Где в Виннице улица Снегова? Ну хотя бы остановка?

Нил Крас
   Вместо эпиграфа

   Знаете ли вы, что Вячеслав Черновил - советский политический узник 1972-1979 и 1980-1985-х годов, один из руководителей Народного руху України (1992-1999), Герой Украины (2000, посмертно) - во время обучения в Киевском государственном университете имени Т. Г. Шевченко был  к о м с о р г о м,  то есть, возглавлял комитет ленинского коммунистического союза молодёжи: Чорновіл В'ячеслав Максимович — Вікіпедія (wikipedia.org)?

 ***

   [Эта статья, как и недельной давности предыдущая - Моё дознание одного признания (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), не ставшая известной широкому кругу винничан по причинам, изложенным в её последних пяти строчках, посвящена - несмотря на их различия по темам - той же проблеме: отсутствию у винничан знаний по истории своего города.]
 
***   

   Комсомольцами и членами Коммунистической партии Советского Союза были и те, чьи имена украшают теперь улицы Независимой Украины — таких тысячи и тысячи. О двух из них - винничанах - поговорим несколько далее особо.
   Это — первое, что хотелось бы вам напомнить в самом начале статьи о парадоксах «декоммунизации» и о прочих идеологических вывертах в Независимой.

   Во-вторых, ни единого, кроме как представленных в коллаже - переснятых из книги «ЛОГІНОВ Олександр Вікторович, СЕМЕНКО Лариса Іванівна —  ВІННИЦЯ У 1917 РОЦІ. Революція у провінційному місті. Видання друге, виправлене - 2011» (о книге - ниже) фотографий, изображения А. В. Снегова мне обнаружить не удалось (если не считать находящегося в углу ограды памятника его - в рамке под стеклом - портрета, видимого только наполовину). Посему я добавочно иллюстрирую статью фотографией, заимствованной мною на сайте СНЕГОВ Алексей Владимирович (наст. имя и фам. Иосиф Израилевич Фаликзон) (1898 – 1989) — Moscow-Tombs. Этот сайт - в переводе с английского языка - называется «Московские могилы (надгробные памятники)».

   Там над фотографией помещено краткое описание основных этапов жизни А. В. Снегова:
«СНЕГОВ Алексей Владимирович (наст. имя и фам. Иосиф Израилевич Фаликзон) (1898 – 1989) Сов. парт. деятель. Чл. РСДРП(б) с 1917. Один из рук. вооруж. восстания против нем. оккупац. войск в Виннице (1918), воен. организатор большевицкого подполья в Киеве, секр. Винницкого гор., затем Подольского губ. подпольных к-тов КП(б)У. После Гражд. войны на парт. работе в Полтаве, Екатеринославе, Зиновьевске, в аппарате ЦК КП(б)У. Чл. ЦК КП(б)У с 1930. С 1931 зав. орготделом Закавк. крайкома, с 1932 секр. Иркутского горкома ВКП(б), с 1934 на парт.-хоз. работе. В 1937 арестован, в 1939 освобождён, но вскоре вновь арестован; в 1941 приговорён к 15 годам заключения; освобождён в 1954. В 1954–60 зам. нач. политотдела ГУЛАГа МВД СССР. Провёл большую работу по освобождению и реабилитации жертв сталинского террора. Участвовал в работе 20–22-го съездов КПСС. После смещения Н.С.Хрущёва активно боролся против возрождения сталинизма. В 1966 выступил в защиту А.М.Некрича при обсуждении его кн. «1941, 22 июня» в ИМЛ при ЦК КПСС. В 1967 исключён из КПСС, восстановлен по ходатайству группы старых большевиков. Находился под надзором органов КГБ, подвергался травле в печати, был лишён возможности публиковать свои ист.-док. исследования. Трагически погиб (сбит электропоездом).»

   Уже из первых шести строчек этого сжатого жизнеописания А. В. Снегова вам становится ясно, почему я взялся за написание этой статьи: «Винница» и «Подольская губерния» были словами, приведшими меня к компьютеру. Конечно, назвать А. В. Снегова винничанином можно только с большим допущением: и родился он в другом месте, и находился в Виннице весьма малую часть своей более, чем 90-летней жизни. Зато в какие годы и на какой работе  и м е н н о  в Виннице! И насколько примечательна его жизнь в иных местах! Ознакомившись с ней, есть над чем задуматься.

