Дагестан. часть первая

Андрей Беляков 2
                Андрей Беляков

                ДАГЕСТАН
                Часть первая

     Что первое приходит на ум при упоминании «Дагестан»? Наверное, это горы, высокие такие, с белоснежными шапками вершин. Уже потом в голове возникают слова: гостеприимство, радушие, Кавказ, война, аул, горец, шашлык, отара, Дербент – город-крепость, или фирменный коньяк… Ну это то, что представляешь тотчас. На самом  деле все куда сложнее и запутаннее…
     Дагестан – это 14 различных, только основных, языков, а так – более 300 народов и народностей, порой совершенно не понимающих друг друга. Как умудрились разместиться все, до сих пор остается загадкой. Это Каспий, хоть и внутреннее, но море ведь – и с этим не поспоришь. А море, как известно, уже определенно иной мир. Это равнина, степь, причем по площади не уступающая горам, а еще леса – зеленые, густые, покрывающие невысокие холмистые горы. И такое имеется в этом регионе. И многое чего другого уместилось и прижилось. Всего не перечислить и не упомянуть так вот сразу. Толстые книги, справочники написаны об этом умными известными людьми, думаю, повторяться не имеет никакого смысла. Лучше просто окунуться и представить ту атмосферу, величие и разнообразие…
     Дежурный диспетчер аэропорта Махачкала, что носит имя прославленного дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Ахмед-Хана Султана, Алексей Григорьевич взглянул на часы. Смена подходила к концу, оставался час – и впереди три дня отдыха! В эфире тихо, на мониторе пара силуэтов, пролетающих мимо бортов. Самый момент выпить чашечку кофе, растворив в нем четверть оставшегося времени, отделяющего от выходных. Он похлопал по плечу напарника, указав на экран.
     - Глянь, отлучусь на пару сек.
     Тот, соглашаясь, кивнул головой.
     Алексей поставил стакан на поддон и нажал кнопку с названием «Капучино». Кофе-машина издала  характерный жужжащий звук, и дымящаяся струйка принялась наполнять пустой стакан. Почувствовав аромат кофе, в приятных ожиданиях, тихо напевая под нос незатейливую мелодию. Диспетчер наблюдал за происходящим процессом. Идиллию прервал напарник. Он оживленно замахал рукой, срочно приглашая Алексея к рабочему месту.
     - Да что еще? – недовольный Алексей оставил кофе и подошел к своему креслу, надев наушники.
     - Махачкала подход, 7114 прошу экстренную посадку, отказ левого двигателя, - услышал он в эфире.
     Внутри словно все оборвалось, какой-то холодок сковал тело, но он уже отвечал экипажу:
     - 7114, с курсом 140; снижайтесь до 3000.
     - Это кто вообще, вояки? – округлив глаза, обратился Алексей по внутренней связи к напарнику.
     - Похоже.
     - Этого только нам не хватало. Что они здесь забыли?
     Напарник же, убрав взгляд, пожал плечами, выражая тем самым: «Извини, Лех, я не знаю, в твоей зоне ответственности, ты и разбирайся».
     Дальше все по протоколу.
     Алексей связался со стартом, благо полоса была свободна. В это время редко кто взлетает и садится в Махачкале. Вызвал экстренные службы. А в душе все не мог поверить, принять, что такое происходит с ним, за какой-то час до окончания смены.
     - 7114, ваша высота?
     - Прошли 4200, с курсом 140;.
     - Хорошо, 7114, 3000 доложите.
     - Доложу, 7114.
     Алексей сообщил руководителю полетов, тот был уже в курсе. Вскоре у стола диспетчера, перешептываясь между собой, собралось несколько человек.
     - 7114, с курсом 140;, 3000 заняли.
     - Продолжайте снижаться до 1800, курс сохраняйте.
     - До 1800 разрешили, курс сохраняем.
     Первоначальный холод исчез, теперь Алексей почувствовал, что вспотел. Сзади рассуждали:
     - Похоже, грузовой, Ан-26. Лех, спроси, пожара нет?
     Алексей не отреагировал, он ждал, когда экипаж доложит 1800…
С маркой самолета в диспетчерской и правда угадали. С отказавшим двигателем снижался именно военно-транспортный  Ан-26, управлял которым летчик первого класса, 42-летний  майор Потапенко Вадим Сергеевич, а справа помогал ему летчик третьего класса 30-летний капитан Нечаев Алексей Семенович.
     - Сергеич, дай порулю, расслабься уже, сходи кофейку дерябни.
     Командир вопросительно посмотрел на помощника.
     - Ну а че? Рули отремонтированы, винты во флюгере, - продолжал рассуждать тот. – Сядем, куда денемся?
     Вадим Сергеевич очередной раз окинул взглядом приборную панель: левый пожарный кран закрыт, двигатель отключен, кран перекачки топлива включен. «Все, как в инструкции». Он откинулся в кресле, чувствуя, как бешено бьется сердце.
     - Держи, - обратился он к помощнику.
     - Управление принял. Ух! – послышалось в наушниках.
     Конечно, после этих слов командир и не думал расслабляться. Он дал указание бортинженеру:
     - Васильич, следи за разницей топлива в крыльях, большого перекоса не допускай.
     - Спокойно, командир, все под контролем.
     Далее спросил у бортмеханика:
     - Паш, как там наш левый? Не дымит?
     - Уснул, Сергеич, замер, тихо.
     - Это хорошо! Походу лопатка компрессора рассыпалась, - фраза, обращенная уже к бортинженеру.
     - Похоже на то.
     - Ну, вроде все норм, все под контролем, - успокаивал себя Вадим.
     И тут он заметил, что высота уже 1700.
     - Алексей, ты че не доложил-то?
     - Ой, сори, - виновато улыбнувшись, ответил тот.
     А в эфире уже прозвучал тревожный голос диспетчера:
     - 7114, ваша высота?
     - Прошли 1700, 7114.
     - 7114, срочно займите горизонт, срочно!
     - 7114 горизонт принял, - выхватив управление, ответил Вадим Сергеевич.
После он добавил обороты работающему двигателю, недовольно глядя на Алексея. Тот отвел глаза.
     - 7114, на пересекающихся курсах слева на 10 часов на 1200 проходит борт, наблюдаете?
     - Экипаж, внимательно вниз на 10 часов! – дал команду командир.
     - Вижу, Сергеич, вон он, прошел ниже.
     - Отлично, - выдохнул командир.
     - 7114, борт наблюдаю, визуально расходимся, - успокоил Вадим Сергеевич диспетчера, показывая кулак второму пилоту.
     - Вас услышал, 7114, 30 секунд подержите горизонт, далее снижайтесь до 600 курс 140.
     - Через 30 до 600 с курсом 140, 7114, - ответом подтвердил командир.
     - Пора уже заканчивать этот невероятно нервный полет, два экстремальных случая довольно много для него одного, не считаете?
     Экипаж молча согласился, только второй пилот зачем-то произнес:
     - Бог троицу любит!
     - Сплюнь, Алексей, - недовольно потребовал Вадим Сергеевич. – Причем три раза, балабол.
     Когда военный борт приземлился и срулил с полосы, в диспетчерской оживились, кто-то похлопал Алексея по плечу:
     - Хорошая работа, Лех!
     - Молодчик!
     А сам диспетчер откинулся в кресле, почувствовав небывалую усталость. «Этот час стоил нескольких смен», - подумал он и вспомнил о кофе. А когда Алексей со словами – «Ну и помои!» - недовольно сплюнул остывший холодный кофе, командир Ан-26, Вадим Сергеевич, обесточив самолет и сняв наушники, вслух рассуждал:
     - Застряли теперь тут на неделю минимум. Пока запчасти пришлют, специалистов.
     - Неделя – это еще хорошо, командир, как бы месяц здесь не проторчать, - добавил бортинженер.
     - Так, ладно, Васильич, бери Павла, вскрывайте двигатель, надо найти причину. А ты, балабол, - обратился он ко второму пилоту, - займись размещением экипажа и про довольствие не забудь. Самую недорогую хорошую столовую, понял? – Тот кивнул головой. - И, может быть, тогда тебе будет прощение. А пока иди с глаз моих долой. Чуть не подвел всех под монастырь, паразит!
     - Сань, - уже к штурману, - айда в диспетчерскую.

