«Всё б тебе желать веселья…»
Всё б тебе желать веселья,
Сердце, золото мое!
От похмелья до похмелья,
От приволья вновь к приволью —
Беспечальное житье!
Но низка земная келья,
Бледно золото твое!
В час разгульного веселья
Вдруг намашет страстной болью,
Черным крыльем воронье!
Всё размучен я тобою,
Подколодная змея!
Синечерною косою
Мила друга оплетая,
Ты моя и не моя!
Ты со мной и не со мною —
Рвешься в дальние края!
Оплетешь меня косою
И услышишь, замирая,
Мертвый окрик воронья!
7 декабря 1908
«…вино и страсть терзали жизнь мою…» – в исходном стихотворении – иллюстрация данного тезиса: первые две строфы – вино, следующие – страсть, но и то, и другое венчается кладбищенским граем воронья. И обе части объединяются, связываются фонетикой главных их образов: «золото мое» – «змея».
Из Примечаний к стихотворению «Какая дивная картина» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «…ворон черный // Качает мертвую сосну...» – Ср. в стих. "Всё б тебе желать веселья...": "И услышишь, замирая, // Мертвый окрик воронья!". Поэтический образ "воронья" как спутника (или предвестия) несчастья, смерти восходит к народным верованиям.
»
Из Примечаний к исодному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «… Подколодная змея!» – Устойчивый фольклорный образ. Ср., например, песню "То не ветер ветку клонит".
[
Семен Стромилов «Лучина»:
«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит –
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;
Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!..
1840»
]
»
А вот мой комментарий к стихотворению «О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой…» из цикла «Черная кровь», где герой упоминал про “твой змеиный рай”:
«
«Змеиная женщина» – сквозной персонаж всего трехкнижия. Различные книги Блока – «Стихи о прекрасной даме», «Распутья», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска» – это метки различных миров. Но всюду – от мистического всемирного Города до мещанского вещественного мира «Разных стихотворений» – змеи преследуют поэта. И суть их женщин одна та же – змеи они подколодные.
И смысл их один и тот же – служить соблазном, служить минутной наградой за измену делу жизни.
»
- «Синечерною косою // Мила друга оплетая,// Ты моя и не моя!» – с самого начала, с первых месяцев его семейной жизни у него было это: «ты моя и не моя»… И потом с другими – то же. И только Дельмас поразит его «верностью своей».