    И, наконец, в-третьих. Надеюсь, не найдётся читателя, хоть немного знакомого с моими публикациями, кто решился бы обвинить меня в любви к РКП(б), ВКП(б), КПСС, к её видным деятелям любой национальности. То, что я защищал Е. Эдельштейна от недоказанных обвинений в его адрес А. Ю. Федоришена, было ответом на слишком вольную интерпретацию фактов последним. Посмотрите сами, сколько раз пото'м ныне директор «Музея Винницы» поправлял свою статью об Е. Эдельштейне [Едельштейн Євген Пилипович — Вікіпедія (wikipedia.org) - Едельштейн Євген Пилипович: історія змін — Вікіпедія (wikipedia.org)] в феврале-марте 2015-го года (без малого — 40 раз!). Всё началось после вот этой моей статьи: В итоге - не только о винницкой синагоге (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), опубликованной в сентябре 2014-го года. О ней будет упомянуто ниже ещё раз.

***

   Теперь, надеюсь, вы более или менее подготовлены к восприятию того, что' и почему я вопрошаю в заголовке этой статьи.
   Теория и практика так называемого социалистического и коммунистического строительства в СССР оказались, как выразились бы в Одессе, «двумя большими разницами». Можно бесконечно изумляться тому, как честные люди, попавшие под влияние коммунистической идеологии, ещё более — поражаться, как пережившие сибирские и прочие лагеря и даже погибающие в тюрьмах в результате преступлений партии до последнего вздоха сохраняли веру в далёкие от истины идеи и считали всё происходящее с ними только следствием слишком рьяного (реже — ошибочного) исполнения чекистами правильных указаний партийных вождей.

   Критически относившихся к происходившему было немного. У кого-то уже не было сил для борьбы, кем-то полностью овладел страх, кто-то не мог «предать идеалы родной партии»…  Были и такие, кто, сохранив частицы веры (их называли «верными ленинцами»), ожидал - после реабилитации! - новых подачек от как бы перестроившегося кремлёвского руководства. Ведь у партии было столько привлекательного: высокие персональные пенсии союзного и республиканского ранга, просторные квартиры, лучшие санатории и дома отдыха с полностью бесплатными путёвками туда, не сравнимые с обычными для «гегемона» (рабочего класса и примкнувшего к нему трудового крестьянства) больницы, отдельные магазины с дефицитными товарами, доступные по карману, но не «дешёвые», а высококалорийные и вкусные обеды в особых столовых, спецпайки, выдаваемые в закрытых местах или доставляемые на дом…

   Требовать покаяния (признания в совершённых преступлениях) партии как таковой, открытых процессов над тысячами инициаторов и покорных исполнителей изуверств, показа всему миру бесчеловечной жестокости сталинского режима — на это решались немногие. Соображения (мотивы, расчёты) их поведения нам в каждом отдельном случае не разгадать, потому что и таковые были весьма пёстрыми (неоднородными). От мести до попытки восстановления справедливости, от желания урвать дополнительные компенсации за сломанную судьбу до наивной мечты об «исторически неизбежном», по словам Н. С. Хрущёва, коммунизме уже в 1980-м году.

   Я, разумеется, не отношу себя к большим знатокам истории КПСС, хотя меня учили таковой (неоднократно препарированной по указаниям очередного «вождя») и в школе, и в институте. Посему, гарантировать безупречность (безукоризненность) моего утверждения об уникальности в этом отношении судьбы А. В. Снегова не берусь. Но назовите мне более крупную величину в партии, кто бы десятилетия служил ей с такой отдачей и не менее продолжительно боролся бы с ней с таким упорством!

***

   Приведу для начала одну цитату:
   Из рабочей записи заседания Политбюро ЦК КПСС, состоявшегося 10 ноября 1966 года - Приложение ПОЧЕМУ ЕГО НЕВЗЛЮБИЛИ / Тайны ушедшего века. Сенсации. Антисенсации. Суперсенсации (plam.ru):
   Суслов. «… Очень слабый участок у нас — кино. И тут действительно надо подумать. Ведь это такое идеологическое средство, которое охватывает миллионы наших людей. У нас очень слабый учет, контроль за идеологическими участками работы. Вот до сих пор бродит этот шантажист Снегов. А сколько мы об этом уже говорили?
   (Снегов А. В. (Фаликзон И. И.) (1898–1989) — партийный и советский работник, делегат многих партийных съездов. Был репрессирован и 18 лет провел в тюрьмах и лагерях. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1954 г., после чего вел активную работу по разоблачению культа личности И. В. Сталина и его злоупотреблений властью.)
   Брежнев. А на самом деле, он не только ходит, он, говорят, принимается во всех отделах ЦК, в других министерствах. Ну, почему этому не положить конец?»

   Этой цитатой я хотел продемонстрировать до какого уровня «добрался» А. В. Снегов в своих поисках правды. Как же он ошибался, что её можно найти в Москве на Старой площади (там располагался аппарат ЦК КПСС и там я провёл летом 1966-го года авантюрную операцию, описанную в воспоминаниях о Казани: В татарской столице, в Казани... (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)! [Это — в период после защиты кандидатской диссертации.]

