Про крысу

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2023/06/27/rat-2/
Эту историю мне рассказала соседка моей первой, но не последней тёщи, которая жила в Баку на Завокзальной улице. Я не помню по какому поводу сказал, что ненавижу крыс. Соседка на меня махнула рукой: "Что Вы, что Вы!". В это время я уходил и стоял в двери. Когда я следующий раз появился в этой коммунальной квартире, соседка мне рассказала так историю. Некоторое время она жила в Махачкале. Работала на каком-то небольшом предприятии, подчинённом воено-морскому флоту. Она заведовала небольшой библиотекой, но главным был на её попечении очень важный архив. В двух шкафах хранились архивные документы, а на полках лежали книги для чтенья. Где-то в середине войны вдруг обнаружилось, что документы едят крысы. Причём книги на полках вроде бы более доступны, но крысы предпочитают почему-то документы. Я рассказал старушке соседке, что хорошая бумага - это хорошая, чистая целлюлоза. В природе основная еда для крыс - зерно, фрукты, овощи, где много полисахаридов, превращающихся в кишечнике крыс в глюкозу. В те времена в биологии я был не особенно силён, но об этом где-то об этом прчитал. А бумага документов обычно лучшая, чем у книг. Она меня поблагодарила и рассказала мне такую историю.

Она убрала документы с нижних полок шкафа, но поедание документов не прекратилось. За шкафом и в шкафу обнаружились проеденые крысами дыры. Она вставила в дыры кусочки бытого стекла, но появили другие дыры. Сосед, которому она пожаловалась, посоветовал подкармливать крыс. Она стала регулярно оставлять на ночь блюдечко рядом с дыркой в полу, в которое клала корки чёрного хлеба и обнаружила, что крысы есть документы практически перестали. Обычно она клала корки в блюдечко к концу работы. А однажды вдруг обнаружила, что крыса выглядывает из дыры в полу. Тогда она однажды выложила еду крысе днём и спустя пару дней крыса стала вылезать днём и не бояться "кормилицы". Старушка рассказала про крысу своему начальнику и тот из своего начальнического пайка выдал ей панку американских мясных консервов. В учреждении была небольшая комнатка, где сотрудники ели в перерыв. Там стоял "ледник", куда регулярно привозили лёд. Там эту банку американских консервов старушка хранила и ежедневно клала крысе по 2-3 чайные ложешки. Крыса перестала её бояться и каждый раз выжидала, когда ей положат еду.

Я поблагодарил соседку, сказал, что очень люблю слушать рассказы о животных, и теперь изменил своё отношение к крысам. А она мне сказала: "Так я Вам ещё самое главное не успела рассказать!". Оказалось, что не помню по какой причине, её всю неделю не было на работе и одновременно с ней не вышла почему-то на работу женщина, которую она попросила из ледника подкладывать консервы в блюдечко для крысы. Когда же она вернулась на работу, то оказалось, что документы были не тронуты. Этот разговор у меня состоялся более 60 лет тому назад. Что было дальше, не помню. Со мной в квартире жили разные животные: черепаха, уж, коты и кошки, собаки. Здоровый кролик Мишка запрыгивал ночью ко мне на диван, залезал под одеало и спал между моих ног. О многих моих друзьях-животных я писал рассказы на proza.ru. Рассказ о крысе, проявившей чувство благодарности и переставшей есть документы, поняв кое-что своим крысиным умом, я не написал до сих пор, хотя всю жизнь держал эту историю в своей памяти...