Как глумослов заглумился!

Галина Леонова
   Из цикла "Великий русский язык!"

  Приехав в Брянскую область, я тут же обратила внимание на удивительные слова и выражения, которые местные люди употребляли привычно: "ГлумнОй", "я заглумИлась". "Что бы это значило?" — озадачилась я.

  - Ну, глумнОй значит! Что тут неясного? — удивились в ответ. Пожали плечами и засмеялись.
  - Галочка! Ты хочешь сказать, что не знаешь такого слова? Как же ты в школе училась?
  Тут уже я совсем, так сказать, "вошла в ступор". Видимо, у меня был такой ошарашенный вид, что наши Брянские друзья захохотали от души!

  Конечно же, я тут же побежала искать в словарях. В книгах. Каково же было моё недоумение, когда в современных словарях я... не нашла подобных слов! Вернее, нашла, но, в современном, так сказать, понимании.

 Толковый словарь Ожегова:
ГЛУМИТЬСЯ, -млюсь, -мишься; несов., над кем-чем. Злобно и оскорбительно издеваться.
  Посмотрела ещё несколько современных словарей. Там точно также объясняется подобное слово, как под копирку.
 "Я заглумилась" — по Ожегову, выходит, что "Я злобно издеваюсь сама над собой?"

  Было ясно, что в Брянской области люди вкладывают в это выражение какой-то шутливый оттенок. Но, в словарях-то нет ничего подобного! Тогда у нас дома ещё не было словаря Даля.
Каково же было моё удивление и радость, когда купив в Москве словарь Даля, я наконец, нашла это удивительное слово — "глумной".

  Словарь Даля:
ГлУмный, глумнОй, глумкОй — простофиля, глуповатый, с глупой улыбкой на лице.
ГлУмно — смешно, потешно, ради смеха, шутки.
ГлумИться — насмехаться, тешиться, забавляться, дурачить кого-либо, подшучивать.
ГлУмник или ГлумослОв — шутник, забавник, насмешник, проказник, ШУТ, ЛИЦЕДЕЙ, АКТЁР!

  Владимир Иванович Даль писал словарь аж 53 года. Он не был профессиональным филологом, но, настолько увлёкся собиранием слов и составлением словаря, что это стало делом всей его жизни.
Первое издание было в 1863 —1866 годах.
*****
  Так вот оказывается, какое значение до сих пор сохранилось в некоторых областях России! Люди просто подшучивают над собой, говоря: "Я заглумИлся!"

  Еду как-то через Смоленск. Слышу в толпе, как муж с женой разбираются у вагона с проводницей:
  - Ой! Я совсем глумная! Паспорт, видимо, дома забыла! — кричит женщина чуть не плача.
  - Ну, ты точно заглумилась! Я только что оба паспорта проводнице отдал! — со смехом отвечает муж. Переглянувшись, оба хохочут. Я улыбаюсь, услышав знакомое.

  На днях позвонила друзьям во многие области России с одним и тем же вопросом:
"Есть ли в вашей области подобные выражения: "Глумной", "я заглумился"?
Центральная Россия чётко ответила: "Нет!" С удивлением услышали из моих уст историю, что ранее на Руси было такое интересное выражение.

  Из Сибири прислали: "Да! Как же, я помню, что мои мама и бабушка так говорили!" А это значит, 19 век, начало 20 века.
  Говорят ли сейчас так в Сибири? Наверное, нет.
Значит, на сегодняшний день, видимо, только в Брянской, и возможно, в соседних областях, сохранилось: "Я заглумИлся!"
Шутят люди, подшучивают над собой!

Есть ли в вашей области какое-либо интересное выражение, которое не говорят более нигде в России?
Напишите! Мне это очень интересно!


Р.С. Давненько были эти мои изыскания. Я смотрела тогда именно в бумажных словарях. Не в интернете. Сейчас интернет выдаёт нечто похожее, уже вместе с выражениями из словаря Даля.


Фото - я сваляла картину. Сухое валяние.
"Муза бежит по облакам"!