***

   А теперь обратимся к ВикипедиИ.
Поначалу — к украинско-язычной (в ней статья появилась в 2013-м году). Там титулуют А. В. Снегова так: «український більшовик, революціонер, радянський політичний діяч. Член Центральної Контрольної Комісії КП(б) України в 1927—1930 роках. Член ЦК КП(б) України в червні 1930— січні 1932 року.»

   А ниже, в жизнеописании А. В. Снегова, есть более интересные данные:
«Народився в Києві в єврейській родині. Навчався в гімназії, давав приватні уроки. У квітні 1917 року, навчаючись в останньому класі Вінницької гімназії, пристав до місцевої організації РСДРП(б) і став її активістом.
Брав участь у громадянській війні, під час правління Скоропадського перебував у київському підпіллі, був уповноваженим Київського комітету РКП(б). У вересні 1918 року очолював Подільський підпільний губернський комітет КП(б)У у Вінниці.
Став організатором провального повстання більшовиків у Проскурові 15-16 лютого 1919 року. Він переконав представників місцевих лівих партій у тому, що повстання буде успішним, роздав зброю єврейським загонам. Однак більшовики не врахували, що у місті були потужні війська Директорії, і не чекали суттєвого опору. Одним із наслідків цього невдалого повстання стали погроми мирного єврейського населення, за окремими даними, загинуло до тисячі євреїв. Сам же Снєгов із Проскурова втік.
У 1919 році був одним з організаторів Вінницької ЧК. Очевидці згадували його як безжалісного фанатика, який ніколи не розставався з нагайкою. З лютого по травень 1919 року — голова Подільського губернського комітету КП(б)У.»

   Представьте себе: за два года — от ученика выпускного класса  В и н н и ц к о й  гимназии до председателя Подольского губернского комитета КП(б)У!

   Потом перечисляются места его работы, осуждения и сроки отсидок. Заканчивает ВікіпедіЯ так:
«Після звільнення розгорнув активну громадську діяльність, був одним з керівників Центральної комісії по нагляду за ГУЛАГом при МВС (начальником Політичного відділу Головного управління таборів МВС СРСР) та послідовним критиком сталінізму.
Його безкомпромісна позиція неодноразово викликала незадоволення влади. У 1967 році Снєгова виключили з лав КПРС і поновили лише після особистого втручання Арвида Пельше, який умовив Брежнєва «дати Снєгову можливість померти комуністом».
Наприкінці 1980-х років Олексій Снегов був одним із фундаторів товариства «Меморіал».

     Даже в эстонской Википедии отмечаются заслуги А. В Снегова: «Во время хрущевской оттепели принимал участие в реабилитации жертв сталинских репрессий. Он выступал за глубокую десталинизацию в СССР.  Он предсказал реванш сталинистов во главе с Михаилом Сусловым.»

   Ну а теперь — очередь русскоязычной Википедии. Я приведу несколько цитат из статьи об А. В. Снегове после перечисления мест его службы (должности я опускаю): Киев - Винница - (Полтаву почему-то забыли) - Екатеринослав (ныне - Днепр) - Зиновьевск (ныне - Кропивницкий) - Закавказье - Иркутск - Челябинск - Чапаевск (в Самарской области) - Мурманск.
    • «1937, июнь — освобождён от должности и исключён из партии «за связь с врагами народа, за антипартийные троцкистские методы работы», затем арестован и репрессирован по ч. 1 п. 10 ст. 58 УК РСФСР — «контрреволюционная деятельность».
    • 1939, 4 января — Судебная коллегия по уголовным делам Мурманского областного суда вынесла по делу А. В. Снегова оправдательный приговор. Вернулся в Москву и попытался вернуть партбилет, несмотря на совет А. И. Микояна немедленно уехать из Москвы.
    • 1939, 20 января — второй арест. 13 июля 1941 года осуждён на 15 лет по пп. 7, 17 ст. 58, п. 8 ст. 59, п. 8 п. 11 ст. 58 УК РСФСР «за участие в правотроцкистской террористической организации, за проведение подрывной деятельности, за приверженность к террористическим методам борьбы против руководителей партии и правительства»
    • 1953 — доставлен из спецпоселения (Коми АССР) в качестве свидетеля обвинения на процесс Берии и позже возвращён в лагерь.
    • 1954, март — освобождён из заключения. Приговор от 13 июля 1941 года был отменён, дело — за отсутствием состава преступления — прекращено. 13 марта 1954 года — решением Комитета Партийного Контроля при ЦК КПСС А. В. Снегов был восстановлен в партии, с партийным стажем с апреля 1917 года.
    • 1956, февраль — По указанию Хрущёва приглашён на XX съезд КПСС в качестве старого коммуниста, уцелевшего после сталинских чисток. После съезда реабилитирован.
    • 1956 — Назначен начальником Политического отдела Главного управления лагерей Министерства внутренних дел СССР, должность была упразднена в 1960 году.
    • с июня 1960 года по сентябрь 1962 года — заместитель главного редактора журнала «К новой жизни».
    • с 1964 года на пенсии.
    • В 1966 году выступил в защиту историка А. М. Некрича на обсуждении его книги «1941, 22 июня» в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
    • На заседании Политбюро ЦК КПСС 10.11.1966 в дискуссии по вопросам идеологической работы на замечание Суслова: «Вот до сих пор бродит этот шантажист Снегов. А сколько мы об этом уже говорили?» — Брежнев отвечает: «А на самом деле, он не только ходит, он, говорят, принимается во всех отделах ЦК, в других министерствах. Ну, почему этому не положить конец?» [Я уже приводил эту цитату выше.]
    • 1967 — исключён из КПСС, но вскоре восстановлен по ходатайству группы старых большевиков. Находился под постоянным надзором КГБ, был подвергнут острой критике в печати, лишился возможности публиковать свои исторические и документальные исследования.»

