Роман. Часть 1. Глава 3. Учёба в семилетней школе

Григорий Рыжов
                Григорий  Рыжов


                Глава  3

                Учёба  в  семилетней  школе  № 4
                1933 – 1938  г.г.

       В  семилетнюю  школу  учиться  набралось  до  15  человек.  Расстояние  до  большого  посёлка  Куделька  составляло  5  километров.  Два  года  назад  карьер  посёлка  Куделька  выделил  старый  автобус,  который  использовался  конторой  карьера  в  служебных целях.
     Занятие  в  школе  начинались  с  8  часов  утра.  Школьники  собирались  в  посёлке  в  7  часов  30  минут  на  площади  у  конторы  карьера.  И  так,  каждое  утро  Алексей  с  другими  школьниками  собирались  к  установленному  времени,  садились  в  автобус  и  за  20  минут  доезжали  до  семилетней  школы  № 4.  Оставалось  10  минут,  чтобы  занять  свое  место  в  классе.
      Алексей  к  учёбе  относился  серьёзно.  Домашние  задания  выполнял  добросовестно.  Особенно  к  точным  предметам  у  него  был  интерес  и  получал  отличные  оценки.  Он  помогал  неуспевающим  ученикам  в  учёбе,  которые  сильно  отставали,  добиваясь  от  них  удовлетворительных  знаний.
       В  школе  проводили  спортивные  соревнования  по  лёгкой  атлетике,  а  зимой  на  лыжах  на  дистанции  1  и  3  километра.  Не  редко  занимал  призовые  места.  Проводились  соревнования  и  по  району.  Алексея  всегда  включали  в  сборную  команду  школы. 
     Незаметно  наступил  Новый  Год  1933.  Семья  Махнёвых  по  традиции  встретили  Новый  год  в  семейном  кругу.  Была  поставлена  Новогодняя  Ёлка,  наряженная  игрушка-ми  и  конфетами.  Дети  выросли,  но  под  Новогодней  Ёлкой  лежали  подарки.  Приходил  к  ним  на  Новый  Год  с  подарками  Дед  Мороз  и  Снегурочка.  Это  была  семейная  традиция.  Провожали  Старый  Год  и  весело  встречали  Новый  Год.  Вся  семья  была  счастлива  и  с  хорошими  надеждами  на  будущее.
      Вот  и  23  февраля,  в  этот  день  у  Алексея  День  Рождения.  Ему  исполнилось  12  лет.  День  Рождения  отметили  в  семейном  кругу  и  были  приглашены  друзья  Алексея.  Много  было  подарков,  много  веселья.  Пели  народные  песни,  и  Иван  играл  на  баяне.  Он  обучился  игры  на  баяне  у  музыканта,  который  жил  в  посёлке.  Он  преподавал  уроки  пения  в  школе  и  игры  на  баяне.  Баян  подарила  семья  Махнёвых  на  День  Рождения  Ивану  на  16 – ти  летие.
      
      В  начале  1930 – х  годах  начинается  бурное  развитие  посёлка  Куделька.  Это  предшествовало  в  1933  году  получению  статуса  поселка – городу  с  новым  названием  Асбест. 

                Асбест – город среди горного льна

        Асбест – небольшой город на 82 километра восточнее Екатеринбурга. Город и его окрестности славятся огромным количеством месторождений, выработок и карьеров – собственно, даже сам город назван в честь добываемого здесь минерала асбеста, или как его еще называют, «горного льна».

                История города

      История города начинается в начале XIX века, когда крестьяне Белоярской слободы в болотах недалеко от озера Щучьего наткнулись на волокнистый минерал – горную кудель, как его назвали в то время. Тогда место окрестили Кудельное болото.
 
                Асбестовский  Ремонтно – Механический  завод

     Однако официальная летопись асбестовых месторождений начинается в 1884 году, когда член УОЛЕ А.П. Ладыженский недалеко от Кудельного болота обнаружил выходы минерала, сообщив об этом в Горное ведомство. Место получило название Баженовское месторождение – по станции Баженово, находящейся неподалеку. В постсоветское время именем первооткрывателя крупнейшего месторождения горного льна была названа одна из улиц города.
     В 1885 году права на месторождение асбеста от Ладыженского  получило «Товарищество для эксплуатации уральских ископаемых». Тогда же появился первый асбестовый при-иск, названный Вознесенским.
 
                Котельная  № 2  на  территории  АТИ

      А спустя 4 года, после получения официального разрешения на разработку месторождения от Горного департамента, в этой местности было открыто сразу 11 приисков, что стало отправной точкой к образованию будущего города. Только что образованный населенный пункт нарекли в честь обнаруженного минерала – поселок Куделька. Также было открыто 3 сортировочные фабрики. Месторождение разрабатывалось преимущес-твенно ручным трудом – условия труда, мягко говоря, были непростыми.
      Постепенно промышленность поселка развивалась – в 1896 году на одном из приисков начала работу первая паровая машина для откачки воды, а спустя год появилась асбесто-обогатительная фабрика – первая в России. К 1917 году на Баженовском месторождении
 работало 4 частных предприятия. Ими было произведено около 200 тысяч тонн сортового асбеста, который отправляли в Австрию, Японию, Англию и Германию.
 
                Ночной  Асбест

      После национализации приисков в послереволюционное время был создан трест «Ураласбест», который объединил рудники Баженовского, Невьяновского и Режевского районов.
       В начале 1930-х годов начинается бурное развитие поселка – появляется геологический музей, открывается горный техникум и средняя школа, начинают работу Дворец куль-туры с кинозалом, больничный комплекс, а также типография и мебельная фабрика. А в 1933 году поселок получает статус города и новое имя – Асбест.
      В послевоенное время город продолжает свое развитие – к концу 1960-х годов в Асбесте уже было постоянное автобусное движение, несколько школ, гостиница и ресторан, широкоформатный кинотеатр, спортклуб, автошкола, дом отдыха. Кроме того было открыто несколько заводов и фабрик.
      На сегодняшний день Асбест – типичный среднеуральский промышленный городок, не лишенный, однако своих индивидуальных черт и особенностей.

