Кратко о требованиях социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
     По материалам СМИ.

     По данным ООН почти миллиард жителей планеты живут менее чем на $2 в день, и половина из них — дети. По причине недоедания, по состоянию на 2014 год, 160 миллионов детей в мире имели физические отклонения. Приблизительно 124 миллиона детей и подростков не ходили в школу, а вооруженные конфликты являются одной из причин такого положения вещей.

     Около 15 тыс. детей умирают каждый день, не достигнув пятилетнего возраста, главным образом, от причин, которые можно было бы предотвратить. Коэффициент материнской смертности в развивающихся регионах и странах в 14 раз выше, чем в развитых государствах. Свыше 800 млн. человек в развивающихся странах проживают в трущобах.

     Это примеры социальной несправедливости.

     Давайте разбираться, что же такое социальная справедливость, почему и когда возникло это понятие, и какими способами мы можем влиять на мир и менять его.

     Что такое социальная справедливость.

     Социальная справедливость — общественный идеал. Это главный принцип мирного и благополучного сосуществования людей, как в самих странах, так и между различными странами.

     Понятие “социальная справедливость” включает в себя:

     мудрые и справедливые социально-экономические законы;

     равенство прав всех граждан перед таким законом;

     высокий уровень социальной защищённости;

     право на труд каждого трудоспособного гражданина с гарантией на достойные человека нормы социально-бытовых благ от их общего производимого количества по количеству и квалификации труда;

     социальное обеспечение нетрудоспособных и детей-сирот;

     свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, искусству и к оздоровительному спорту.

     Действенная работа государственных служб обеспечения законности и правопорядка.


     Социальная справедливость — это философско-политическое и социально-правовое движение в поддержку всех законных прав и свобод человека с целью обеспечения социальных гарантий на разных этапах его жизни. Вот, что под социальной справедливостью понимает ООН:

     "Мы поддерживаем принципы социальной справедливости, поощряя равенство между женщинами и мужчинами или права коренных народов и мигрантов. Мы содействуем обеспечению социальной справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их признака пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности."

     В центре социальной справедливости, как мы видим, находится в первую очередь уважение человеческого достоинства.

     Когда и почему возникло понятие социальной справедливости.

     В середине 20 века социальная справедливость кроме экономической составляющей, стала также включать и другие сферы социальной жизни — это и окружающая среда, и проявления неравенства в зависимости от пола, расы и вероисповедания.

     Одновременно с этим мера социальной справедливости стала рассматриваться не только в рамках одного государства и правительства, но и в целом на уровне человечества.

     Уровни проявления социальной справедливости.

     Социальная справедливость — явление масштабное и затрагивает многие сферы нашей жизни, поэтому она должна проявляться как на уровне межличностных отношений, так и на уровне всего человечества. Для удобства можно выделить несколько уровней действия социальной справедливости:

     локальный или местный — это проблемы в семье, в общине, в коллективе, на рабочем месте, в школе и пр.;

     государственный уровень — например, безработица, социальные гарантии, права национальных меньшинств, здравоохранение.;

     мировой или глобальный — окружающая среда, боевые действия и военные конфликты, беженцы, нищета и многое другое.

     Еще несколько примеров нарушения принципов социальной справедливости на глобальном уровне:

     В 2016 году лишь 45 процентов мирового населения получали какие-либо социальные льготы (Данные ООН).

     По оценкам МОТ, сегодня в мире около 2 миллиардов человек живут в условиях конфликтов или нестабильности, включая 400 миллионов людей в возрасте от 15 до 29 лет.

     Способы выражения общественного мнения.

     Имея понятие о социальной справедливости и в чем она выражается, какие сферы жизни затрагивает, может появиться закономерный вопрос о том, а что лично Я могу сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему; чтобы помочь людям, которых в данную секунду ущемляют в правах, у которых нет нормального жилья, доступа к чистой воде, не хватает еды, лекарств, которые вынуждены против своей воли жить на территории боевых действий. Можн ли закрывать глаза и делать вид, будто мир розовый и радужно-прекрасный.

     Социальная справедливость — обобщенная нравственная оценка общественных отношений и один из основных общечеловеческих социальных идеалов, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах.