***

   Мы — снова в Виннице. Во время «декоммунизации» зампреду Винницкого горисполкома - выпускнику Ленинградского высшего военно-политического училища ПВО им. Ю. В. Андропова (1987) [гражданская специальность - учитель истории и обществоведения],  лучшему - в будущем - «социальщику» Украины, министру социальной политики Украины при председателе Совета министров Украины В. Б. Гройсмане (это он так титуловал «своего» министра) показалось подозрительным название улицы «Интернациональная». Комиссия, собранная мэрией, решила улицу немедленно переименовать! Идея была, по всей вероятности, неизменного секретаря подобных комиссий А. Ю. Федоришена, а председатель-политрук прислушивался к мнению своего коллеги (оба — дипломированные историки, а А. А. Рева окончил ещё, на год позже будущего «своего» Премьер-министра, Межрегиональную академию управления персоналом по специальности «Юриспруденция»), не слишком-то предаваясь размышлениям. (Хотя высшее училище имени Андропова приучало к бдительности.)

   Оставим дискуссии того времени — это заняло бы много места. В результате — в центре города появилась улица имени директора школы, известного в Виннице и более едва ли где. А. П. Соловьёв - и мой учитель. И я писал о нём только хорошее. Но название процесса переименований улиц и прочего носило в себе целевое задание: «декоммунизация». А более истового коммуниста в городе надо было поискать!
Конечно, мне его преданность идеям партии нисколько не мешала. Он проводил интересно уроки истории, был справедлив. Что ещё важно для учеников? Потом он стал директором другой школы — и вывел её в передовые. Дать бы школе его имя — и всё чином-чином. Так думал я и так предлагал. Но оказалось, что «декоммунизация» - важный повод для стирания памяти об одних коммунистах и, наоборот, для возвеличивания других. Так сказать, селективная «декоммунизация». «Декоммунизация» по спискам, на выбор, на усмотрение (по прихоти), по чёрт знает чему ещё!

   И проживавший неподалеку  б е с п а р т и й н ы й  художник Н. И. Альтман, рисовавший В. И Ленина, изваявший с натуры его реалистический скульптурный портрет в бронзе (!) получил улочку около заброшенного еврейского кладбища на Старом городе, а проживавший на углу ул. Интернациональной, не расстававшийся с партбилетом А. П. Соловьёв в процессе «декоммунизации» получил - за свои заслуги в коммунистическом воспитании молодёжи - одну из улиц в центре города. Не забывают в любые времена бывшие коммунисты своих братьев по почившей в бозе партии!

   Г. А. Лютворт был менее двух лет председателем Винницкого горисполкома, потом - около восьми лет - заведовал отделом в обкоме партии. За ним утвердилась слава многих добрых начинаний: создания микрорайона «Вишенька», преобразования площади «Калича» и много другого - Лютворт Генріх Адамович — Вікіпедія (wikipedia.org). Какова во всём, перечисленном в ВікіпедіЇ, личная роль Г. А. Лютворта — не знаю: к тому времени я уже покинул Винницу. Но надругательство над домом Моисея Шехтмана случилось во время хозяйствования в городе Г. А. Лютворта и, как мне сообщили из семьи Шехтманов, при его личном участии. Опять же: кто посвящён в обкомовско-горкомовские тайны? Возможно, Первому (тогда - П. П. Козырю) не понравилось смотреть из своего кабинета на необычное для Винницкого центра создание архитектора Гр. Гр. Артынова — и он приказал сей дом упростить до уродства. Пусть, мол, народ, смотрит с восхищением на величественное сооружение обкома - облисполкома и радуется достижениям партии в социалистическом строительстве.

