Идентичность

Олег Сенатов
В последнее время меня все больше озадачивает вопрос о моей идентичности. Неужели я сегодняшний, и тот, кого, сопротивляющегося и хнычущего, хорошо знакомая великанша (моя мама), тащила за руку по направлению к Пушкинской площади вдоль Тверского бульвара по снежной слякоти зимой 1942 года, - это одна и та же личность? Поразмыслив, я все же прихожу к выводу, что именно факт присутствия этого события в моей памяти, - то есть в сознании, закрепленном в прошлом времени, свидетельствует о том, что я – вспоминающий, – и я – вспомненный – это одно и то же. Эти эшелонированные в моей памяти снимки сознания в своей совокупности являются гарантией моей личности, так как они надежнее мгновенного самосознания настоящего. Ведь в мгновенном озарении я, как некоторые отдельные люди, могу вдруг себя осознать Наполеоном  Бонапартом, и преодолеть такое заблуждение можно, лишь обратившись к собственной памяти.
Да, я уверен в своей идентичности, так как каждый момент могу мысленно окинуть все 82 года своей жизни, видимой изнутри. Однако все остальные люди тоже могут идентифицировать  меня: - по моему внешнему виду. Снимок моего лица настолько индивидуален, что меня можно опознать на любом видеоизображении, безошибочно отличив от десятков миллионов других людей. Благодаря повседневному применению зеркал и любви к фотографированию (и видеозаписи) наше самосознание тесно связано с нашим портретом. Однако на протяжении нашей жизни внешность  меняется гораздо сильнее, чем внутреннее чувство, и всякий раз я испытываю изумление, рассматривая фотографию себя восьмилетнего: стандартное правильной формы личико со слащавой улыбочкой, хотя, если внимательно вглядеться, можно заприметить хорошей формы череп, большой покатый лоб и прямой нос, которые сейчас особенно подчеркнуты. Да, несмотря на катастрофические возрастные изменения, это, все-таки, один и тот же человек. Внешнее сходство передается по наследству, и это позволило мне однажды идентифицировать своих предков на фотографиях семейного архива; имела место быть расширенная – родовая идентификация.
В наше время широко применяется идентификация генетическая, и это привело к тому, что  не только от нежелательного предка, но и от внебрачного ребенка не открестишься! Кроме того, открытия следуют одно за другим. Только что обнаружилось, что наша тысячелетняя вражда с Западом,  возможно, имеет генетические корни. Не исключено, что современные народы произошли в результате скрещивания homo sapiens с другими гуманоидами: Западные европейцы – с неандертальцами, а россияне – с «денисовцами». Такое открытие, конечно же, достойно присуждения Нобелевской премии!
                Октябрь 2022 г.