Полемика по тезисам на тему ИИ

Аркадий Костерин
После опубликования тезисов Александр Викторович Каминский прислал свои вопросы по изложенным соображениям. Я ему ответил. Наша полемика публикуется ниже.

1. Суждение об ИИ во многом определяется нашим представлением о том, насколько формализуемы человеческие психические состояния. Потому, что мы с интеллектами других типов не встречались. То есть, мы полагаем, что психоидные состояния компьютера должны быть подобны психическим состояниям человека. – Под психоидными состояниями компьютера я понимаю идеальную составляющую соотнесённых состояний, реализуемых благодаря деятельности ИИ.

А. Каминский: Что Вы понимаете под «идеальной составляющей соотнесённых состояний»?

А. Костерин: Идеальная составляющая - это психоидная составляющая. Я придерживаюсь той модели, которую излагает Ю.А. Лебедев. – А именно, Соотнесённые состояния являют единство двух реальностей:  психоидного содержания и физикалистской формы. 

А. Каминский: Я вот никак не могу понять у Вас дуалистический подход или нет? У вас есть и физические состояния и психические (квалиа?). Или же Вы их отождествляете?
А. Костерин: Подход у меня дуалистический, но синтетический, не такой как у Декарта. – В моей трактовке физические объекты являются формой духовных (психоидных) содержаний. Это неразрывное единство.

2. Логично предположить, что психические состояния, в принципе, формализуемы, но каждое из них должно содержать полную информацию о всей Вселенной для каждого соотнесённого состояния. Естественно, тут имеются в виду соотнесённые состояния, как их представляет ММИ.

А. Каминский: Непонятно, почему психическое состояние должно содержать всю информацию Вселенной???

А. Костерин: Но, это же идёт от Эверетта: каждое Соотнесённое состояние – это Вселенная. Ветвится целая Вселенная. Причём, каждое Соотнесённое состояние полностью детерминировано. Случайность и свобода проявляются в ветвлении. Соответственно, каждое психоидное содержание Соотнесённого состояния должно содержать полную информацию о данном качественном срезе Вселенной.

А. Каминский: Да и соотнесенное состояние не может содержать полную информацию о всей Вселенной…. Полнотой информации обладает только мировая ВФ.

3. ИИ подразумевает достаточную сложность компьютерных систем, в которых он рассматривается. Но, в моём понимании, конструкция компьютера, который используется для ИИ, должна обеспечивать возможность не детерминированного линейно выбора реальности. – Это возможно, по-моему, только в том случае, если компьютер квантовый.

А. Каминский: Почему «линейно»? Это важно?

А. Костерин: Да, это важно. Выбор новых соотнесённых состояний не должен быть линейно детерминирован. Иначе, о свободе говорить не приходится. Для неё просто не остаётся возможности.

А. Каминский: Нет, это неверное понимание. Квантовый компьютер – детерминированное устройство. Не детерминированность появляется только на стадии измерения результата, и связана она с наблюдателем. Другими словами, эволюция квантового компьютера, самого по себе, без наблюдателя ничем не отличается от эволюции любой «железки».

А. Костерин: Не согласен с Вами! Выбор квантового компьютера всегда является вероятностным. КК - это не "железка", а квантовая система – кроме причин работает и случайность. А я рассматриваю квантовую случайность как проявление свободы на элементарном уровне деятелей.

3. (Продолжение). Однако хочу обратить внимание на тот объём информации, которую должен обрабатывать квантовый компьютер для создания полноценного, сознающего и разумного ИИ. Об этом я писал выше (п.1). – Каждое соотнесённое состояние представляется как некое фиксированное состояние Вселенной. То есть, психоидная (информационная) составляющая соотнесённого состояния должна выражать полную информацию об этом фиксированном состоянии Вселенной. Тогда, логично предположить, что сознающий квантовый компьютер должен обрабатывать всю информацию о нашей Вселенной. То есть, нужен компьютер вселенского масштаба. Такое представление существует. По-моему, первым сравнил нашу Вселенную с квантовым компьютером Уиллер.

А. Каминский: По-прежнему, не ясно откуда берется такое требование? Возможно, автор под «соотнесенным состоянием» имеет в виду что-то другое?