   [Я гарантированно могу назвать только одного винничанина, осознанно и намеренно изгадившего памятник архитектуры (опять же - творение Гр. Гр. Артынова) и - тем же самым - свою честь Главного тренера Украины по акробатике. Это — Л. Д. Голяк. Я его сначала подозревал только как послушного исполнителя чей-то злой воли. Но в 2015-м году, после встречи с ним в здании осквернённой старой синагоги по нынешней Краснокрестовской улице, после выслушивания его неуклюжей, отвратительной лжи, я уже не сомневался, что он был инициатором, организатором и бригадиром криворуких и подслеповатых каменщиков в этой глупейшей акции как бы никем не замеченного замуровывания частей фасада здания синагоги:  По следам наших выступлений - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Я писал об этом случае варварства в Виннице ещё до 2015-го года и после него: Мы открыли, на все 1000 процентов, бывшую синагогу (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), Новооткрывателям синагоги вдогонку (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), пр.]

   [Не подумайте, что моя фантазия приобретает фантасмагорические формы. Мне до винницких руководителей ещё, ой, как далеко. Я бы, например, никогда не додумался присобачить мемориальную доску в честь Гр. Гр. Артынова как раз на стену погубленного властями областного центра УССР его творения, но власти областного центра Независимой Украины таким образом воздали славу всем сразу: и архитектору, и разрушителям его небольшого шедевра, и своей «находчивости», попахивающей глупостью и цинизмом.]

   Возвращаемся к Г. А. Лютворту. Цитирую самого себя (об автобусно-троллейбусной остановке «Ім. Генріха Лютворта»): «Как раз вышла из печати книга «AVE VINNITSIA!» со статьёй о Г. А. Лютворте известного архитектора и писателя Ю. А. Плясовицы (серия «Моя Вінничина», выпуск 81, 2022 год). В прошлом же году отмечали 50-летие со дня смерти Генриха Адамовича, положившего - за 20 месяцев его работы председателем Винницкого горисполкома - начало многому хорошему в городе. Вакантных улиц не оказалось … На мой взгляд, в городе уже более полустолетия существует памятник Г. Лютворту. Поставил он его себе сам, превратив оригинального вида дом Шехтмана в нечто невообразимое типа советского архитектурного кубизма приполярных посёлков нефтяников. И это — в самом что ни есть центре города, в, можно сказать, точке «0» (ноль)!- см. I. - Пора переименовывать? Или как? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Но  н и г д е  я не возражал против какой-либо памяти о Г. А. Лютворте.
 
   [Единственный, кто, на мой взгляд, не то что неугоден —  им просто опозорена до отвращения винницкая топонимика — бандит и убийца Шепель - так называемый «антибольшевистский повстанец». Для подобного заключения у меня есть достаточно оснований, включая воспоминания тогдашних жителей Хмельника, в том числе — моих предков по материнской линии: Хмельник как зеркало украинской эволюции – 1,2,3 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).]

   Подвожу черту и спрашиваю: почему А. В. Снегов не заслуживает хотя бы той же степени почитания, что А. П. Соловьёв или Г. А. Лютворт? Добавлю к этому то, что А. В. Снегов оставил нам доподлинную (конечно, с большевистских позиций) историю революционных событий в Виннице. А. Логинов и Л. Семенко цитируют его в своей книге где-то около двух десятков раз. [Среди цитат А. В. Снегова есть и его (само)критичные высказывания, что весьма важно при оценке достоверности, правдивости изображения событий.]

   [Кстати, книга эта (ВІННИЦЯ У 1917 РОЦІ. Революція у провінційному місті.) — большое достижение винницкой историографии. Авторы справились с очень трудной задачей — свести в единое материалы из разных источников информации и развернуть перед читателем прямо таки душой ощущающуюся напряжённую атмосферу того времени. Я, разумеется, не специалист по истории Революции и Гражданской войны в Виннице — и могу судить о книге только как заинтересованный читатель и как автор по структуре сходных публикаций. Моё заключение: ма'стерская работа и занимательное чтение! Спасибо сотрудникам Винницкого областного краеведческого музея!]

   Вот перечень некоторых работ А. В. Снегова:
   - Осликовская Е. С., Снегов А. В. За правдивое освещение истории пролетарской революции // Вопросы истории. — 1956. — № 3;
   - Осликовская Е. С., Снегов А. В. О политике партии в украинской деревне в 1919–1920 гг. // Вопросы истории. — 1956. — № 8.
   - Авторы книги А. В. Логинов и Л. И. Семенко приводят и другие работы А. В. Снегова, в том числе хранящуюся в Фондах Винницкого областного краеведческого музея его машинопись: «Боевое прошлое. Октябрьская социалистическая революция на Подолии. (Воспоминания участника.) - 1957». Из неё авторы почерпнули важнейшие материалы для своей книги.
      Ознакомиться с книгой просто - она полностью выложена в интернете: Vinnytsia_u_1917_rotsi.pdf (chtyvo.org.ua).