     Реализация принципа социальной справедливости означает, что в обществе осуществляется справедливое распределение деятельности (труда); социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Справедливое распределения труда должно быть конституционно гарантированным правом на труд с гарантированным правом на достойное вознаграждение за труд, отсутствие социального закрепления тяжелых, вредных, неквалифицированных и малоквалифицированных, нетворческих, исполнительских его видов за теми или иными социально-демографическими, территориальными или национальными группами, равенство возможностей в социально-профессиональном перемещении, в образовании и профессиональном обучении.

     Для справедливого распределения социальных благ необходимо последовательное осуществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение всем минимального социально-гарантированного уровня и качества жизни.

     Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них у всех, обеспечения реально равного (т. е. независимо от социального положения и места проживания) доступа к достижениям культуры при развитии гласности.

     Социальная справедливость находит отражение в общественном мнении, которое оценивает ее в целом и по отдельным параметрам. Как показывают социологические исследования, наиболее важными среди них являются: большой разрыв социально-бытового уровня жизни и в доходах, в условиях труда и качестве жизни, изменение цен, распространенность нетрудовых доходов, масштабы стихийного распределения (взятки и т. д.), состояние социального обеспечения.

     В центре внимания западных социальных концепций находятся правовые гарантии для развития частной инициативы.

     СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие, применяющееся для обозначения институционального измерения уровня справедливости в обществе. Идеалом социальной справедливости является такая система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре должна постоянно обеспечивать определённую меру равенства и неравенства, норм и действий, благ и вклада (заслуг), деяния и воздаяния, требований и исполнения в отношениях между людьми и социальными группами, что должно оцениваться с позиции определенного общественного идеала (например, добра, правды, честности и пр.)

     СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ — это реализация законных неотъемлемых прав и свобод, соответствующих сущности человека (социальной общности) и уровню развития общества, качественная оценка отношений между людьми, личностью и обществом, между социальными группами.

     Для всех членов общества должны создаваться относительно равные возможности и условия для реализации своих способностей и должна быть соразмерность вознаграждения в соответствии с величиной трудового вклада для удовлетворения жизненных потребностей.

     Справедливость социальная — (ENG justice, social) признание прав и обязанностей индивидов и общества. Целью является полное участие индивидов в общественных институтах и процессах. Исключение и маргинализация становятся формами социальной несправедливости … (Вестминстерский словарь теологических терминов.)

     СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования… (Философская энциклопедия).

     Требования справедливости применительно к условиям социального существования часто критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений.

     Обобщая нравственные оценки социально-экономических взаимоотношений в обществе можно охарактеризовать как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду. Один из общечеловеческих социальных идеалов - принцип, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах.

      В современных условиях осуществление принципа социальной справедливости основывается на равенстве всех граждан перед мудростью закона, на создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня социальной защищенности.

     Развитие социальной справедливости одна из основных задач социальной политики государства и важнейшая функция деятельности профессиональных союзов. Реализация ее принципов предполагает справедливое распределение деятельности (труда), социальных благ, уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей, а также возможность равного участия в управлении государственными и общественными делами.

     Справедливое распределение труда и производимых благ означает конституционно гарантированное право на труд с законными гарантиями иметь достойное труда вознаграждение!  Это должно исходить из принципа узаконенного равенства рабочего времени, когда это равенство должно определять не столько относительное равенство количества труда по времени, сколько относительное равенство узаконенных норм базовых средств для  жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества! 

     Чтобы  благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда! При сохранении рынка на производимое верх норм необходимых для социального благополучия общества!  Чтобы каждый понимал, что качество его жизни зависит от качества его общественно необходимого труда! При полной занятости всех дееспособных граждан этого общества в общественно необходимом труде по своим способностям! Вот тогда и получится, что каждый трудится по своим способностям, имея всё необходимое по своим насущным потребностям достойно способностей!

     А с развитием экономики общества чтобы можно было по этому принципу распределять и все необходимые людям средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы! Ведь уже сегодня, если этого не будет у законопослушного финна, шведа или норвежца, то это будет уже нарушением их законных и естественных прав как честного и добросовестного гражданина общества!