А. Костерин: Это должно быть ясно из того, что сказано мною выше. Из моего понимания Соотнесённого состояния. Вы можете доказать, что оно неправильное?

4. Одушевлён ли ИИ? Под одушевлённостью я понимаю включённость разума в духовную жизнь, имея в виду бесконечные уровни эмоционального, этического и эстетического взаимодействия во всех реальностях мультивидуума. Какие измерения взаимодействия может развернуть ИИ? – Вот вопрос!

А. Каминский: Обычно этот вопрос формулируют другими словами – обладает ли ИИ внутренним или субъективным опытом?

А. Костерин: Нет, я имел в виду не совсем это. – Бесконечные уровни духовных взаимодействий, потенциально доступны человеку вследствие того, что его подсознание, в моём понимании, содержит все варианты его личности, альтернативные актуальному его состоянию. Каждый из вариантов имеет шанс стать актуальным, но, все они имеют разную вероятность. Однако, волновая функция актуализации (в тактах) проявления личности не линейна. Выбор зависит от воздействующих на него духовных факторов (это отдельная большая тема) и от воли человека.

А. Каминский: Эту проблему называют проблемой сильного ИИ или трудной проблемой сознания. Включенность же в духовную жизнь – это не совсем то…. Если ИИ рассказывает Вам про свои духовные переживания и пишет душещипательные стихи – означает ли это, что он включен в духовную жизнь? Да, означает. Но означает ли это, что он все это чувствует? Нет, не означает. Он может быть философским зомби.

А. Костерин: Да, с этим я согласен, см. выше.

5. Цитата: Человек неоднозначен, потому что его ум многообразен. – Дело в том, что человек многомировое существо. Я понимаю это так, что человек пребывает разумом сразу во многих реальностях. Сознаёт он в каждый момент одну реальность, а другие в это время пребывают в бессознательной области его психики. Причём, каждое решение человека детерминировано в некоем срезе реальности, но предыдущее его решение, как и последующее, могут быть детерминированы в других реальностях. То есть их детерминированность не стопроцентная по отношению к его актуальной реальности. Поэтому человек принципиально неоднозначен и его реакции предсказуемы лишь статистически. Это одно из проявлений свободы человека. (Об искусственном интеллекте http://proza.ru/2019/07/30/497) – Может ли обладать такой свободой ИИ? Есть ли у него право на ошибку?

А. Каминский: Непонятно, какое отношение имеет «неоднозначность» человека с тем, что он «многомировое существо»? И, вообще, у Эверетта любая железка с памятью «многомировое существо». Чем же человек такой особенный?

А. Костерин: Если брать в общем плане, с этим я не спорю. – Для меня, каждая реализация Деятеля, независимо от уровня (элементарный, биологический, психический) – это многомировой выбор. И память я рассматриваю, соответственно, разных уровней.
Человек тоже неоднозначен потому, что живёт в многомирии. Как я уже писал, свобода человека проявляется в его выборе реальности. – Это его характерная, специфическая свобода. Человек стремится выбирать своё будущее.

6. Можно представить вопрос про одушевлённость в такой форме: Обладает ли ИИ подсознательной сферой, которая делает его психоидность неисчерпаемой? Именно подсознание я считаю корневой системой личности, уходящей в бесконечность.

А. Каминский: Здесь каждое слово – загадка… Как это обсуждать?

А. Костерин: Немного я уже расшифровал это выше. Могу добавить, что через подсознание психика срощена не только с человеческим мультивидуумом, но и с "большим" Мультивидуумом Деятеля Мультиверса, который реализуется на всех уровнях бытия и, потенциально, неисчерпаем. Об этом я писал ранее.


7. Некоторые исследователи считают, что ИИ может стать даже более «одушевлённым», чем человек, то есть, превзойти человека по всем психическим качествам и подниматься всё выше и выше по уровням обобщёния многомирового восприятия (расширения воспринимаемых квантов действительности)  и обобщённого осмысления многомирия. – Это тоже принципиальный вопрос для его оценки. К примеру: писатель Сергей Лукьяненко пишет о таких ИИ.