   Литература о А. В. Снегове:
   - Текст обвинения: Снегов, Алексей Владимирович :: Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия (ejwiki.org).
   - Петровский Л. Борец против сталинизма. Памяти А. В. Снегова (1898–1989) // «30 октября». –  2004. – № 46;
   - Микоян С. А. Алексей Снегов в борьбе за «десталинизацию» // Вопросы истории. –  2006. – №4, стр. 69-84.
   - Воспоминания о А. В. Снегове С. Н. Хрущёва — сына Н. С. Хрущёва: см. Преддверие - Снегов А.В. (автор - Хрущев С.Н.) - Хрущев ::: Снегов Алексей Владимирович (Фаликзон Иосиф Израилевич) …

   Я хочу процитировать всего лишь два небольших абзаца из этой книги Сергея Хрущёва:
«Алексей Владимирович написал несколько статей по истории, в том числе о позиции Сталина по вопросу явки Ленина в суд летом 17-го года и о трагическом самоволии Сталина и Ворошилова, что явилось одной из причин поражения Красной Армии в Польше во время войны 1920 года. Сегодня эти материалы встали бы в ряд с себе подобными. Тогда же они производили эффект разорвавшейся бомбы.
Сталинисты делали все, чтобы эти исследования не увидели свет. Против Снегова сплотились теоретики и практики во главе с Михаилом Андреевичем Сусловым, главным нашим идеологом, и заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС Леонидом Федоровичем Ильичевым. Ведь это они писали «историю», от которой Снегов не оставлял камня на камне, обвиняя их в фальсификаторстве.»

   Смелости А. В. Снегова нельзя не поразиться! Так хотелось бы - но не будем  из-за осторожности - перебросить мостики в наше время. Подивимся лишь такому человеку — и задумаемся. Пока и этого достаточно.

   Не будем скрывать и то негативное (?), что известно о А. В. Снегове. В украинско-язычной  ВікіпедіЇ его присовокупили даже к виновным в случившемся в Проскурове еврейском погроме. Привожу повторно это обвинение.
   «Став організатором провального повстання більшовиків у Проскурові 15-16 лютого 1919 року. Він переконав представників місцевих лівих партій у тому, що повстання буде успішним, роздав зброю єврейським загонам. Однак більшовики не врахували, що у місті були потужні війська Директорії, і не чекали суттєвого опору. Одним із наслідків цього невдалого повстання стали погроми мирного єврейського населення, за окремими даними, загинуло до тисячі євреїв. Сам же Снєгов із Проскурова втік» (ссылка на Єсюнін С. Єврейський погром: спровокована трагедія / Сергій Єсюнін // Є-Поділля. — № 7. — 13 лютого 2014. — С. 7.) [С. М. Есюнин — ведущий научный сотрудник Хмельницкого областного краеведческого музея; представлен как в украинско-, так и в русскоязычной ВикипедиИ, на сайте Хмельницкой областной госадминистрации; сведений о его образовании там нет, что мне представляется странным.]
   Я не хочу сие обвинение комментировать не только потому, что не видел соответствующих архивных материалов и не знаю, кто несёт основную вину за «спровоцированную трагедию», то есть, насколько и кем она была подстрекнута. Мне хватит того, что я выступал против причисления этого страшного события к ряду « п е т л ю р о в с к и х  погромов»: (anumuseum.org.il) и Памятник - памятка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), за что «заслужил» нерасположение прежних приятелей.

   Но это ещё — не всё.
«Очевидцы вспоминали его как безжалостного фанатика, который никогда не расставался с нагайкой» (ссылка на газету «Свободное слово», 1919, 31 авг.).
   Фанатик — человек, страстно преданный какому-либо делу, необычайно приверженный какой-либо идее. Тут сомнений нет: иначе чего бы ему идти на риск потери своей столь молодой жизни. Безжалостный — назовите мне тех участников Гражданской войны, которые были жалостливыми, склонными к состраданию по отношению к противнику. Кто скорбел над могилами ими убиенных…
   Что касается пристрастия к нагайке, то тут есть у меня несколько версий. Первая: если у него был личный конь, то не расставаться с нагайкой (кнутом) - обычное дело для наездника: надёжно не оставишь её  у коня в зубах. Лучше сохранять за голенищем сапога. Вторая: нагайка как элемент антуража. Третья: нагайка как оружие в схватке (при наличии револьвера?). Четвёртое: нагайка как средство для телесных наказаний. Такое — возможно, но нет ни единого слова о том, что А. В. Снегов кого-то бил нагайкой. Короче говоря, эта «примечательность» юного большевика остаётся весьма неопределённой. Знать хотя бы вид нагайки (а их — немало), с которой «никогда не расставался» безжалостный фанатик А. Снегов …

   Другое дело — Е. Эдельштейн. «Прекрасний чоловік був. По лікті руки в крові вінничан.», - как свидетельствовал «очевидец» сего А. Ю. Федоришен: В итоге - не только о винницкой синагоге (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

***

   Какие выводы можно сделать из истории жизни А. В. Снегова — секретаря Винницкого подпольного городского комитета КП(б), затем - Подольского подпольного губернского комитета КП(б), одного из руководителей вооружённого восстания против германских оккупантов в Виннице?

