Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 10

Александр Костерев-Грендель
A Love Supreme

Проблемы поиска духовности характеризовали значительную часть творчества Колтрейна, что подчеркивается названиями целого ряда альбомов, как Ascension («Вознесение») и Meditations («Медитация»).
Классический квартет Колтрейна выпустил свой самый духовный и (о чудо!) самый продаваемый альбом «A Love Supreme» в декабре 1964 года, который явился кульминацией всего предыдущего творчества Колтрейна синтезированного к моменту записи, одой его вере в Бога и любви к нему.
Колтрейн назвал «A Love Supreme» (в переводе — «Вселенская любовь» — «Любовь Всевышнего») своей «попыткой сказать: «Спасибо Тебе, Боже!» через нашу работу» —  музыкальное подношение в благодарность за его духовное возрождение в критическом 1957 году, когда он избавился от своей зависимости от наркотиков.
Альбом, построенный в виде сюиты из четырех частей, — первая из серии более крупных концептуальных работ, в которых заложены высокий замысел и направленность.
«A Love Supreme» был нетипичен для джазовой записи во многих отношениях. В нем звучит голос Колтрейна, повторяющий название альбома. На обложке альбома были изображены письмо к слушателю, а на вкладке — стихотворение, написанное Колтрейном и пропагандирующее универсалистскую духовность и обращенные к его роли музыканта.
Культовый альбом Колтрейна «А Love Supreme», изданный в 1965, продемонстрировал уникальный подход к джазовой музыке — религиозный, который стал не просто работой или увлечением, а верой, спасением, к которому он обращался в трудные минуты своей жизни.
Четвертая часть «A Love Supreme», — «Псалом», — на самом деле является музыкальным оформлением оригинального стихотворения к Богу, написанного Колтрейном и напечатанного во вкладыше к альбому.
Колтрейн играет почти ровно по одной ноте на каждый слог стихотворения и строит свою фразировку на словах. Альбом был записан в доме Колтрейна в Дикс-Хиллз на Лонг-Айленде.
И мантру «Вселенская любовь», которую Колтрейн повторял по слогам на языке саксофона, барабанов и даже проговаривая словами в композиции «А Love Supreme».
Квартет сыграл «A Love Supreme» вживую всего три раза.
Записанный дважды в концертном исполнении — в июле 1965 года на концерте в Антибе, Франция, и в октябре 1965 года — в Сиэтле, штат Вашингтон.
Запись концерта в Антибе была выпущена лейблом Impulse! в 2002 году на ремастированном подарочном издании «A Love Supreme» и снова в 2015 году на «Супер-подарочном издании» The Complete Masters.
«A Love Supreme» быстро стал самым известным альбомом Колтрейна, своего рода музыкальным автопортретом, который принес ему две номинации на «Грэмми», введение в Зал славы журнала Downbeat и новое поколение поклонников, многие из которых также искали альтернативные духовные пути. За несколько недель до того, как Колтрейн сочинил «А Love Supreme», джазовый писатель Леонард Физер отметил, что его «как самые преданные последователи — молодые слушатели — смогут в полной мере оценить музыку, которая «требует технических знаний и пристального внимания».
«Пока есть какое-то ощущение общения, нет необходимости, чтобы его понимали, —ответил Колтрейн. — В конце концов, я сам любил музыку задолго до того, как научился распознавать соль минорный седьмой аккорд... Кроме того, слушатели начинают развиваться вместе с музыкантами».
Временами кажется, что музыка Колтрейна — поток сознания без логики и разума. И, в то же время, этот поток сознания движется конкретным курсом — Джон контролирует свой транс посредством выстроенной композиции. Постоянно находясь в поисках нового звука, изучая музыку индийских дервишей, ирландские баллады, черпая вдохновение всего музыкального мира, Колтрейн не терял связи с афроамериканским фольклором. Его стиль — экстатическая речитация негритянского проповедника — это и спиричуэлс, и соул-госпел, и шаут-блюз, имитирующий крики работяг на полях плантации.
Словно проповедник, произносящий «религиозным списком» все имена Святой Девы Марии — Богородица, Царица Небесная, Дева Мария…  — на неизвестном прихожанам музыкальном языке, Колтрейн входил в транс и вел за собой слушателя, в поисках «канала» связи с вселенской любовью.