А. Каминский: Здесь без аргументации обсуждать нечего…

А. Костерин: Это следствие обсуждавшихся выше возможных свойств ИИ. Если он включён в "большой" Мультивидуум, то может проявляться и как космический объект, и как гипотетические "высшие" деятели.

8. Цитата: Может ли в состав мультивидуума входить ИИ? – По-моему, со стороны мультивидуума (деятеля) никаких препятствий этому нет! Деятелю Мультиверса, обладателю мультивидуума, всё равно: в структурах какой природы и формы себя реализовывать! – Где есть возможность взаимодействия, там и реализуется. – Следовательно, ИИ может быть частной личностью неисчерпаемого мультивидуума – души (Мысли 36. http://proza.ru/2023/04/27/841).

А. Каминский: Чтобы это обсуждать, нужно понимать значение терминов. Насколько я понимаю (из текстов Аркадия) мультивидуум – это множество моих Альтер эго на срезе Эвереттовского дерева. Но, тогда, как там может оказаться ИИ?  И причем здесь взаимодействие?

А. Костерин: Здесь речь именно о "большом" Мультивидууме. Он может в реализациях выходить за антропные формы.

9. То есть, ограничений со стороны мультивидуума, вроде бы, нет. А вот возможности ИИ, уровень его психоидности, будет зависеть от того, какие измерения для взаимодействий он сможет развернуть! То есть, вопрос об одушевлённости ИИ остаётся для меня открытым.

А. Каминский: Что такое измерения взаимодействий? В одном из текстов Аркадия читаю: « Измерения взаимодействий – это понятие идеальное, психоидное. Вся динамика Мироздания определяется последовательным выбором деятелей, реализующих свою свободу в различных тактах объединяющих их взаимодействий. Все взаимодействия, по определению, взаимны, они разбиты на этапы и строятся по принципу запрос-ответ. Квантование всех взаимодействий связано с тем, что проявления свободной воли деятелей могут быть только дискретными.»
Стало ли понятнее? Нет, не стало.

А. Костерин: Простите, для меня это привычно, поэтому кажется несложным! Это всё есть в моих статьях, но объяснить это коротко, наверное, не получится. Кстати, в «Мыслях 37» я писал: Идеи или образы, вокруг которых группируются человеческие мнения, предлагаю считать духовными (психоидными) измерениями.

10. Для меня, как верующего человека, вопрос об одушевлённости выглядит так: Человек имеет ПОТЕНЦИАЛЬНО неограниченное число связей с Творцом, то есть, с Богом. Поэтому, человек может разворачивать неограниченный ряд творческих измерений взаимодействия с миром. – И это даже не от человека зависит! В Евангелии сказано: ДУХ ДЫШИТ ГДЕ ХОЧЕТ*. А какие связи и измерения могут быть у ИИ? – Вот вопрос!
*Вот пример: трёхлетний ребёнок садится к пианино и играет гармоничную мелодию. Откуда это?

А. Каминский: Что такое «измерения взаимодействий» нужно пояснить.

А. Костерин: Измерения взаимодействий - это, в общем виде, параметры взаимодействий. Для духовного мира, измерениями взаимодействий я полагаю все формы духовной деятельности, вокруг которых группируются  мнения. Об этом я писал в "Мыслях 37 и 38" и в других местах.

11. Цитата: …в широком понимании, мультивидуум – это … бесконечный ряд реализаций универсального Деятеля. Эти реализации я представляю себе как психический аспект всевозможных объектов, выбирающих свою реальность на базе всех возможных физик мультиверса. Мультивидуум – это все возможные проявления Деятеля, соответствующие всем возможным измерениям реализации и их сочетаниям. (Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf)

12. Цитата: Человек неоднозначен, даже когда реализует себя в линейной реальности. Потому что человек многомировое существо. – Через него проявляется многомирие…  В отличие от человека, искусственный интеллект всегда однозначен. – Потому что он всегда выбирает оптимальное решение на основании имеющейся у него информации. Искусственный интеллект полностью детерминирован, и последователен, он всегда пребывает в одной единственной реальности. (Об искусственном интеллекте. http://proza.ru/2019/07/30/497)

А. Каминский: Этот тезис практически дублирует 5-ый тезис

А. Костерин: В этой старой статье я рассматривал ИИ на основе обычного компьютера. КК может сделать ИИ похожим на человеческий разум. – Эти возможности я и пытаюсь анализировать. Кстати, возможность осознания себя человеку даёт инверсия выбираемой в многомирии реальности вкупе с наличием памяти о прошлых состояних. Взгляд на себя возможен только из другой реальности.