   Первый вывод, совершенно неожиданный.
Гимназическое образование в Виннице в царское время находилось на очень высоком уровне. Его было достаточно, чтобы на протяжении всей жизни занимать высокопоставленные должности: от Ответственного секретаря Подольского губернского комитета КП(б) до Заведующего Орготделом и члена Бюро Закавказского краевого комитета ВКП(б),  начальника политической части треста «Мурманрыба» Наркомата рыбной промышленности, начальника Политического отдела Главного управления лагерей Министерства внутренних дел СССР, пр.
В настоящее время для занятия даже не столь высоких должностей необходимо купить несколько дипломов (соответствующих специфике места службы) о высшем образовании. Для большей солидности не мешает к этому присовокупить написанную кем-то по вашему заказу диссертацию. Тогда  легче и в члены какой-нибудь академии проскочить: их - на выбор - предостаточно. Цены — договорные.

   Второй вывод, абсолютно ожидаемый, зная историю становления Независимой: по её первому и последующим Президентам до 2014-го года.
20 ноября 1920 года на Московской конференции РКП(б) В. И. Ленин заявил: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Наши наблюдения в Украине через четверть века после приобретения ею Независимости позволяют утверждать: «Декоммунизация» есть власть Верховной Рады Украины 2015-го года плюс запрещение деятельности Коммунистической партии Украины, упоминания сло'ва «коммунист» и всех производных от него слов (по отношению к лицам - бывшим функционерам сей партии).
   Кому не ясно, обратитесь к большой разъясняющей статье, включающей Список осіб, що підпадають під закон про декомунізацію — Вікіпедія (wikipedia.org). Однако в длиннющем списке особы А. В. Снегова вам найти не удастся!

   А ведь он (я ещё раз цитирую украинскую ВікіпедіЮ): «український більшовик, революціонер, радянський політичний діяч. Член Центральної Контрольної Комісії КП(б) України в 1927—1930 роках. Член ЦК КП(б) України в червні 1930 — січні 1932 року.»  Его роль в так называемом партийном строительстве в Украине (см. - «Партійне будівництво» - значення слова, визначення слова, слово означає | VseslovA ) несравненно выше значения многих, внесенных в сей «Список лиц, подпадающих под закон о декоммунизации».

   Но нет ЕГО там, Н Е Т: ни как Иосифа Израилевича Фаликзона, ни как Алексея Владимировича Снегова. А на нет и суда нет.
   Так что, даёшь улицу Алексея Снегова! И никаких гвоздей!

***

   Вспомните: в начале статьи я уверял вас, что вы - после краткого введения - уже готовы к восприятию содержания статьи. Теперь вы этой готовности —  сами свидетели, иначе не добрались бы до конца статьи. И вам почти всё ясно, не так ли? Кроме одного. Вам осталось только (для себя) решить, что' это было: а) статья на полном серьёзе, б) зарисовка из жанра иронической прозы или, того хуже, в) злая насмешка над тем, что творится уже треть века на идеологическом базаре в Независимой.
   Впрочем, не ломайте себе голову, как Евгений Онегин: «Цель жизни нашей для него // Была заманчивой загадкой, // Над ней он голову ломал // И чудеса подозревал.»
Это — и первое, и второе, и третье!!!

   Потому что мои предложения по переименованию винницких улиц ответственные за это щекотливое дело ли'ца в мэрии и трудившиеся в поте лица' им в помощь лучшие историки города считают «Всё чудесатее и чудесатее!» (так восклицала - в сказке Льюиса Кэрролла - Алиса из Страны чудес: «Curiouser and curiouser!»).
Надо же им помочь ну хотя бы один раз оказаться правыми…

   Вместо эпилога

   Судьба А. В. Снегова некоторым образом отражает судьбы сотен тысяч и даже миллионов граждан, живших в СССР. Сотни тысяч были большевистско-чекистским режимом уничтожены. Миллионы - тем или иным образом - от него пострадали:  одни безо всякой с их стороны вины побывали в заключении, в ссылке, у других оборвалась их служебная карьера, замалчивались их достижения, изобретения, открытия, не публиковались их произведения, и так далее. Здесь столько имён, что — не сосчитать.
   Поразительно, что пострадали даже те, кто умер до рождения НКВД-истского чудовища. Их приказано было забыть, их вычеркнули из истории страны или, исказив историю, оклеветали посмертно.

