильная. Никаких конфликтов на границе не возникало. Попасть в Крым можно было при предъявлении внутреннего гражданского паспорта. Автомобилистам при соблюдении общепринятых условий также не возбранялось заехать в Крым. Всё шло как всегда, будто ничего и не произошло. Даже гривна еще пока ходила в Крыму, хотя времени на ее хождение было отпущено не слишком много.

        С Крымом наша фирма прекрасно сотрудничала немало лет. После известных событий, и даже когда был проведен референдум, партнеры продолжали звонить и заказывать продукцию.
        Это было удивительно. Но от крымчан исходила уверенность и оптимизм: все нормально, продолжаем работать, не вы одни такие, кто приезжает сейчас на полуостров с товаром. Ну, что ж тогда... Будем ехать в Крым.

        У меня присутствовала мысль о том, что люди из Севастополя и других городов, с которыми мы долгое время работали, задумали простейшую операцию: накопленную у них гривну перевести в товар. А там – как пойдет. Прикажут с такого-то числа перейти полностью на рубли, они в ответ – пожалуйста, рады стараться. Товар-то уже имеется...

        Так или иначе, но мы решили снарядить в командировку наш пятитонник: судя по всему, обстановка в Крыму мирная, нас там ждут с нетерпением, и даже приготовлены деньги. Гривны, конечно...
        Наш водитель человек опытный, точки выгрузки знает прекрасно и выполнить привычное поручение для него не должно было составить никакого труда. И я с легким сердцем благословил его в дальнюю дорогу. Впрочем, за десятилетие перед этим мы на своих грузовичках исколесили всю Украину и до 2014 года для нас не являлись препятствием тысяча и более километров. Но теперь надвинулись «новые времена» и нынешняя поездка должна стать пробным камнем в работе в новых условиях. Тем не менее, у меня не было никаких плохих предчувствий.

        Когда...

        Через сутки мой водитель сообщает, что его не пропускают на границе!.. Что удивило – не «пущают» именно наши пограничники...

        - Почему?!
        - У меня в паспорте не вклеена фотография после сорока пяти, - уныло сообщает мой горе экспедитор…
        - А что ты раньше думал?! – зашелся я в негодовании.
        - Да, вот, думал – обойдется, - мычал в трубку незадачливый сотрудник.
        «А вот это провал», - подумал я словами Штирлица.
        - Ну, и где ты сейчас? – недружелюбно спросил я.
        - Да перед Армянском стою, - уныло ответствовал «проваливший явку».
        - Стой теперь, пока я не приеду. А приеду я только завтра к вечеру...

        Делать нечего: нужно ехать туда, связываться с местными партнерами и их просить, чтобы помогли с водителем. Такой у меня созрел план. Ехать за рулем грузовой машины лично я не могу – у меня в правах открыты категории только на легковые автомобили и мотоциклы. Везти с собой другого водителя – себе дороже. И я решился на более приемлемый вариант: подключить местных. Понятное дело, что не «за бесплатно»...

        Из Киева до Армянска примерно семьсот километров, но я неожиданно для себя домчался быстро и встретился с водителем даже не вечером, а прилично засветло. За время моего перегона ничего с паспортом водителя не произошло – фотокарточка сама не вклеилась... Поэтому я продолжил начатые еще в Киеве переговоры с крымскими партнерами – помогите с водителем. Ответ последовал тот час же:

        - Выезжай к нам, переночуешь, утром возьмешь нашего водителя и отвезешь его в Армянск! Он готов поработать на общее благо. О цене договоримся...

        Посмотрев укоризненно напоследок на собственного беспаспортного покорителя асфальтовых дорог, я порулил к пограничному переходу. Повторюсь, существующая на тот момент реальность – въезд в Крым через погранпереход, когда я еще год назад тут проезжал легко и свободно, – была удивительна, но я не воспринимал ее трагически. Принимал как новую данность...
        Однако преодолеть появившееся препятствие мне нужно кровь из носу. Вдобавок, мне, как человеку любопытному, было интересно увидеть, что ныне происходит в Севастополе и его окрестностях.
        На пограничном посту с украинской стороны со мной не произошло никаких катаклизмов.

        «Цель поездки? Паспорт, техпаспорт на автомобиль…» - ничего сверхъестественного от меня не требовали.

        Я переезжаю к российскому посту, а здесь, на мой взгляд, отношение ко мне даже еще добродушнее, чем на нашей стороне, хотя поначалу я ожидал определенного подвоха. Ан, нет. Дежурные фразы, регистрация авто на ввоз, проверка документов, штампы на бумагах, которые я буду возить с собой, и:

        «Счастливого пути!..»

        Продолжение в http://proza.ru/2023/06/27/1482