                Достопримечательности Асбеста
 
                Музей  комбината  «Ураласбест»

      В коллекциях музея содержатся различные минералы и горные породы, добытые в окрестностях города – в Баженовском месторождении. Также здесь можно увидеть раз-личные изделия из асбеста и серпентинита. Отдельная экспозиция посвящена истории Баженовского месторождения и, соответственно, города.
      В музее можно узнать об истории, наградах и работе самого комбината.
               
 
                Асбестовский исторический музей

     Здесь посетителям расскажут как о самом асбесте, например, об использовании его в Древней Греции и Корсике. Так и об истории города – о вкладе жителей города в победу в Великой Отечественной войны, о работе различных заводов, о быте и культуре асбестовцев в различные периоды.
Наиболее ценными экспонатами считаются письменный стол, граммофон и кабинетный рояль XIX века, а также старинный литой колокол.
 
                Мемориальный  музей  Н.  М.  Аввакумова

      Николай Аввакумов – один из известнейших графических художников Урала. В свое время он работал художественным корреспондентом, зарисовывая наиболее важные моменты и события эпохи. Наиболее известными работами Аввакумова являются портре-ты первых людей страны, а также его плакаты, зарисовки, графические репортажи, посвящённые военным действиям (в военные годы художник работал художником-корреспондетом  газеты «Фронтовик» в составе 3-й ударной армии).
     Однако отдельная часть жизни графического репортера связана с городом Асбест, в связи с чем был создан музей. Мемориальный музей открыт в 1976 году во Дворце Пионеров. Здесь можно познакомиться с жизнью и работами Николая Михайловича.
 
                Памятник  А.  П.  Ладыжинскому

     Ладыженский – первооткрыватель Баженовского месторождения и, собственно, человек без находки которого Асбест не появился бы. Поэтому вполне логично, что в память о нем был установлен памятник. Кроме того, Алексей Павлович является одним из первых участников Уральского общества любителей естествознания. Находится памятник напротив Дворца Пионеров и представляет собой бюст первооткрывателя на постаменте.

                Аллея Победы

       Аллея Победы – одна из центральных аллей города, куда люди приходят отдохнуть и прогуляться среди деревьев. Здесь сосредоточены основные городские памятники, связанные с войнами – памятник воинам интернационалистам; памятник воинам, погибшим на Северном Кавказе (или памятник воинам уральцам), а также самый большой памятник города – Мемориал Победы, установленный к 20-летию победы в Великой Отечественной войне.
 
                Аллея  Победы

      Также на Аллее находится самая знаменитая скамейка города – Скамья Примирения, которую на свои средства установил один из жителей Асбеста. Правая и левая части скамейки находятся под углом, поэтому люди, сидящие на ней, постепенно скатываются друг к другу. Лавочка находится недалеко от городского суда – чтобы у людей, идущих в суд, была возможность примириться самостоятельно (хотя бы задуматься об этом).
 
                Скамья  примирения

                Скульптуры у Дома Культуры

      Скульптуры у входной группы в Дом культуры изображают двух муз и появились здесь в середине 50-х годов 20 века, сразу после окончания строительства самого Дома культуры. Долгое время загадкой оставался автор муз – предполагалось, что их сделал Эрнст Неизвестный, однако официального подтверждения не было.
      Подтверждена информация была лишь в 2013 году, когда местный краевед обратился к Неизвестному лично.  Скульптор  сразу же признал своих муз. Считается, что скульптуры – дипломная работа Неизвестного.

                Карьеры Асбеста
   
                Карьер Квартальный

      Асбестовский карьер является, наверно, самой знаменитой достопримечательностью города. Если открыть любую электронную карту, то сразу станет видно, что карьер чуть ли не больше, чем сам город. Интересно и то, что находится он в самом центре (геогрофическом) Асбеста, а не на отшибе как зачастую бывает. Карьер протягивается на 11 километров в длину, на 2,5 километра в ширину и на 350 метров в глубину.
 
                Аульский карьер
 
                Малышевский отвал
 
      Окрестности Асбеста также богаты различными карьерами – Красноболотинский прииск, Аульский карьер, карьер Квартальный, Красноармейский прииск и другие.  (5*).
                Начало  учёбы  в  семилетней  школе  № 4

