Методы и способы познания истины

Лариса Болотова
 «Первое знакомство (общение) с любой книгой определяется двумя факторами: во-первых, интересами, запросами и установками взявшей в руки книгу личности. Что человек ждёт? Что ему нужно? Этот вопрос присутствует даже тогда, когда сам человек его не осознаёт. Во-вторых самой книгой – её названием, внешним видом, именем автора».

                В данной статье мне хотелось понять, можем ли мы применить данные методы и способы для познания окружающего мира.             

                Как лучше постигнуть истину?

«Если вы найдёте свой способ выражения соответствующей информации – зарисуйте его. Это лучший приём постижения истины».

                С помощью чего можно  познать истину? С помощью системы знаков.

«Естественные национальные языки, языки науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как СИСТЕМЫ ЗНАКОВ.

Важность ЗНАКОВ заключается не только в том, что они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределами непосредственных данных восприятий.

Под ЗНАКОМ понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заменителя) другого предмета (явления, действия) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нём.

СИМВОЛ – это знак, несущий в своём образе нечто значительное, содержательное.

Если говорить о собственно человеческом мышлении, исключив из него простейшие, чисто рефлекторные акты, то можно утверждать, что оно всегда облечено в знаковую форму, что «оголённых» (чистых?) мыслей нет».

                Так ли это? Просто мы не можем воспринимать чистых мыслей, потому что мыслим  словами, то есть знаками.

«Совокупность знаков (уравнений, структурных формул, графиков, таблиц, схем и т.д.), представляющую или замещающую какой-либо объект познания и позволяющую получить о нём дополнительные данные, принято называть ЗНАКОВОЙ МОДЕЛЬЮ. Процесс анализа исходных данных и построения модели называют  МОДЕЛИРОВАНИЕМ.

Другими словами: знаковое моделирование – это воспроизведение в знаковой форме предмета изучения, причём в тех его аспектах, которые нас интересуют, которые для нас важны».

                Как мы не можем мыслить и общаться без слов и знаков, так мы не можем воспринимать чистых знаний, необлеченных в формулы, уравнения, таблицы, графики и т.п.

«Результаты исследования в части определения роли используемых форм подачи и преобразования … информации могут быть сведены к следующим основным выводам:

1 Каждый элемент … материала может быть выражен в более или менее адекватной знаковой форме. Эта форма зависит от объекта информации, от задачи, в которую она включена или решение которой она должна обеспечить, и, наконец, от субъекта деятельности.

2 Знаковое фиксирование процесса решения любой задачи в принципе всегда материально воспроизводит (моделирует) умственные действия.

3 Преобразование … информации путём смены модели представляет собой в высшей степени эффективный приём, активизирующий и направляющий мышление. При этом сам процесс мышления в большой мере поддаётся внешнему контролю и самоконтролю.   Так, например, переформулировка условия задачи или преобразование алгебраического выражения позволяет  глубже понять задачу…

Рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа – анализ через синтез. «Эта форма, - писал С.Л. Рубинштейн, - основная форма анализа, основной нерв процесса мышления – заключается в следующем: объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во всё новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается всё новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нём выявляются всё новые свойства».

                Чтобы начать мыслить по-другому, прежде всего, следует понять, как мы вообще мыслим, чем руководствуемся при этом.

«Это «поворачивание» происходит в процессе анализа условия задачи, при соотнесении его с требованиями и, как правило, выступает в виде переформулирования исходных элементов задачи, которые, включаясь в новые связи, выступают в новом качестве, а потому – в новой понятийной характеристике. Переформулирование означает создание новой модели и, соответственно, изменение понятийной характеристики объекта».

                Далее даны способы, например психологии, с помощью которых можно попробовать изучить окружающий нас мир.

«Психические явления характеризуются системностью, то есть объективным единством закономерно связанных между собой элементов психики. Когда мы выделяем, например, психические процессы, состояния и свойства личности, то это не значит, что мы их обособляем абсолютно, изолируем друг от друга. Наоборот, это выделение осуществлено для того, чтобы глубже, полнее вскрыть различные стороны единого явления, называемого психикой  и являющегося объектом познания целой науки – психологии.

Раскрыть сущность любого свойства психического процесса невозможно, если исключить свойства и состояния личности, осуществляющей этот процесс.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности.

Первый из рекомендуемых нами способов, направленных на углубление и уплотнение учебной информации, есть способ схематизации.

Схемы, отображающие динамику, процесс, относятся ко второму типу визуальных способов передачи учебной информации. Важность и целесообразность применения их в учебном процессе трудно переоценить.

К третьему типу способов относятся схемы этапов различных процессов.   Подобным образом, могут быть выражены этапы формирования навыков, развития психики …

К четвёртому типу относится иллюстрации анатомо-физиологических механизмов психики.

Особого внимания   заслуживает пятый способ – символизация. Символ – это знак, несущий в своём образе нечто значительное, содержательное. Причём это содержание выражается в значительной мере именно через образ знака.

Шестой способ – таблицы, формулы и графики динамики и зависимостей психических явлений.

Седьмой  способ графические и художественные иллюстрации, предназначенные для конкретизации понятий (зрительные иллюзии, фигуры и контуры в восприятии формы).

Восьмой способ – фотографии и репродукции картин, воспроизводящие ситуацию.

Девятый способ – графические фиксации электрической и двигательной активности мышц, токи действия коры головного мозга (электроэнцефалограммы) и другие, характеризующие физиологические процессы, лежащие в основе различных психологических явлений».

                Человек настолько имеет сложное строение, что не верится что он иллюзия. Если только всё его сложное построение является  создателем окружающей иллюзии.

Источник информации книга «Атлас по психологии» М.В. Гамезо и И.А Домашенко.