     - Алло, Ислам, привет!
     - Привет, а кто это?
     - Кто-кто, дед Пихто, ты че, старик, однокашника не признал?
     - Однокашника?
     - Да Леха я, Нечаев, че, так и не забил меня в телефоне?
     - Леха? Ничего себе! Какими судьбами? Рад, рад тебя слышать!
     - Ислам, мы тут с экипажем в Махачкале застряли. Помоги с жильем, ты ж вроде как местный.
     - В Махачкале? Ты в Махачкале?
     - Да, я, Ислам, я.
     - Пипец, Лех, ушам своим не верю, конечно, помогу, ты где сейчас?
     - В порту.
     - Я подъеду минут через 40, жди, братан.
     - Хорошо.
     -Погоди, Лех, человек-то вас сколько?
     - 6, не помнишь уже, сколько людей в экипаже?
     - Ну, мало ли, может, летел кто с вами. Трехкомнатная нужна?
     - Да.
     - Хорошо, сделаем…
     Край стоянки аэропорта Махачкала занимал теперь серый Ан-26 с красными звездами на крыльях и киле. На фюзеляже также красным цветом нанесена была большая цифра 8 – вероятно, номер самолета. Других особенностей окраски не было. Неприметливый такой для постороннего обывателя военно-транспортный борт, коих сотни бороздят необъятные просторы нашей Родины. Разве что разобранный двигатель да стремянка подле сразу бросались в глаза и привлекали поверхностное внимание. Пока инженер, механик и радист занимались им, командир и штурман в салоне дегустировали местный коньяк, приобретенный в порту.
     - Ну как, Вадим, отпустило немного?
     Командир улыбнулся.
     - Да, Сань, Дербент окрыляет. Знаешь, о чем хочу тебя попросить? У Алексея тут однокашник нарисовался, он с ним уже созвонился. Так вот, он отпрашивается на неделю, по местным достопримечательностям прокатиться. Я запрещать не стану, от него в ремонте двигателя все равно толку никакого. Квартиру подыщет, питание организует – пусть валит, дело молодое.
     Штурман Александр Викторович внимательно слушал.
     - Так вот, Сань, съездил бы ты с ним, присмотрел за ним, мне так спокойней будет.
     Штурман разлил и поднял рюмку.
     - По третьей.
     - По третьей, - повторил командир.
     Летчики выпили не чекаясь.
     - Хочешь сказать, что и с меня здесь толку никакого, - поморщившись, заметил штурман.
     - Ну, я так не говорил.
     - Но имел в виду, да шучу, шучу. Отчего бы не съездить, места тут знатные, у всех на слуху.
     - Ну, вот и ладно, разлей еще, да пойдем посмотрим, может,Васильич объявит уже приговор…