     Вот  и  наступило  1  сентября  1933  гола,  начало  учебного  года.  Ребят  повезли  на  автобусе  в  посёлок  Куделька  в  семилетнюю  школу  № 4.  В  этом  году  посёлку  Куделька  был  присвоен  статус  города  и  назван  в  честь  минерала  хризотил – асбест -  городом   Асбест.
     У  школы  уже  собирались  школьники  с  5  по  7  класс.  Все  были  одеты  в  новые  костюмы  и  платья.  Ребята  были  одеты  в  выглаженные  брюки  и  пиджаки,  а  девочки  одеты  поверх  платья  в  белые   фартуки.  Девочки  в  руках  держали  цветы,  родители  сопровождали  своих  детей,  давая  им  напутствие,  как  вести  себя  в  школе.
     Школьная  линейка  началась  в  9  часов  утра.  Школьники  построились  по  классам  с  лева  на  права  с  7  класса  и  ниже.  Торжественно  выступил  с  речью  директор  школы  Сидоров  Иван  Петрович.  Подняли  красный  флаг,  символ  Советского  Государства  и  победы  Октябрьской  Социалистической  Революции.
     После  поднятия  флага,  заиграла  музыка  духового  оркестра  школы.  Было  торжественно  и  величаво.  Музыка  закончилась.  Была  дана  команда  разойтись.  Классы  ста-ли  уходить  в  школу  по  классам.
      Вот  Алексей  с  классом  пошёл  в  5  класс.  Он  немного  волновался.  Что  ждёт  его  в  школе.  Как  сложатся  дела  с  учёбой. 
      Алексей  с  настроением  взялся  за  учёбу.  Учился  он  на  4  и  5.  Приносил  домой  хорошие  отметки.  Отец  с  матерью  нарадоваться  не  могли  за  своего  младшего  сына  Алексея.  Старший  брат  Иван  окончил  семилетку  3  года  назад.  Ему  исполнилось  17  лет.  Закончил  фабрично – заводское  обучение  за  один  год  и  уже  2  года  работает  электромонтёром  в  руднике  треста  «Союзасбест». 
     Средняя  сестра  Таня  окончила  семилетнюю  школу  № 4,  ещё   год  назад.  Ей  исполнилось  15  лет.  Её  мать  Анна  устроила  дочь  Таню  к  себе  в  контору  на  курьерскую  работу  с  перспективой  учиться  на  бухгалтера.
     Годы  летят  словно  птицы,  они  не  вернуться  назад…
 
                Шалости  Алексея  и  его  друзей.

      За  время  учёбы  у  Алексея  появились  новые  друзья,  с  которыми  общался  на  переменах  и  после  уроков  в  школе.  Произошёл  случай  с  Алексеем  и  двумя  его  друзьями.  Одного  звали  Петром,  а  другого  Володей.
      Октябрь  месяц.  Как  то  на  занятиях  по  географии  ребята  стали  озорничать  и  мешать  заниматься  другим  ученикам.  Учительница  по  географии  Зоя  Ивановна  Белова,  средних  лет  обаятельная  женщина,  несколько  раз  предупреждала  их.  Она  строго  сказала:
     -Алексей,  Петр  и  Володя!  Прекратите  нарушать  дисциплину  на  уроке.  Делаю  вам  последнее  предупреждение, - Зоя  Павловна  на  мгновение  остановилась  говорить,  переведя  дыхание,  а  потом  продолжила  говорить. – Если  продолжите  нарушать  дисциплину  на  уроке,  то  я  вынуждена  буду  удалить  вас  с  урока  и  вызову  ваших  родите-лей.
      Ребята  притихли,  и  учительница  продолжила  урок.  Прошло  минут  10  и  снова  по-слышались  шум  и  гам  со  стороны  друзей.  Их  смех  был  настолько  громким,  что  весь  класс  обратил  свой  взор  в  сторону  нарушителей  тишины  класса.  Учитель  географии  Зоя  Ивановна  не  выдержала  и  строго  сказала:
      -Алексей,  Пётр  и  Владимир,  выйдете  из  класса  со  своими  портфелями  и  завтра  приведите  с  собой  родителей.  Понятно.  Я  жду  вас!
      Ребятам  пришлось  выйти  из  класса,  на  виду  всего  класса.  Нарушители  дисциплины  оказались  в  коридоре.  Володя  сказал:
      -Наконец  то,  мы  стали  свободными  от  учёбы  и  отдохнём  на  славу.
      -Как  бы  нам  эта  свобода  боком  не  обошлась, - с  сожалением  высказал  Алексей.
      -Так  оно  и  будет, - подтвердил  Пётр,  глядя  уныло  на  ребят.
      Ребята  стояли  в  коридоре  школы  на  первом  этаже,  где  было  тихо  и  спокойно.  Вдруг  Пётр  сказал:
     -Ребята,  у  меня  имеется  стрелялка.  Давайте  бабахнем  из  неё  назло  всем,  убежим  и  спрячемся  подальше.