     А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо общества по способностям, а иметь от общества необходимое для жизни по потребностям, независимо от участия в труде на благо общества, ЗАБУДЬТЕ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов в общественно полезном труде!

     Дети в социально справедливом обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     В социально справедливом обществе не должно быть социального закрепления тяжелых, вредных, неквалифицированных и малоквалифицированных, нетворческих видов труда за определенными группами населения (социальными, национальными, демографическими и т.д.)!

     У всех должно быть равенство стартовых возможностей, включая равные права и возможности в получении образования, профессии, рабочего места, в территориальном и профессиональном перемещении. Справедливое распределение социальных благ предполагает неукоснительное соблюдение основных прав и свобод личности, соблюдение принципа равного вознаграждения за равный труд, обеспечение всем гражданам минимального социально гарантированного уровня и качества жизни, а также права на участие в управлении социально-экономической жизнью общества!

     Справедливое распределение информации и культурных ценностей означает создание условий для формирования у каждого индивидуума устойчивой потребности в них, а также обеспечение всем реального доступа к информации, достижениям культуры и цивилизации независимо от социального положения и местожительства. Принцип социальной справедливости получил не только нравственное одобрение, но и правовое признание мирового сообщества. Он нашел развернутое отражение в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия, основополагающие конвенции МОТ (Международной Организации Труда).

     Требования социальной справедливости применительно к условиям социального существования часто критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Не случайно основной труд Джона Ролза озаглавлен "Теория справедливости" ("A Theory of Justice"). Обычно термин употребляют, когда речь идет о благах и трудностях совместного существования, а с этой точки зрения социальная справедливость неизбежно носит распределительный (дистрибутивный) характер. 

     Особое значение придается основополагающему характеру концепции в социальной жизни: теоретики призывают отталкиваться от этой концепции при создании конституции, руководствоваться ею при критической оценке экономической структуры, применять ее к осмыслению теорий гражданского неповиновения.

     Таким образом, социальная справедливость устанавливает границы, в рамках которых и применяется дистрибутивная справедливость. Забота о торжестве справедливости, требования установления справедливых условий осуществления социального сотрудничества в обществе – примечательная черта современного социал-либерализма.

     Социально-политическая и правовая категория социальной справедливости.

     Эта категория выражает отношения трудовых усилий и вознаграждения за них, преступления и наказания, реальной роли человека в жизнеустройстве и его социального положения, заслуг и признания. Соотношение между этими реальностями определяется в зависимости от существующего права, традиций, веры и культуры конкретного народа или государства. В целом должно существовать относительное равенство между качеством жизни человека и его личным вкладом в эту жизнь. Несоответствие между тем и другим есть несправедливость.

     Понятие о социальной справедливости изменяется под влиянием конкретных исторических условий (оправдывалось же когда-то рабство). Чем выше уровень развития общества и государства, тем оно больше социально справедливо. Нарушение социальной справедливости подталкивает общество на борьбу за ее либо восстановление, либо достижение, побуждая отдельных его представителей к пассионарности – самоотверженной борьбе, смелости, умению объединяться трудящегося народа для защиты своих прав и свобод.

     Этот процесс и результат создания, накопления и передачи созидательной энергии и творческой воли поступков людей во все сферы социальных, культурных и гуманитарных взаимодействий между людьми и народами направлен на создание высшего смысла и высшей цели на основе нравственности и культуры, на достижение высшего блага при равноправии и чувстве меры для каждого человека.   Эта мера в жизненном положении людей, классов и социальных групп должна быть объективно обусловлена уровнем материального и духовного развития общества.

     В России сейчас наблюдается тенденция возращения к клерикальному обществу, несмотря на то, что по Конституции Россия социальное государство. Но учитывая, что духовность как на Руси, так и во многих странах мира, определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным, то такой духовности в России пока очень мало, а об отдельны редких случаях сразу же узнаём из СМИ. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели –  подлая хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью...

