Бремя выбора

Алекс Нефедов
Эту книгу, с душевным автографом автора, я прочитал на одном дыхании. И не столько из-за оригинальности сюжета, сколько потому, что повесть перенесла меня на тридцать лет назад, во времена моей молодости - в начало 1990-х годов. Многое, о чём написала Светлана Замлелова было в моей жизни - события 1991 и 1993 годов проходили на моих глазах, я был свидетелем становления масонского движения в России, общался с тогдашними гуру телевидения, а с 1995 по 1998 гг. и сам работал на одном из столичных телеканалов и буквально дневал-ночевал в студии Останкино. И мне приходилось беспроблемно кататься в Европу на выходные, в 1991 году, после ГКЧП, мне даже предложили остаться в одной из стран и жениться. Много чего ещё было... Но всё это теперь уже история.
Для любимой газеты "Московский литератор" я написал рецензию на эту книгу. Она будет опубликована в июльском номере газеты. Но, вам, друзья, она доступна уже сейчас!
Неоспоримая очевидность: на протяжении всей жизни человеку приходится делать выбор. Всегда и во всём. От банальной покупки продуктов в супермаркете до решения жениться/развестись, отправиться добровольцем на фронт или навсегда покинуть Родину. Воистину – от малого до великого всего один шаг. Но и взять на себя немалый труд осмыслить «анатомию» выбора, в художественной форме отразить события недавней эпохи, когда свобода во всём её подлинном и мнимом многообразии захлестнула наше общество и привела к тому, что мы теперь имеем, - тоже ведь непростое решение для современного писателя. Поступок, после которого отступать некуда. Впрочем, автор повести «Блудные дети, или Пропадал и нашёлся…» Светлана Замлелова свою гражданскую позицию обозначила достаточно давно и вектор её из года в год приумножающегося литературного мастерства устремлён в правильном направлении.
Чего не скажешь о героях её повести, которая захватывает своим сюжетом. И в определённой степени документальностью. Читатель с первых страниц погружается в события начала 1990-х годов. И те, кто был тогда в их гуще, в толпах ликующих москвичей в августе 1991-го, в эпицентре осады Белого дома в октябре 1993-го, оказался под прицельным огнём снайперов и спасался от удушливой «черёмухи», могут свидетельствовать: всё, что описано в повести основано на реальных событиях. Молодые люди, которым волей судьбы выпало в ту непростую пору обретать смысл своей начинающейся взрослой жизни, конечно же не могли предположить, в какие «сквозняки» трансформируется ветер тогдашней демократической свободы. Во что обойдутся подачки всевозможных иностранных благотворительных фондов, стремление вступить в тайные общества или стать «своим» в кругу интеллектуалов, вещающих народу с экранов телевизоров о достоинствах заокеанских духовно-нравственных ценностей. Им предстояло сделать выбор, поначалу обещающий многое, но очень скоро становящийся бременем, ведь за всё, даже за пустячное решение, рано или поздно надо платить. Культ абсолютной свободы, который навязывается новым временем героям повести, становится их темницей с выходом – лабиринтом. Не всем удаётся из запутанного клубка событий выбраться с честью и достоинством. Самый на первый взгляд харизматичный герой расстаётся со своей жизнью при странных обстоятельствах, звезда журналистики, презрев перспективную карьеру, уходит в монастырь, а главный герой, от имени которого и ведётся повествование, покуролесив «за кордоном» и даже почти женившись на англичанке, предпочитает Канарским островам промозглую, но всё же – весеннюю Москву. И хотя всё описанное – художественно-обобщённая проза, в возможность таких событий невозможно не поверить. Даже потому, что это была эпоха, когда Шенгенское соглашение ещё не вступило в силу и в Европу можно было запросто ездить на выходные. А священниками и монахами становились вчерашние художники и физики.
Повесть завершается днём, когда на календаре красовалась многообещающая тогда дата – 1995 год. Кто жил в ту пору, тот знает, что последовало далее. Но автор прежде всего адресует повесть молодому поколению, сегодняшним выпускникам школ, студентам вузов, молодым людям, которым ещё предстоит совершить выбор – профессии, круга общения, парадигм собственного бытия. Нарочитой назидательности в книге нет, но она наверняка прочитавших её заставит о многом призадуматься. Конечно, в двадцать лет мир кажется совсем иным, чем тем, кто, как автор этих строк, прожил три раза по стольку. Но именно мы должны, просто обязаны, на основании своего опыта, бремени своих «выборов», подсказать новому поколению, где на самом деле таятся «подводные камни» в бурной реке под названием Жизнь. Светлана Замлелова, у которой ещё бесконечно длинный путь на литературной ниве, свою миссию «в моменте» выполнила блестяще.
Александр Нефедов, член МГО СП России,
Почётный работник печати города Москвы