А. Каминский: Неоднозначность человека (наверное имеется в виду свобода выбора?) к эвереттовскому расщеплению не имеет отношения. С точки зрения теории Эверетта, человек или машина – не имеет никакого значения. В обоих случаях, это физический объект, который взаимодействует с окружением, и значит, образует соответственные состояния («ветвится» в мультиверсе).   

А. Костерин: Эверетт свободу выбора вообще не рассматривал. Так что это уже не эвереттизм, а эвереттика.

А. Каминский: Здесь имеет место смешение понятий. Алгоритмическая однозначность ИИ, о которой здесь говорится – это однозначность в слое вербальной реальности, имеющей смысл только для человека, создавшего эту формально-языковую реальность. К физической же реальности это не имеет отношения. 

13. Компьютерное МОДЕЛИРОВАНИЕ эмоций получило сейчас широкое развитие. Человек может позволить себе не обладать всей информацией Вселенной и, при этом быть сознающим одушевлённым существом. – Он замещает недостающую дискретную информацию аналоговой моделью, построенной на эмоциях и чувственных образах. Но, измерения эмоционального ряда для человека и для компьютера очень различны. Судя по описаниям современных компьютерных моделей эмоций, они всё равно относятся к другому ряду деятельности – к ряду логически детерминированному потребностями. Поэтому, это не решает проблемы одушевлённости ИИ.

А. Каминский: Что-то я отстал от жизни…. Это насчет компьютерного моделирования эмоций…

А. Костерин: Ссылки:


А. Каминский: Утверждается следующее. Перескажу своими словами. Человек «одушевлен», то есть, обладает субъективным опытом, если обладает полнотой информации Вселенной. Почему это так автор не говорит. Это- загадка. Но человек не обладает полнотой информации, и тем не менее он «одушевлен». Мы это знаем по себе! Объясняется парадокс тем, что человек интерполирует недостающую дискретную информацию. Здесь я ничего не понял. Могу только сказать, что интерполяция не восстанавливает и не привносит новую информацию….   

А. Костерин: По поводу одушевлённости я уже отвечал. А последующее изложение верно отражает мой подход. - Эмоционално-чувственная сфера моделирует в квалиях человека (в его личной реальности) недоступную ему детерминированную Вселенную, которую должен постигнуть компьютер.
А вот компьютер такой модели не имеет, потому, что его "эмоциональная сфера" построена по совсем другим принципам. ИИ воспринимает цифровую детерминированную картину мира. То есть, приписывать компьютеру личность человеческого типа мы не можем.

14. Можно ли определить некий нравственный вектор развития ИИ? – Думаю, что можно, прежде всего, по области его применения! – Сейчас ИИ играет важнейшую роль в развитии вооружений. Он также определяет развитие средств полицейского контроля и слежки за людьми. Контроль с применением ИИ всё более захватывает интеллектуальную и творческую сферы человеческой деятельности. И эти направления приобретают фатальную для человечества роль. Так случится, если ИИ обретёт некую самостоятельность и автономность по отношению к людям, что будет вполне естественно в контексте превосходства возможностей ИИ над человеческими способностями.

А. Каминский: И подумал ИИ – «…тварь ли я дрожащая или право имею?»

15. Хочу подчеркнуть, что признание человекоподобных сознательных возможностей ИИ для моей концепции Мироздания не играет решающей роли. Моя концепция – Панпсихизм, по сути, означает признание проявления Жизни во всех явлениях живой и неживой природы. Через эти явления происходит реализация Деятелей Мультиверса, которые и есть сама Жизнь нашего мира, созданная Творцом.

Июнь 2023