     Стрелялка  представляла  собой  медную  трубку,  диаметром  5  миллиметров,  с  загнутым  концом.  Крошили  в  трубку  селитру  от  спичек,  утрамбовывали  её.  Заряжали спусковой  крючок. Боёк  ударялся  о  днище  трубки  и  происходил  громкий  хлопок  от  подрыва  селитры.  Стрелялку  надо  бросать  на  пол  или  землю.  Так  безопасней.
     -Давай,  бросай  стрелялку  прямо  на  пол! – воскликнул  Алексей,  глядя  на  Петра.
     -Я  согласен  тоже, - проговорил  Володя  неуверенно.
     -Не  бойся,  Володька.  Прорвёмся, - успокаивал  его  Алексей.
     -Была  не  была! Что  будет,  то  и  будет! -  сказал  Пётр  и  бросил  стрелялку на  пол,  на  4  метра  от  себя. 
     Раздался  громкий  хлопок  от  падения  стрелялки  на  пол,  боёк  сорвался  с  крючка  от  удара.  Хлопок,  словно  эхо  разнеслось  по  коридору  школы.  Ребята  от  неожиданности  застыли  на  месте.  Пётр  не  растерялся,  подхватил  стрелялку  с  пола  и  крикнул:
     -Делаем  дёру.  Быстрей!
     Ребята  очнулись  от  неожиданного  хлопка  от  стрелялки  и  побежали  к  выходу  школы.  Они  выбежали  во  двор  школы.  Они  увидели  завхоза,  который  занимался  ремонтом  школьного  хозяйства.  Ему  было  лет  50,  к  тому  же  хромал  на  левую  ногу.  Говорят  воевал  в  гражданскую  войну  за  красных.  Алексей  первым  крикнул:
     -Ребята,  завхоз  нас  увидел.  Бежим  за  сараи  у  домов.
     -Бежим!  Он  нас  не  догонит  со  своей  хромой  нагой, - громко  сказал  Володя,  поглядывая  на  завхоза.
     Завхоз,  Иван  Степанович  Сидоров,  побежал  за  ребятами  хромая:
      -Стой!  Нарушители  дисциплины.  Зачем  стреляли  в  школе?
      Ребята  тут,  как  и  были.  Быстро  убежали  со  школьного  двора  к  сараям  у  домов.  Там  можно  спрятаться.  Остановились  одного  сарая,  от  быстрого  бега  запыхавшись.  Отдышались  и  Алексей  сказал:
     -Ребята,  я  предлагаю  уйти  дальше,  хотя  бы  за  квартал  от  школы.  Здесь  близко  от  школы.  Нас  могут  найти.
     Пётр  и  Володя  поддержали  Алексея:
     -Ты  прав.  Пошлите  от  греха  подальше.
     Ребята  отдохнули  от  быстрого  бега,  и  пошли  за  квартал  от  школы.  Нашли  укромное  место,  сели.  Долго  молчали,  каждый  думал  о  своём  положении,  в  котором  он  оказал.  Алексей  подумал  про  себя:  «Я  нарушил  школьную  дисциплину.  Нас  накажут  в  школе  и  сообщат  родителям  на  работу,  а  их  пригласят  в  школу  к  директору.  Даю  слово,  что  нарушать  дисциплину  в  школе  не  буду».
     Вдруг  Пётр  зашевелился,  будто  его,  что – то  беспокоит.  Он  сказал:
     -Ребята,  я  вот  что  подумал.  Давайте  больше  не  нарушать  дисциплину  в  классе,  школе.  Учиться  хорошо.  А  то  всё  может  для  нас  закончиться  плохо.
     -Пётр,  я  тоже  об  этом  подумал, - высказался  Алексей,  глядя  на  Петра  и  Володю. 
     -Я  тоже  согласен  с  вами, - сказал  Володя,  глядя  на  ребят.
     -А  давайте  дадим  клятву.  Что  будем  не  нарушать  дисциплину  учиться  на  хорошо  и  отлично, – предложил  Алексей.
     -Давайте! – бурно  восприняли  эту  идею.
     Ребята  взялись  за  руки  и  поклялись:
     -Никогда  не  нарушать  школьную  дисциплину  и  учиться  на  хорошо  и  отлично!
     Ребята  сели  на  подручные  предметы  и  замолчали.  Немного  погодя  Пётр  сказал:
     -Если  нас  поведут  к  директору  школы,  то  извинимся  и  скажем,  что  больше  этого  не  повториться.  Будут  спрашивать,  кто  стрелял,  то  я  признаюсь.
     -Может,  обойдётся,  забудут, - неуверенно  сказал  Алексей.
     Нарушители  дисциплины  ещё  посидели,  поговорили,  а  затем  пошли  в  школу.  Время  подходило  к  обеду,  и  заканчивался  последний  урок,  это  была  физкультура.  Ребята  дождались  окончания  урока  и  незаметно  смешались  с  учениками  и  тихо  вошли  в  класс.  Забрали  свои  портфели,  и  вышли  из  школы.  Пётр  и  Володя  жили  в  городе  Асбесте.  Алексей,  как  всегда  уехал  домой  на  автобусе  с  другими  школьниками  из  посёлка  Куделька.
      На  другой  день  Алексей  приехал  на  автобусе  в  школу.  Петр  и  Володя  уже  сидели  в  классе.  Они  осторожно  поглядывали  друг  на  друга  и  ждали  начала  урока.  Первый  урок  шёл  по  математике,  второй  по  грамматике  и  так  до  конца  школьного  дня.  Ребят  никто  не  беспокоил.  Всё  обошлось  мирно. 