     Ислам и Алексей, стоя на балконе трехкомнатной квартиры в Каспийске, любовались с 4-го этажа видом на городскую набережную.
     - Не Сочи, конечно, но, по-моему, вполне, как тебе?
     - Красиво, впечатляет, уютное местечко.
     -Через месяц купальный сезон начнется, народу будет море.
      Алексей улыбнулся.
     - На море людей море – прикольно звучит.
     - Я не русский, мне простительно так говорить.
     - Лезгин, я помню. Квартира четкая, спасибо, Ислам.
     - Щас сходим в кафешку, во дворе. У меня там управляющая знакомая. Кормят хорошо, недорого, чеки вам предоставит для командировочных. Я так по-доброму тебе завидую, Лех, летаешь. А меня как списали, я ни дня больше не служил, сразу уволился. Несколько лет проработал дилером Автоваза в Махачкале, ушел год назад, продажи упали. Теперь вот в туризме себя пробую.
     - Совпадение как нельзя кстати, повезло мне, - произнес Алексей. – Спасибо, Ислам, выручил, чтоб я без тебя делал.
     - Да ладно, пустяки, решили бы и без меня, ты парень пробивной, хваткий. Еще по училищу помню – где че достать, это к Лехе.
Некоторое время мужчины молча смотрели на море. Затем Ислам продолжил:
     - Тут  вот какое дело. Моя знакомая, Лэйла, вместе учились на курсах гидов, везет завтра троих туристов из Ставрополя в горы. Тур на 4 дня, попросила меня быть водителем. Хочешь, поехали  с нами?
     - Ну, не знаю, я не помещусь наверное, да я еще и штурмана хотел бы взять. А вдруг отдыхающие будут против?
     - Нормально, дело в том, что ее подруга Лиля просилась с нами – познакомиться с локацией, тоже гид начинающий.
     - И?
     - У нее машина, хёндай, микрик семиместный. Если вы поедете, позовем ее. Заправить только надо будет.
     - Да не вопрос, заправим, конечно.
     - Ну тогда договорились, бери своего штурмана, завтра отчаливаем. Как его зовут кстати?
     - Александр.
     - А-лек-сандр, - протяжно повторил Ислам. – Ну что ж, познакомимся. А с туристами я договорюсь, не боись…