Блок. Грустя и плача и смеясь... Прочтение

Виталий Литвин
«Грустя и плача и смеясь…»
 



                Грустя и плача и смеясь,
                Звенят ручьи моих стихов
                У ног твоих,
                И каждый стих
                Бежит, плетет живую вязь,
                Своих не зная берегов.
 
                Но сквозь хрустальные струи
                Ты далека мне, как была…
                Поют и плачут хрустали…
                Как мне создать черты твои,
                Чтоб ты прийти ко мне могла
                Из очарованной дали?
                8 декабря 1908






     С этого стихотворения начался для меня Блок да и вообще поэзия – 8 марта 1968 года, женский праздник, и «Комсомольская правда» опубликовала четыре стихотворения, обращенные к  женщинам. Это  – среди них. А мне 17 лет, я – смертельно влюблен.
     Первые стихотворения помимо школьной программы, выученные мною наизусть.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации:  НЧ [«Ночные часы»]. С. 72, в разд. "Голоса скрипок"…
     »

     Но мне переливы звуков данной пиесы больше напоминают джазовые вариации не виртуозов-скрипачей, а пианистов.


     – «Как мне создать черты твои…» – это не метафора. Это конкретные  размышления, прикидки теурга. Приблизительно так же он придумал, создал, помог войти в наш мир Незнакомке.

Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «
     … я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
     Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
     Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.
     »

     Он “произвел заклинания” и из “очарованной дали” в его жизнь вошла Волохова. Как же тогда он сам на себя изумился…

В.П. Веригина. «Воспоминания»:
     «
     …Больше всего, особенно первое время, Блок разговаривал со мной, и Н. Н. Волохова даже думала, что он приходит за кулисы главным образом ради меня, но однажды во время генеральной репетиции «Сестры Беатрисы» она с изумлением узнала настоящую причину его частых посещений.
     Блок зашел по обыкновению к нам в уборную. Когда кончился антракт, мы пошли проводить его до лестницы. Он спустился вниз, Волохова осталась стоять наверху и посмотрела ему вслед. Вдруг Александр Александрович обернулся, сделал несколько нерешительных шагов к ней, потом опять отпрянул и, наконец, поднявшись на первые ступени лестницы, сказал смущенно и торжественно, что теперь, сию минуту, он понял, что означало его предчувствие, его смятение последних месяцев. «Я только что увидел это в ваших глазах, только сейчас осознал, что это именно они и ничто другое заставляют меня приходить в театр».
     … он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она «явилась», а не просто родилась, как все, явилась как комета, как падучая звезда. «Вы звезда, ваше имя Мария», — говорил он.
     »
     (“Мария” – имя его Незнакомки в пьесе.)

И сравните:

                «И вижу берег очарованный
                И очарованную даль.
                Незнакомка»
И:

                Как мне создать черты твои,
                Чтоб ты прийти ко мне могла
                Из очарованной дали?