Новый взгляд на физику глазами А. Б. Мигдала - 2

Михаил Сигутин
Перед чтением статьи предлагаю отбросить стереотипы относительно физики и посмотреть на эту науку взглядом людей, всем сердцем любящих её и достигших в ней признанных профессиональных высот.

Один из них - Аркадий Бенедиктович Мигдал - советский физик-теоретик, академик АН СССР, популяризатор науки, положивший начало новым научным направлениям. Он внёс огромный вклад в развитие квантовой теории, теории ядра физики элементарных частиц и других разделов физики.

Этот текст написан под впечатлением от прочтения книги А. Б. Мигдала «Как рождаются физические теории» (1984 года издания) и содержит в себе её материалы с моими авторскими комментариями школьника, сильно любящего физику.


----- В предыдущей серии: Физика как творческая наука -----

По мнению академика Аркадия Мигдала, физика - не просто наука о природе.
- Тогда что такое ФИЗИКА?
- Кого назначили на должность верховного судьи ИСТИНЫ?
- Чего мы НЕ ЗНАЕМ о детях и почему каждый человек с рождения - ФИЗИК?
- Чему всем нам стоит поучиться у НАУКИ?
Об этом и многом другом узнаем в 1 серии!
- Переходите по ссылке для чтения 1 серии: http://proza.ru/2023/06/23/1034



-------- 2 серия: Размышления о профессионализме и пути познания --------

- Эхо предыдущей серии.
Время раскрыть карты. Давайте проясним ключевой момент из первой серии.
Добраться до истины и не попасть в болото предвзятости и иллюзий юному физику поможет правильная цель: ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ нужную теорию/явление. При этом, в попытках доказать или опровергнуть что-либо, исследователь, поддавшись эмоциям, может потерять необходимую для науки беспристрастность.
Из этого вытекает скепсис физиков: "Нет ничего истинного, что не могло бы оказаться ложным" - исследователю необходимо в разумных пределах сомневаться во всём.


- Значение профессионализма в науке.
Давайте обратимся к правилам из книги «Как рождаются физические теории», чтобы поразмышлять о роли профессионализма в науке.
Как пишет сам Мигдал: “Предельный профессионализм – одно из главных требований к человеку, посвятившему себя науке.”


- Основные научные "грехи" начинающих исследователей.
Дилетанты часто грешат своей поверхностностью в науке, в то время как главная цель специалиста – глубокое понимание теории/явления. У новичков отсутствует насмотренность, практический опыт и, как следствие, отсутствует научная интуиция. В силу небольшого опыта, они не знают важных нюансов, не понимают скрытых связей/закономерностей, да и в целом не могут использовать имеющиеся инструменты “по максимуму”.

Помимо этого, для начинающих исследователей характерно впадать в крайности. Мастерство же находится на “золотой середине”. У них присутствуют излишняя суетливость, несдержанность, импульсивность или же, наоборот: нерешительность, страх и долгое обдумывание каждого своего шага. Вероятно, автор книги от всего сердца пожелал бы научным “любителям” устранить рассмотренные выше огрехи и стать мастерами своего дела.


- Понять, простить и идти к высшей цели.
Учёными не рождаются, учёными становятся. Каждый великий человек всегда начинает с чего-то малого. Профанство при первых шагах в новой области – это нормально. Однако с самого начала важно стремиться к идеалу мастерства, сохраняя в себе огонь драйва, энтузиазма и интереса, свойственный новичкам.


- Кого можно назвать "мастером физики"?
Настоящий профессионал сочетает в себе предельную научную точность, добросовестность, самообладание с энтузиазмом исследователя. Мастер строго придерживается установленных фактов, полностью осмыслив их и прожив. Дилетант в полной мере не “жонглирует” фактами, ему проще закрыть на них глаза, в силу своей неосновательности.


- Жизнь научной теории и мудрость её устройства.
Факт мы понимаем как синоним слова “истина”. А она рождается в ходе научного эксперимента, который даёт повторяющиеся результаты и подтверждён независимыми опытами других исследователей.

В то же время теория – это систематизированные факты, соотношения и взаимосвязи между ними. Стоит отметить, что факты систематизируются при помощи сознательно упрощённой модели явления.

Теория регулярно проверяется экспериментами. Всё решает эксперимент. В этом смысле жизнь мудрее нас. Если теория не выдерживает проверки "боем" и даёт сбой, то она корректируется на основе данных, полученных от прошлых практических тестов. Если же убедительная теория противоречит установленным ранее фактам, то появляется научный парадокс - скачок в развитии.


- Путь к истине и человек, по нему идущий.
Как итог, путь научного познания состоит из постоянных экспериментов, создания и проверок теорий/правдоподобных предположений, парадоксов, гипотез и озарений. По этому пути сможет идти только тот, кто живёт познанием окружающего мира и получает от этого колоссальное удовольствие.

Врождённая потребность человека к познанию удовлетворяется пламенным стремлением к истине. В этом смысле, самоотверженным учёным может стать каждый – необходимо лишь найти свой ключик к каждому ученику. Именно от выбора подхода, зажигающего сердца людей, зависит успех во всём, и наука тут не стала исключением.


- Темы для размышления в следующей серии.
Научный подход разрабатывался, развивался и был отобран как самый рациональный и прагматичным. Именно благодаря ему, наука может развиваться и совершенствоваться до бесконечности. Всё гениальное – просто. Сам подход содержит в себе три ключевых понятия. Метафорически говоря, на них как на трёх китах держится вся твердь физического знания.

Об этих краеугольных понятиях читайте в 3 серии.
 
Как мы помним из 1 серии, наука – это симбиоз профессионализма и вдохновения. Про первый элемент мы поговорили в этой серии, а что же тогда с научным вдохновением? Что это и какое оно бывает? Что побуждает человека к творчеству? Как не погибнуть для науки, поставив себе цель, и какое качество ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО для учёного?
Приглашаю совместно с книгой Аркадия Мигдала поразмышлять и поискать ответы в 3 серии.

Продолжение следует, увидимся в следующем выпуске. Приятного чтения ;)