                Пропуски  в  школе

      На  дворе  сентябрь.  Деревья  покрывались  жёлтыми  листьями.  Природа  сделала  нарядными  улицы  и  скверы  в  посёлке  Куделька.  Школьники  по  утрам  уезжали  в  школу  Асбеста.  Всё  шло  своим  чередом.
     Прошла  неделя  учёбы  в  семилетней  школе  № 4  в  Асбесте.  После  школы  в  один  из  дней  собрались  ребята  из  посёлка  Куделька  на  пустыре.  Их  собралось  5  человек.  Разговаривали  о  школе,  о  учёбе  и  прочих  ребяческих  делах.  Один  из  парней,  звали  его  Степан  из  6  класса,  сказал:
      -Ребята,  надоело,  что – то  в  школу  ездить.  Не  отдохнуть  ли  нам,  в  лесочке  у  костра.  Картошки  запечь  в  костре,  да  с  солью  покушать.  Хорошо.
      -Погода  стоит  солнечная.  Бабье  лето.  Я  согласен, - сказал  одобрительно  Анатолий,  ученик  7  класса.
       Трое  ребят  не  ожидали  такого  поворота  в  разговоре  и  молчали.  Анатолий  спросил:
      -Что  мнётесь,  согласны  или  нет?
      -А  ведь  за  это  могут  наказать  и  из  школы  выгнать, - осторожно  высказал  Алексей.
      -Мы  с  ребятами  каждый  год  залегаем  за  отвалами  на  опушке  леса, - сказал  Анатолий,  глядя  на  ребят.
      -Я  в  том  году  с  Толяном  залегал  за  отвалами.  Хорошо  было, - подтвердил  слова  Анатолия  Степан.
      -Что  за  это  было  вам? – спросил  осторожно  Алексей.
      -Вызывали  родителей  в  школы.  Нагоняй  был  страшный.  Потом  всё  утихло, - пояс-нил  Анатолий.
      Наступило  молчание.  Наконец,  Анатолий  спросил:
      -Ну,  как?  Согласны  вы  залечь  за  отвалами?
      -Согласны! – отвечали  ребята  хором.
      -Итак,  нас  5  человек.  Возьмите  с  собой  картошки,  сала  или  колбасы,  а  также  варёные  яйца  и  хлеба.  Соли  не  забудьте  и  воды  взять  с  собой.
      -Где  встречаемся? – спросил  Алексей.
      -Встречаемся  за  посёлком  у  большого  дуба, - Анатолий  замолчал,  а  затем  продолжил. – К  автобусу  не  подходите,  сразу  идите  к  дубу. 
      Итак,  собрались  залегать  за  отвалами  школьники  семилетней  школы  № 4  Анатолий,  Степан,  Алексей,  Геннадий  и  Павел
      На  следующий  день  утром  в  8  часов  утра  ребята  собрались  у  дуба  за  посёлком.  На  остановку  автобуса  не  заходили.  Анатолий,  как  старший  группы  школьников,  сказал:
      -Всем  привет.  Пошли  на  наше  любимое  место.
      -Пошли, - поддержали  остальные  школьники.
      Все  ребята  пошли  за  Анатолием  по  узкой  тропинке.  Алексей  шёл  и  думал:  «Что  будет  с  нами.  Со  мной.  Будут  разбираться  с  нами,  с  родителями  у  директора  школы.  Что  ж  будем  посмотреть».
      Анатолий  привёл  ребят  к  отвалам  карьера.  Много  было  крупных  камней.  Отвал  располагался  рядом  с  лесом  и  опушкой.  Место  оказалось  красивым.  Лес  охватила  легкая  жёлтая  пелена.  Это  листья  стали  желтеть  на  деревьях.
     Ребята  осмотрелись  на  отвале  и  выбрали  для  себя  место,  где  можно  разжечь  костёр  и  посидеть,  любуясь  на  игру  огня.  Погода  стояла  тёплая  для  осени  и  с  каждым  часом  солнце  всё  больше  и  больше  пригревало.
     Валежника  было  много  в  лесу,  ребята  разожгли  костёр.  Сели  возле  костра,  кто  на  камни,  положив  на  камни  портфель  или  куртку,  а  кто  на  брёвна,  которые  здесь  оказались.  Они  смотрели  на  костёр  и  думали  о  своём.  От  костра  летели  искры,  и  лёг-кий  дымок  тянулся  вверх.  Ветра  почти  не  было.  Хорошо  сидеть  у  костра  мечтать  и  думать о  чем  хочешь.
     Ребята  сидели  у  костра  и  молчали.  Вдруг  Алексей  спросил  у  Анатолия:
     -Толян,  скажи  нам,  зачем  ты  каждую  осень  пропадаешь  на  отвале?  Вроде  учишься  ты  нормально.  Переходишь  из  класса  в  класс.
     -Хороший  ты  вопрос  задал,  Лёха.  Тогда  слушай.  Мне  надоедает  сидеть  в  классе  и  слушать  уроки  каждый  день.  Хочется  отвлечься  от  этого  сидения,  на  которых  на  сон  тянет.  Я  думаю,  несколько  дней  пропуска  занятий  в  школе,  учёбе  не  навредит.  Наго-ним,  зато  получим  небольшие  каникулы  с  острыми  ощущениями, - ответил  Анатолий  Алексею. 
    -Это  может  для  нас  плохо  кончится.  Впрочем,  я  с  вами  до  конца.  Будь,  что  будет,-
сказал  Алексей,  глядя  на  пламя  огня  в  костре.
     -Так - то  оно  так.  Где  наша  с  вами  не  пропадала, - ответил  Анатолий,  а  в  голосе  звучали  нотки  задумчивости.   
     Незаметно  солнце  поднялось  над  головой.  Погода  стояла  тёплая,  в  лесу  слышны  голоса  птиц.  В небе  часто  видны  перелётные  птицы,  которые  улетают  на  Юг  на  синие  моря  и  океаны.  При  наступлении  Весны,  а  потом  Лета,  они  снова  прилетят  домой  и  будут  высиживать  птенцов,  своё  потомство.  И  так  каждый  год  и  до  скончания  века…
     Как  в  песне  поётся:
     «Летят  перелётные  птицы,
     Летят  они  в  жаркие  страны.
      А  я  остаюсь  с  тобою,
      Родная  моя  сторона.
      Не  нужен  мне  берег  Турецкий,
      И  Африка  мне  не  нужна». 
