Виктор Франкл и его фанаты

Армен Григорян
Такие люди, как Виктор Франкл, достойны уважения - они смогли выжить в концлагерях, созданных отродьями рода человеческого.

Но фанатам логотерапии, адептам сохранения человеческого лица в экстремальных условиях не стоит перегибать планку - проблема гораздо шире, чем ограниченный периметр концлагеря.

Франкл пишет, что "страдание — неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной". Согласен. Это было известно и древнегреческим философам. Но давайте послушаем Корчака: "Страдания не облагораживают людей", пишет он и добавляет: "Даже евреев".

Не потому ли те же древнегреческие философы наивно стремились к "избавлению от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти". Но, позвольте, тут речь не о концлагерях. Одно дело - страдание от подагры, которая у вас наследственная, другое дело - когда вы и ваша семья становитесь жертвами расчетов, амбиций и ошибок власть имущих. Еще хуже - людоедских и безосновательных теорий, рожденных в больных, воспаленных мозгах психически ущербных имбецилов.

Т.е., вы зависите от условий и обстоятельств. Франкл по этому поводу пишет: "Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение".

И тут возникает вопрос: уважаемый господин Франкл, а что мешает человеку попытаться бороться с условиями? Это как раз проявление свободы и выражение конкретной позиции.

В чем смысл попадания в концлагерь, если можно в него не попасть? И я пишу не о взятке должностному лицу(как показала история разных народов, взятка не всегда спасает от смерти), я пишу об организованной борьбе.

Вообще, изучая историю отдельных народов и наций, судьбоносные этапы в их развитии, появляется ощущение, будто перед лицом страшной опасности эти народы и нации впадали в кататонический ступор, как кролики перед удавами.

Поэтому хорошо знать, о чем пишет Франкл. А еще лучше - следовать примеру Жаботинского.  Хорошо слушать произведения армянского композитора Комитаса, сошедшого с ума во время Геноцида армян в 1915 году, но еще лучше читать биографии тех, кто организовал оборону Вана в том же году. Хорошо не забывать о мученичестве Хризостома, митрополита Смирны, но куда полезнее помнить поход Отдельной ("Независимой") дивизии. И так далее. В истории любой нации найдется период, когда большинство замирает в позе жертвы, надеясь на спасение, а меньшинство, опять же - в надежде на лучшее, действует и спасается.

Поэтому не следует акцентировать возможности "сохранения человеческого лица" в нечеловеческих условиях. Мы отлично знаем, что любое государство, в любое время, с любой политической системой, может сломить и уничтожить любого человека. История, со времен Древнего Египта до наших дней, полна такими примерами.

И никакого лица вы не сохраните. Будете лизать сапоги истязателей, согласитесь, ради благополучия своих близких, поддаваясь шантажу, доносить и мучить своих друзей, соотечественников и просто незнакомых людей, не сделавших вам ничего дурного. Франкл не учитывает уровень давления. Это как в океане: чем глубже, тем давления больше. Кощунственно полагать, что заключенным в концлагерях было легко. Но большинство их отвечало в данный момент только за свою жизнь. А в современных условиях тотального контроля демократических, авторитарных и тоталитарных систем за гражданами давление на отдельно взятого индивидуума куда больше и непосредственнее. И развитие технологий, технический прогресс, все эти искусственные интеллекты, социальные кредиты, камеры наблюдения и прочее страшны не сами по себе, а тем, кто и с какой целью их использует.

Поэтому не надо ждать, пока вы попадете в подобные условия... Следует искоренить в себе рабский страх и просто знать, что борьба всегда лучше, чем ожидание насильственной смерти вследстие собственной глупости и страха перед сопротивлением.