    Уже более трёх тысячелетий известно «Золотое правило нравственности» - НЕ ДЕЛАЙТЕ ДРУГИМ ТОГО, ЧТО НЕ НРАВИТСЯ ВАМ, ЖИВИТЕ СПРАВЕДЛИВО САМИ И ТРЕБУЙТЕ ЭТОГО ОТ ДРУГИХ!»  Но иметь право требовать что-то от других можно только на основании ЗАКОНА, ибо прав без законов не бывает! Особенно если законы принимаются абсолютным большинством населения!   Не получается добиться справедливости - объединяйтесь с единомышленниками и добивайтесь этого сообща, что и происходим при демократическом партийном парламентаризме, ибо власть у народа может быть лишь законодательной, а исполнительная и правозащитная у государственных структур общества для исполнения законодательной воли народа!

     А справедливость - это соответствие действий отдельных лиц требованиям этой заповеди, которая должна стать законом общества, за нарушение которого должно последовать строгое наказание по статьям принятого народом закона в зависимости от тяжести преступления и поощрение за соблюдение этой заповеди!  А примером для всех должны быть те, кто всегда следует этой заповеди! И там, где каждый для всех и все для каждого при жёстком контроле над соблюдением ВСЕМИ этой заповеди всегда будет мир и благополучие на нашей планете Земля!


     Социальное государство всеобщего благосостояния населения - это форма государственного правления обществом, при которой государство (или хорошо развитая государственная сеть социальных институтов) защищает и способствует социально-экономическому благополучию своих граждан, основываясь на принципах равных возможностей при производстве и нормировании необходимых средств для жизни для справедливого распределения производимых благ по труду от двойственности равенства рабочего времени! Чтобы это равенство определяло не только относительно равное количество труда каждого по квалификации в своей профессии, но и относительно равное количество необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и необходимых материалов для изготовления сезонной одежды!

     Чтобы количественные нормы от общей массы этих производимых трудящимся народом базовых благ распределялись по достойным человека нормам от их общего производимого количества! А качество их потребления чтобы каждый мог формировать для себя или для своей семьи по зарплате от результатов квалификации общественно необходимого труда при полной занятости здорового населения трудоспособного возраста после получения необходимой профессии для развития общества! А нетрудоспособные по пенсии или от законного социального пособия при государственно-общественной ответственности за граждан, неспособных самостоятельно обеспечить себя минимальными средствами для достойной человека жизни. При сохранении рынка на производимое сверх законных норм необходимых для социального благополучия общества при действенной работе служб обеспечения законности. Чтобы справедливые законы, а не деньги и животные инстинкты управляли жизнью членов общества!

     Но нужна ли россиянам такая справедливость, особенно когда души почти у всех уже покрылись язвами жажды наживы от капиталистической прибыли, а не чистым стремлением к развитию в России гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

     Иначе трудящийся народ России давно объединился бы в партию с такими целями, победил на выборах и жил по справедливым законам своего развития, имея такие природные богатства своей страны.

     Формы социальных государств всеобщего благосостояния и его нормы существенно различаются в разных странах и регионах.  Многие государства всеобщего благосостояния предполагают определенную степень частно-государственного партнерства, при котором администрирование и реализация по крайней мере некоторых программ социального обеспечения осуществляется не через принятый закон социальных гарантий, а через частные и общественные организации, когда услуги государства всеобщего благосостояния предоставляются на различных территориальных уровнях управления.

     Ранние черты государства всеобщего благосостояния, такие как государственные пенсии и социальное страхование, развивались с 1880-х годов в индустриально развитых западных странах. Первая мировая война, Великая депрессия и Вторая мировая война характеризовались как важные события, положившие начало расширению понятия государства всеобщего благосостояния и наиболее полные формы такого государства были разработаны после Второй мировой войны.

     О разных формах оболванивания нашего народа говорил ещё В.Г.Белинский: "Народу нужны не проповеди (довольно он слышал их!), не молитвы (довольно он твердил их!), а пробуждение своего чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе.  Чтобы законы и права каждого были сообразны не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью при строгом их соблюдении. А вместо этого мы видим страну, где нет не только никаких гарантий для трудящейся личности по труду, для защиты чести и достоинства, но нет даже полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей"...

       Что тут можно ещё добавить.