      Действительно,  до  полудня  пролетали  стаи  птиц.  Они  летели  клином  изредка  курлыча.  Это  были  лебеди,  гуси,  утки,  цапли,  ласточки  и  другие  птицы.  Птицы  в  полёте  летят  красиво,  сохраняя  ровно  клин.  Наблюдать  за  полётом  этих  свободолюбивых  птиц  одно  удовольствие.
     Подошло  время  подкрепиться,  что  принесли  с  собой.  Картошка  была  уже  готова  в  запечённом  виде  в  золе  костра.  Ребята  стали  готовить  себе  еду.  Им  нравилось  на  свежем  воздухе  утолить  голод,  который  уже  чувствовался  у  каждого  школьника.
     Приступили  они  к  трапезе  своих  продуктов.  Сюда  принесли  они  сало,  огурцы  и  помидоры,  лук  и  петрушку.  Сначала  они  ели  молча,  потом  разговорились.
      Ребята  кушают  свои  припасы,  рассказывают  разные  новости  и  даже  анекдоты  на  злободневную  тему.  Алексей  отвлёкся  от  своего  обеда,  и  сказал:
      -Послушайте,  ребята.  Нам  бабушка  рассказывала  про  один  миф  о  русалке  на  озе-ре  Талицкое.  Эта  русалка  была  не  простая,  а  завороженная  тёмной  ведьмой.  Пока  какой – ни  будь  юноша  не  ответит  на  её  три  вопроса  правильно,  русалка  будет  ос-таваться  в  этом  озере  завороженной.  Когда – то  русалка  была  красивой  девушкой  и  тёмная  ведьма  заворожила  её.  Ведь  ведьмы  делают  всегда  плохо  людям.
     Ребята  внимательно  слушали  Алексея,  даже  прекратили  кушать  свой  обед.  Рассказчик  замолчал,  доедая  запечённую  картошку.   Посыпались  вопросы  к  нему  от  ребят:
     -Какие  вопросы  русалка  задавала?  Рассказывай.
     -Не  быстро  дело  делается,  а  быстро  сказка  сказывается, - в  ответ  сказал  Алексей.
     -Где  ты  столько  мудростей  набрался.  Уж  не  от  заколдованной  русалки? – иронично  спросил  Анатолий, - разглядывая  Алексея  и  продолжил. – Не  томи  нас,  рассказывай  дальше.
    -Ладно,  слушайте  внимательно.  Давно  это  было.  Стали  пропадать  молодые,  красивые  юноши  в  деревнях  во  всей  округе.  Из  одной  деревни  Сосновка,  которая  стояла  на  берегу  озера  Талицкое,  пошёл  один  красивый,  стройный  юноша  на  рыбалку.  Звали  его  Святогор.  Взял  он  с  собой  сети,  снасти  и  пошёл  на  озеро  Талицкое  ловить рыбы.  Раннее  утро.  Солнце  чуть  показалась  из – за  горизонта.  Веяло  утренней  прохладой.  Вот  и  берег  озера,  тут  же  лодка  с  вёслами.  Святогор  положил  сети  и  снасти  в  лодку,  а  сам  оттолкнул  её  в  воду  и  сел  за  вёсла.  Поплыл  на  лодке  молодой  рыбак  на  своё  известное  место,  где  всегда  ему  везло  с  уловом  рыбы.  Вот  это  заветное  место.  Недалеко  от  берега,  заросшие  кустами,  а  в  воде  растут  камыши  и  лилии.  Закинул  он  сети  длиной  метров  30  и  стал  ждать,  пока  рыба  попадёт  в  сети.  Вот  и  рыба  стала  попадать  в  сети  большая  и  маленькая.  Было  видно,  как  дёргаются  поплавки  сети.  И  подумал  юноша  Святогор:  «Подожду  ка  я  ещё  часок,  может  больше  пой-мается  рыбы.  Родители  будут  рады,  братишка  и  сестрёнка».  Только  подумал  он  про  это,  как,  вдруг  среди  тихой  глади  озера  разверзлась  вода  и  из  глубин  её  выплесну-ась  русалка.  Она  была  удивительно  красивой  и  покрыта  серебристой  чешуёй.  Стоя-ла  она  на  своём  рыбьем  хвосте  прямо  на  воде.  Она  выглядела  прекрасно,  словно  в  сказке.  Удивительно.  Юноша  не  испугался  и  спросил:  «Откуда  взялась  красавица  и  как  тебя  зовут.  Русалка  отвечала:  «Как  зовут  меня,  ты  никогда  не  узнаешь.  Отгадаешь  три  загадки,  вернёшься  домой  с  рыбой  к  своим  родным.  Не  угадаешь  не  вернешься  домой».
     Ребята  у  костра  зашевелились  и  заговорили.  Анатолий  сказал:
     -Интересный  миф.  Что  дальше  будет,  рассказывай.
     Геннадий  тоже  высказал:
     -Я  предполагаю,  что  она  за  него  замуж  пойдёт  после  того,  как  отгадает  загадки.
     Павел  воскликнул  вслед  Геннадию:
     -После  того,  как  с  неё  снимется  заклятие  тёмной  ведьмы.
     Алексей  прервал  их  рассуждение  о  мифе  с  русалкой  и  продолжил:
     -Юноша  стал  говорить  русалке:  «Задавай  свои  загадки.  Буду  отвечать  на  них».  Русалка  говорит:  «Первая  загадка.  Что  быстрее  всех  на  свете?».  Святогор  не раздумываясь  отвечал:  «Мысль».  Русалка  говорит:  «Правильно.  Вторая  загадка.  Что  сильнее  всех  на  свете?».  Юноша  ответил:  «Произнесённое  слово».  Русалка  говорит:  «Правильно.  Третья  загадка.  Что  притягивает  сильнее  всего?».  Святогор  ответил: «Любовь».  Русалка  отвечала:  «Правильно.  Святогор,  ты  свободен».  Юноша  воскликнул:  «Не  покидай  меня.  Я  люблю  тебя.  Выходи  за  меня  замуж».  После  этих  горячих  слов  русалка  вспыхнула  пламенем  и  превратилась  в  прекрасную  принцессу  с  короной  на  голове.  Она  прошла  по  воде  к  лодке  и  чудом  оказалась  в  ней.  Она  сказала:  «Святогор,  ты  расколдовал  меня  от  тёмных  чар  ведьмы.  Я  принцесса  из  далёкой  страны  Востока.  Я  согласна  выйти  за  тебя  замуж».