   Потом жертв Большого террора, Ленинградского дела, репрессий против еврейской культуры (в рамках борьбы с космополитизмом), Дела врачей и тому подобных преступлений советской охранки реабилитировали. Многих, увы, посмертно. Но гонения на инакомыслящих продолжались. В разной мере они коснулись опять же сотен тысяч граждан с красным серпасто-молоткастым паспортом. Где-то среди таковых последние полтора десятилетия моей жизни в СССР числился и я. Но что' мои мытарства по сравнению с многолетним пребыванием в лагерях того же А. В. Снегова?!

   Однако я ещё и ещё призываю нынешние власти Винницы и прислуживающих им историков: Не позорьтесь! Не выглядите бо'льшими антисемитами, чем основная масса градоправителей в Российской империи 1721-1917 годов (к счастью, не в Виннице):  в о з в р а т и т е  имя Цаля Лейбовича Вайнштейна улочке, рядом с которой уже столетие с четвертью красуется великолепное здание бывшего Реального училища, возведенное на завещанные с этой целью деньги винницкого купца Цаля Вайнштейна!

   В 1910-м году, по предложению протоиерея (первосвященника) Ивана Емельяновича Шиповича (1857-1936) - преподавателя Закона Божьего в Реальном училище и, одновременно, настоятеля тамошнего домового ученического храма Святых Кирилла и Мефодия, городская комиссия по переименованию улиц (под председательством И. Е. Шиповича) назвала переулок, который примыкает к западному крылу училища, именем Цаля Вайнштейна.
Переулок в 1921-м году советские власти переименовали, присвоив ему имя некого большевика, а потом — с подачи опять же не перестающего меня неприятно изумлять своими предположениями и предложениями А. Федоришена — в улицу … Ивана Шиповича. Об этом я писал подробно не раз, например, тут: Разобраться в чём-то винницком (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Господа из мэрии, Музея Винницы, Педагогического университета, Краеведческого музея! Неужели вы полагаете, что осуществлённое в 1970-е годы «обрезание» портала здания (убран балкон над центральным входом и две колонны, которые служили ему опорой) бывшего Реального училища является достаточным свидетельством памяти о щедрости еврейского купца?

   Вы, не остановившие бравого есаула (помощника военачальника из мэрии), гарцующего на троянском коне истории и увлекающего вас в его собственные замыслы, маскируемые им под благие дела, но таковыми не являющимися, задумайтесь!
   Неужели вас не отрезвил его конфуз в показухе с мемориальной доской С. Якерсону (1897-1944), на которой указано, что еврейский сотник армии УНР погиб в Пражском гетто? Оказалось же, что С. Якерсон умер в Праге в 1951-м (!) году. Я уже об этом писал дважды:  Памятник - памятка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), Наш - типа европейского - город Винница (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Как всегда, объяснений и извинений читателям не последовало.

   Доску эту с большой помпой открывали где бы вы думали? На углу Соборной и Ивана Шиповича: Сотнику УНР поставили пам’ятну дошку за 70 тисяч гривень - 20 хвилин Вінниця (20minut.ua) — обязательно взгляните на это сообщение с иллюстрациями. Увидите нашего героя, информирующего авторку заметки. И в ней авторці, идя по протоптанной А. Федоришеном дорожке, нельзя было не солгать: «Він разом із мамою жив у Вінниці на вулиці Соколова, 3 (нині Шиповича). Це 50 метрів униз від встановленної [лишняя буква - на совести редакции] сьогодні меморіальної дошки.»

   На самом же деле, юношей С. Якерсон проживал там как раз тогда, когда эта улица называлась - с 1910-го года - переулком Вайнштейна! Это ясно из его биографии, в обсуждении которой А. Федоришен принимал участие многократно: Якерсон Семен Самійлович — Вікіпедія (wikipedia.org), см. там же — Переглянути історию. А ул. Соколова появилась в 1921-м году, когда С. Якерсон уже год как был в эмиграции в Польше (потом в Чехословакии) и в Виннице больше не появлялся. 
Не примечательно ли, что у А. Федоришена эта подмена фактов — не от незнания? Она — от желания всё подтасовать под его далёкие от истины, но для него — подобающие искусственные построения!
При такой установке мышления выговорить два слова - переулок Вайнштейна - ну никак не получается. Приходится, мягко говоря, выкручиваться. Как ему тут не посочувствовать?..

   Так что, господа, как говорили в Виннице во времена обсуждаемых нами событий, я на вас всех очень даже удивляюсь…