Обелиски на вилле Торлония и бункер Муссолини

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
    На правой стороне улицы Кончилацьоне, устремленной к собору Святого Петра, стоит  трехэтажный, в семь окон дворец. С XV века, времени своей постройки, он  неоднократно менял владельцев. В XVII веке здесь некоторое время жила королева  Кристина Шведская. В 1820 году дворец перешел в собственность неимоверно  богатого коммерсанта Джованни Торлония. Через основанный им банк семья Торлония ссужала знатным римлянам деньги под    залог собственности. В итоге, Торлония разбогатели и стали владельцами многих дворцов и вилл в Риме. Не доставало только  важного сана, но  и этого они добились своими трудами и деньгами. Род Торлония последним в истории Вечного города удостоился княжеского титула. Над главным порталом сохранился семейный герб, а «титулос», или название дворца  можно видеть над тыльными дверями здания. Замечателен украшенный статуями и фонтанами дворик, по преданию, спроектированный самим  Рафаэлем.
    Однако  наибольшую и заслуженную славу приобрело их другое владение -   знаменитая вилла Торлония,  на улице Номентана. Некогда эта огромная,  древняя  вилла  принадлежала папскому роду Памфили. В 1868 году её приобрел и полностью перестроил  Алессандро Торлония, тот самый, который первым и последним  из  коммерсантов и банкиров получил титул князя.
     С размахом принялся он за реставрацию и обустройство своих неоглядных владений,  стремясь в пышности  оформления сравняться  с древнеримскими аристократами.  По проекту самого известного  и модного на ту пору  архитектора Валадье  возвели дворец в неоклассическом стиле, копирующем лучшие образцы  итальянского Возрождения.   Дворец украсили  перенесенными сюда античными фресками, работами Тинторетто, Перуджино, Гверчино и великолепными древнегреческими и древнеримскими статуями. В глуби парка возвели т.н. малый дворец "Сова",  построили театр, сделали искусственное озеро, создали имитации античных развалин, потайной грот и  даже установили два обелиска.
      Установка обелиска - дело настолько трудное и дорогостоящее, что и у государства не всегда хватало на это сил и средств. Однако есть в истории Италии несколько случаев,  когда за исполнение такого сложного предприятия брались частные лица. Новоиспеченный князь Торлония вознамерился увековечить в обелисках память о своих родителях,  демонстрируя всему Риму свои несметные богатства и  преданную сыновью  любовь. Кроме  того,  князю,  по историческому примеру Мецената,  хотелось внести свой вклад в обустройство Рима и одновременно прославить имя Торлония.
     В 1842 году  в горном массиве  Бавено на севере Италии, вырубили две глыбы для изготовления монументов. Хотя это был не египетский гранит, но он имел схожий с ним  розоватый оттенок. Монолиты доставили  в Милан, где из них вырубили  два обелиска, подобные древнеегипетским.  Отсюда начался их  долгий и нелёгкий путь к  Вечному городу, в некотором роде «итальянская кругосветка». Сначала обелиски  переправили по реке По в Венецию. Затем их  провезли вокруг всей Италии, вдоль адриатического, ионического и тирренского побережий и доставили в  порт  Чивитавеккья. Оттуда  по рекам  Тибру и Аньене они, наконец, прибыли в Вечный город. Конечный участок пути длиной в  3 километра пришлось преодолевать по суше.  8 января 1840 года,  через  47  дней  многотрудного путешествия, обелиски доставили на виллу Торлония. Здесь долгожданные монументы встречал сам князь с огромной свитой и многочисленная   толпа любопытных, привлеченных громом пушек и фанфар.
     Памятные надписи-посвящения родителям    составил  сам князь, а вот "перевод" в иероглифические узоры был выполнен известным египтологом Унгарелли в соответствии с расшифровками Шампольона.   
    Оба обелиска абсолютно идентичны, они имеют высоту 10,28 метра и весят более 22 тонн каждый. Постаменты монументов  облицованы     травертином и мрамором. 
      4 июня 1842 года на  церемонии открытия первого обелиска, посвященного отцу Торлония, присутствовали папа Григорий XVI,  король Баварии Людовик,    именитые придворные  и  вся римская знать. 
    А через несколько дней, 26 июля 1842 года, при открытии второго обелиска,  воздвигнутого в честь матери,  князь Торлония  устроил  праздник с освежающими напитками для всех жителей Вечного Города, пожелавших прийти на торжество. Семь часов кряду в саду играло несколько оркестров,  сверкали фейерверки, палили пушки, а над виллой парили невиданные прежде аэростаты, вызывавшие изумление и опасения многочисленных зрителей.    
     Именно на этой прославленной вилле 20 сентября 1870 года, в день штурма Рима  гарибальдийцами,    представителем римского  папы был подписан акт о капитуляции Вечного города.
     С 1929 года на вилле, по приглашению её владельца - Джованни Торлония-младшего,  жила семья Муссолини,  жена Ракеле и пятеро их детей. За аренду они платили символическую сумму - 1 лиру в год!  Причем  семейству Муссолини  хозяин предоставил в распоряжение главный дворец Casino Nobile, а сам,  до самой  своей смерти в 1938 году,  оставался жить в любимом Домике Сов. Эта очаровательная и оригинальная постройка  украшена изысканными витражами. Мастер  искусно изобразил снующих среди веток плюща  сов, которые и  дали название домику. Своими миниатюрными башенками и лоджиями, затейливыми портиками и майоликовыми украшениями сооружение напоминает столь нетипичное для Рима швейцарское шале или даже сказочный домик.
   В годы пребывания на вилле Торлония,  дуче устраивал здесь приёмы, вечеринки, культурные встречи и даже турниры по теннису. В тяжелые времена его жена Ракеле,  выходица из крестьянской семьи,  любившая огородничать, сама сажала здесь  картошку и кукурузу, разводила кур и кроликов.  (См. «Фаши Муссолини»)
      Нельзя обойти вниманием сохранившиеся доныне на территории  виллы  Торлония древние, катакомбные галереи длиной в 9 километров. Исторические документы говорят, что в начале первого века н.э. на этой окраине города хоронили своих  умерших иудеи, плененные при падении Иерусалима. Однако, так называемые «еврейские» катакомбы теперь  находятся в плачевном состоянии, да и особого исторического интереса они не представляют. Впрочем, во время второй мировой войны они все-таки пригодились. Князь Торлония и Муссолини устроили в катакомбах бомбоубежище.  Теперь в так называемый «бункер Муссолини» и подземный зал в стиле «этрусской гробницы» водят экскурсии.
    Бенито Муссолини прожил на вилле Торлония почти 18 лет. Отсюда 25 июля 1943 года в 16.30 вечера дуче по приглашению короля Виктора Эммануила отправился на заседание правительства, где был арестован. На виллу он больше не вернулся. 
     С 1944 по 1947 год в резиденции князя Торлония  размещалось командование союзных англо-американских войск.  Вход на территорию был запрещен,  и только через решетку въездных ворот прохожие могли любоваться одним из  обелисков,  высившимся перед виллой. По окончании войны вилла Торлония долго оставалась заброшенной.
     Только в 1977 году она перешла в собственность римского муниципалитета. Виллу тщательно отреставрировали  и через год открыли для  свободного посещения.      Теперь ворота виллы Торлония  распахнуты с 9 до 19 часов. Полюбоваться возносящимися ввысь обелисками  и погулять по аллеям  обширного парка  можно  бесплатно,  но  для посещения музеев с произведениями  искусств, собранных принцем Торлония,  необходим билет.