     Алексей  замолчал  и  глядел  на  ребят  устало.
     -Интересно,  а  что  дальше  было  с  ними, - послышались  вопросы  ребят.
     -Что  дальше?  Вытянул  Святогор  сеть  с  рыбой,  и  поплыли  молодые  люди  к  берегу.
     Откуда  ни  возьмись,  на  берег  озера  опустился  с  неба  воздушный  корабль.  Вышли  из  него  царь  и  царица  далёкой  страны  Востока.  Это  были  её  родители  и  их  свита.  Они  приветствовали  свою  дочь  и  её  освободителя.  Сыграли  свадьбу,  гуляли  неделю.  Увезли  они  русалку  и  Святогора  на  воздушном  корабле  к  себе  домой.  С  тех  пор только  его  и  видели.  Вот  вам  и  мифу  конец…
      Ребята  поговорили  о  мифе  про  русалку,  порассуждали  и  вскоре  наступила  тишина.  Костёр  стал  угасать.  Время  подходило  к  14  часам  дня.  В  это  время  автобус  при-возит  школьников  в  посёлок  из  школы.  Анатолий  обратился  к  ребятам:
     -Пора,  прогульщики  собираться  домой.  Дома  держите  язык  за  зубами.  Завтра  же встречаемся  здесь.  Собираем  вещи,  и  пошли  домой.
     Так  ребята  закончили  свой  первый  прогул  на  отвалах. Похоже,  им  понравилось  та  свобода,  которую  они  хотели  иметь  от  занятий  в  школе…
     Прошло  ещё  беззаботных  два  дня.  Но  приходит  всему  конец.  Сколько  ниточке  ни  виться,  коней  всегда  найдётся.
     Первый  день  у  ребят  прошло  гладко,  в  школе  этого  нарушения  никто  не  заметил  из  учителей.  Ребята  были  из  разных  классов,  на  перекличке  соседи  по  парте  отвечали  стандартно:
     -Не  знаем.  Может,  заболели?
     На  другой  день  классные  руководители  поручили  одноклассникам  проверить  причину  отсутствия  на  занятиях  этих  школьников.  Обычно  поручали  это  выполнить  девочкам,  которые  более  надёжные  в  выполнении  такого  рода  задания.
     На  третий  день  руководство  школы  уже  знало  причины  отсутствия  школьников  на  занятиях.  Такие  поступки  со  школьниками  повторялись,  каждый  год  по  осени,  их  отсутствия  в  школе  бывало  и  более  недели.   
    На  субботу  вызвали  родителей  со  школьниками  к  директору  школы.  Вызывали  школьника  и  родителя,  с  ними  проводил  воспитательную  беседу  директор  школы.  Мужчина  лет  50,  с  усами  и  в  очках.  Он  был  среднего  роста.  Его  школьники  прозвали  «Кот  с  усами».  Всё  сводилось  к  тому,  что  ребята  на  вопросы  директора  отвечали  уклончиво  и  не  выдавали,  кто  был  зачинщиком.  Молчали,  как  «партизаны».
      После  беседы  родителей  и  школьников  с  директором  школы,  было  решено  вынести  строгий  выговор,  а  родителям  сообщить  на  работу  о  нарушении  дисциплины  в  школе.  Конечно,  каждый  родитель  уже  дома  разбирался  со  своим  ребёнком  в  индивидуальном  порядке.  Как  правило,  применяли  физическое  воздействие  в  виде  ремня  по  особо  мягкому  месту.
     Не  обошло  наказание  и  Алексея.  Дома  ему  устроили  воспитательную  беседу,  в  которой  участвовали  все  члены  семьи.  Начал  воспитательную  речь  дедушка  Алексей:
     -Внучок,  а  ведь  нас  в  детстве  за  такие  нарушения  воспитывали  плетью,  так,  что  всё  тело  болело  неделю  и  более.  Запоминалось  на  всю  жизнь.  Берись  за  ум  и  учись,  как  положено.  Учёба  поможет  тебе  в  жизни,  и  будешь  ты  настоящим  человеком.  Вот  так.
    Он  подошёл  к  Алексею  и  слегка  стукнул  рукой  по  затылку.
    Каждый  член  семьи  высказался  за  Алексея.  Жалели  и  осуждали  его.  Наконец,  слово  взял  отец  Григорий,  он  сказал:
    -Хватит  тут  проповеди  причитать.  Я  в  Гражданскую  зачем  воевал?  Чтобы  сын  у  меня  разгильдяем  был  и  неучем.  Ещё  раз  такое  сотворишь  или  нечто  подобное,  лучше  домой  не  приходи.  Пришибу  на  месте!  Сейчас  выйдите  все  из  комнаты,  буду  воспитывать  дедовскими  методами.
     Домашние  все  вышли,  понимая,  что  за  эти  последует  и  какое  воспитание  будет.  Дверь  закрылась.  Наступила  тишина  в  комнате.  Отец  Григорий  достал  ремень  солдатский.  Взял  его  в  правую  руку  и  спросил:
    -Дай  мне  честное  слово,  что  нарушений  в  школе  у  тебя  не  будет.  Когда  будешь  работать,  тогда  и  свободен  будешь  в  своих  дальнейших  поступков.
     -Прости  меня,  папа.  Не  хотел  я.  Но  так  получилось.  Даю  слова  мужчины,  что  нигде  не  буду  нарушать  дисциплину  в  школе,  работе, - с  горечью  в  голосе  сказал  Алексей.
     -Слушай  меня,  сынок.  Не  поддавайся  никакому  влиянию,  которое  противоречит  твоему  сознанию.  Прежде,  чем  совершить  тат  или  иной  поступок,  думай  и  принимай  правильное  решение.  А  сейчас  иди  и  занимайся  своими  школьными  делами.
     Отец  Григорий  махнул  рукой,  а  плётку  положил  на  место.  Не  поднялась  рука  отца  на  сына…   
    Время  бежало  быстро.  Алексей  учился  хорошо,  дисциплину  старался  не  нарушать.  Были,  конечно,  шалости,  но  всегда  помнил,  что  за  черту  переходить  нельзя.  Он  при  этом  всегда  вспоминал  напутствующие  слова  отца.

