Велосипед - байка

Владимир Войновский
Фото из Интернета

Шлюпка http://proza.ru/2023/06/23/1199


           После отпусков рыбаки встают в резерв. Если повезет, их включают в судовую роль отходящего судна. Но всегда матросов обработки и промысла, если нет блата, распределяют на траулеры в хаотичном порядке. Вернуться на свой корабль получается далеко не у многих. Исключения составляют сменные экипажи, которые работают три месяца через три на одном промысловике. Многое зависит от судовладельца и его правил.

           И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

           Прибыл я из очередного отпуска. В базе прошелся по кабинетам, выяснил, что мой БАТМ будет в рейсе еще месяц. Сидеть на берегу, работая в порту и на складах, не сильно горел желанием. Поэтому заглянул в службу капитана порта. Ехал в поликлинику флотов для прохождения предрейсового осмотра счастливым обладателем предписания на борт ПТР (приемотранспортный рефрижератор). Он совершает рейс, в течение от двадцати до тридцати суток с заходом в иностранный порт, и возвращается домой, как раз вместе с моим траулером.

           Надо сказать экипаж на транспорте сплоченный, практически постоянный и чужаков здесь не жалуют. Однако флот, есть флот и пару дней мне хватило, чтобы влиться в коллектив, сжиться с функционалом своих задач и быть всегда на виду… Закончив погрузку припасов для экспедиции, ПТР отошел на якорную стоянку Авачинской бухты в районе мыса Сигнальный.

           Отработали тревоги, получили положительную оценку и добро на выход. Встретили хлебосольно пограничников и таможенников, попрощались с отчалившим от борта лоцманским катером и… «Якорь чист!», как говорится, вышли в рейс.

           Среди членов экипажа выделялся второй штурман Анатолий Валерьевич… Анатолий… Толик… свой рубаха-парень. За глаза его все называли «ченч» – «Толик Ченч». Любитель обмениваться со всеми всякой мелочью и фарцевать импортом еще со времени учебы в мореходном училище. Доверчивый до умопомрачения и наивен как ребенок. Но очень добрый и покладистый.

           Сдали припасы, забили трюма мороженой продукцией из даров Охотского моря. Бункернули топлива от танкера и направились к «буржуям» сдаваться.
И тут меня начало разбирать любопытство «Куда идем? В каком порту сдавать продукцию будем?». Пристаю ко всем. Мужики смеются и у виска крутят. Ясное дело, они знают. Но поиздеваться никто не запрещал. Я с этим вопросом во время обеда к капитану. Он меня и просветил, идем, как и всегда в порт Йокогама. По наезженной схеме сдаем продукцию, потом сутки программа отдыха для экипажа, которую всегда готовит принимающая сторона.

           Тут экипаж прорвало. Все наперебой мне рассказывали и про достопримечательности, и про автомобильные стоянки, и про местные развлекательные центры, и еще о многом. Складывалось впечатление, что мужики жили в Японии, а в Россию приезжали туристами.

           Конечно, было у меня с собой пятьсот баксов, но те перспективы, которые открывал город Йокогама, меня сильно расстроили. Я себя ощущал нищим перед этими завсегдатаями заграничного плавания.

           Настроение пришло в норму быстро, после общения с Анатолием Валерьевичем. Он разъяснил про двести баксов, положенные каждому члену экипажа и сказал, что знает несколько торговых точек, где можно купить много интересного практически задаром.

           Ближе к порту меня пригласил на мостик капитан. Задав несколько совершенно отвлеченных вопросов о жизни, он как бы, между прочим, спросил: «Заработать хочешь?». Я чуть не вскрикнул: «Конечно!», – но я скромно кивнул. Предложение меня вполне устроило – оформить на себя приобретение японского автомобиля за его деньги и опять же для него, и за причитающиеся мне двести американских рублей. Итого на круг у меня получалось девятьсот бакинских тугриков. Можно сказать миллионер! Я даже составил список товаров для приобретения и в сознании рисовались радужные картинки.

           Вошли в пролив Урага острова Хонсю. На внешнем рейде Токийского залива подошел лоцманский катер. К нам на борт перешел солидный японский лоцман в строгой форме. На рейдовой стоянке порта, которому не было ни конца, ни края, нас посетили представители пограничных и таможенных властей Японии. Формальности были улажены четко и быстро. Наш ПТР ошвартовали у пирса. Представителем компании покупателя было предложено экипажу сойти на берег и разместиться в стоящем у трапа автобусе.
 
           В моей голове пролетел вопрос: «А кто будет выгружать продукцию из трюмов?». Оказалось, все работы выполняют рабочие порта. «Вот это, да! Это вам не у нас и не в Китае», – подумал я.

           Небольшой автобус ловко прокатился по порту и вынырнул в город. Все мои коллеги спокойно беседовали, а я, словно флюгер, крутился, смотря по сторонам, стараясь ничего не пропустить.
 
           Первая остановка у шикарного здания, в котором нас пригласили в ресторан. Я никогда не видел такого обслуживания, столько улыбок и поклонов. Даже сам улыбался от уха до уха и отвешивал ответные поклоны… за что тут же получил прозвище «японский болванчик». Пришлось поумерить свой пыл и постараться быть степенным и важным. Это у меня получилось до первой фарфоровой пиалы с теплым саке.
 
           Перекусив дарами моря японской кухни, нас повезли на стоянку для продажи подержанных автомобилей по пути из города Йокогама в город Синагава. Как я потом выяснил это по трассе на Токио. Оказалось, столица Японии всего в тридцати километрах от порта.
 
           Среди подержанных авто на площадке сновали клерки с дипломатиками и калькуляторами. Торговля шла бойко. При своем капитале я мог бы приобрести неплохую легковушку. Но, во-первых, я уже пообещал помощь капитану, а во-вторых, наш транспорт не резиновый и машины приобретались по веерной схеме между экипажем. Конечно, на капитана это не распространялось. Его место было в каждом рейсе свободно.

           Техника приобретена. Покупка оплачена. Представитель японской компании, сопровождающий нас, передал работникам стоянки пропуска на причал, где стояло наше судно. Сервис вообще на высоте. Мы поехали дальше по программе отдыха, а машины начали перегонять к месту назначения.


Велосипед 2  http://proza.ru/2023/06/27/1427