                Занятия  спортом

      Во  время  учёбы  в  семилетней  школе  № 4  Алексей  с  увлечением  занимался  спортом.  Зимой  выступал  на  соревнованиях  по  лыжам  и  даже  на  коньках  за  свою  школу.  Среди  своих  сверстников  занимал  часто  призовые  места.
      Свободного  времени  у  Алексея  оставалось  мало.  Приходилось  много  тренироваться  на  лыжах  и  коньках,  чтобы  достичь  хороших  результатов  на  соревнованиях.  Привлекали  его  и  игре  по  волейболу  и  баскетболу.  Играл  за  сборную  школы  на  первенство  города  Асбеста.
      Алексей  уже  учился  в  7  классе,  когда  ближе  к  Новому  Году  устроили  соревнования  по  лыжам  на  первенство  города  Асбеста.  Алексей  ходил  на  лыжах  хорошо  и  у  него  по  нормам  на  5  километров  был  I  юношеский  разряд. 
      Утро  наступило  морозное  в  день  соревнования.  Мороз  стоял  сильный  и  достигал  до  20  градусов  ниже  нуля.  Это  было  воскресенье  и  не  смотря  на  сильный  мороз  соревнования  на  лыжах  не  отменили.  Решили  провести  соревнования  1  километр  и  на  3  для  старшекласников.
     В  11  часов  утра  все  участники  соревнований  собрались  на  окраине  города  у  леса.  Там  была  проложена  лыжня  с  направлением  движения  по  стрелкам,  сделанные  из  фанеры.  После  демонстрации  парада  участников  начали  готовиться  к  старту.  Участникам  младшие  классов  дали  старт  на  дистанцию  1  километр,  а  старших  классов  на  3  километра.
     Старт  дан,  и  все  участники  рванулись  с  места.  Алексей  шёл  на  лыжах  на  три  километра.  Одет  он  был  в  лыжном  костюме,  в  зимней  шапочке,  на  ногах  валенки,  которые  крепились  к лыжам  прочными  резинками.  С  таких  резинок  делают  рогатки  и  стреляют  камушками.
     Алексей  катился  на  лыжах  изо  всех  сил,  чтобы  занять  призовое  место.  Он  вырвался  вперёд  третьим  и  продолжал  катиться.  Прошли  на  лыжах  один  километр  и  Алексей  почувствовал,  что  уши  у  него  щиплет.  Стал  тереть  уши  на  ходу.  Вот  пройдено  2  километра  дистанции  лыжни.  Уши  перестали  щипать,  он  их  не  чувствовал.  Дотронулся  до  ушей  руками  на  ходу  и  не  почувствовал  их.  Они  оказались  твёрдым.  Алексей  понял,  что  отморозил  уши.  Натянул  шапку  на  уши  и  продолжал  катиться  по  лыжне.
     Алексей  думал:  «Ещё  немного,  дотяну  до  финиша,  а  там  посмотрим,  что  с  ушами  стало».  Вот  он  обошёл  лыжника  и  стал  вторым  на  лыжне.  Скоро  финиш.  Его  уже  видно.  Алексей  пришёл  на  финиш  вторым.  На  финише  кричали  Ура  и  приветствовали,  кто  финишировал  дистанцию  3  километра.  Оказалось,  многие  участники  обморозили  себе  пальцы  ног,  рук,  лицо,  нос  и  уши.  Всё - таки  мороз  стоял  20  ниже  0.
     Алексей  отдышался  и  стал  пробовать  тереть  уши.  Он  их  не  чувствовал.  Кто – то  посоветовал  ему  потереть  снегом.  Он  тёр  уши  снегом.  Потом  натянул  шапку  на  уши  и  пошёл  с  другими  участниками  соревнований  домой  на  лыжах.
     На  другой  день  уши  распухли  и  ныли,  а  на  другой  день  стали  покрываться  коркой.  Так  Алексей  пропустил  три  дня  учёбы.  Дома  его  лечили,  кто,  как  мог.
     Пришлось  Алексею  ходить  в  школу  с  ушами,  покрытые  тонкой  корочкой  старой  кожи.  Постепенно  появилась  на  ушах  новая  кожа.  Этот  случай  для  Алексея  был  уроком  на  всю  жизнь.  Всегда  прятать  уши  от  мороза  в  шапку,  особенно,  когда  идёшь  на  лыжной  дистанции.
     Ещё  много  было  соревнований  в  семилетней  школе  № 4.  Были  и  победы  и  поражения,  но  дух  соперничества  и  стремление  к  победе  всегда  оставался  с  Алексеем.
     Время  пролетело  незаметно  за  учёбой.  Вот  и  торжественная  линейка  в  семилет-ней  школе  № 4  по  случаю  её  окончания.  Построились  на  площади  у  школы  все  классы  для  проведения  митинга  в  честь  окончания  учебного  года  и  выпускников  7  класса.  Директор  произнёс  торжественную  речь,  потом  вручили  свидетельства  о  окончании  семи  классов.  Нескольким  ученикам  выпускного  класса  вручили  Грамоты  за  хорошую  учёбу  и  активное  участие  в  спорте  и  общественной  работе.  В  том  числе  Грамоту  вручили  и  Алексею  Махнёву.
     Это  был  1935  год.  Алексею  в  этом  году  исполнилось  23  февраля  14  лет.  Перед  ним  встал  вопрос.  Кем  быть?  Что  делать?
     На  семейном  совете  решили,  что  Алексею  следует  пойти  работать  на  рудник  Куделька  треста  «Союзасбест».  Получит  специальность  и  будет  деньги  зарабатывать  для  семьи  и  для  себя.  Он  согласился,  к  тому  же  любил  заниматься  техникой  и  мастерить  дома  разные  безделушки.  Помогал  отцу  ремонтировать  в  домашнем  хозяйстве  технику  и  прочие  предметы  бытия.
      Алексею  лет  было  ещё  немного  и  его  взяли  учеником  слесаря  по  ремонту  горного  оборудования  с  укороченным  рабочим  днём.  Это  были  экскаваторы,  бурильные  станки  и  другая  техника.

                16.06.2023  год