Не путевая заметка

Пётр Славин
 Как провожают пароходы,совсем не так как поезда ...пелось в популярной песенке.Пароходы,оно конечно,но и поезда провожают по особому,душевно,с обниманиями,маханиями,знаками через окно - звони мол,а то и со слезами.Это вам не бездушный самолёт: зарегистрировался,чмокнул в щёчку,руки пожал и всё,исчез за дверями.Нет,безусловно,поезд - самый российский,самый романтичный,любимый народом вид транспорта.Да,оно и понятно,с нашими то тысячеверстными расстояниями.И не в одной стране нет таких традиций в путешествии на поезде.Усядутся,заправятся,переоденутся и начинают доставать свои припасы: курочку,яички,колбаску,огурчик,а кто и коньячок под икорку.Ещё лет сто пятьдесят назад,на первых железных дорогах,иностранцы заметили эту русскую особенность.Насытившись,начинают носить чай,неприменно в железных подстаканниках и фирменный дорожный сахар.Проводники,как эквилибристы,по шесть стаканов умудряются подхватить
А потом - кто на боковую,кто с книжкой,кто "морковки" в уши воткнёт,а можно уткнуться в окно и часами глядеть на бескрайние российские просторы.И пойдут бесконечные дорожные разговоры,когда порой совершенно незнакомому попутчику,готовы излить душу и выложить всю подноготную.

Конечно,нынче всё не совсем так,и курочку заменяют бич-пакеты,а разговоры - бездушные гаджеты,и всё же романтики дальних дорог в поезде хватает.

Я не великий путешественник,любой "дальнобойщик" вам расскажет историй в сто раз больше.Но и мне есть что вспомнить,и что рассказать разлюбезному моему читателю.Вот,ездили,скажем вы,на товарном поезде,в настоящем вагончике- теплушке? А мне очень запомнилась та поездка,та красивейшая горная дорога.Людей старшего поколения таким путешествием не удивить: я вспоминаю рассказы моей матушки,как они,во время войны,ехали на Украину.На открытой тормозной площадке,с баулами и узлами,разместились на перине.Ночью,какой то воришка,логично полагая,что в перине должны быть золото- бриллианты,разрезал её.Поезд мчится,клочья паровозного дыма,в перемешку с белоснежным перинным пухом,летят во все стороны.Веселуха!

Приехали в Ворошиловград,нынешний Луганск,только фашиста отогнали,ещё канонада слышна была.Так что,война войной,а перемещение людей,в поисках лучшей доли,было весьма масштабное.

Я же ездил в товарной теплушке,во время службы.Служил я в Закавказье ,во внутренних войсках,во время первой Карабахской войны.По роду своей деятельности,внутренние войска принимали в ней самой активное участие.Задействованы были воинские части со всей страны и ,видя что вся эта петрушка,всерьёз и надолго,командование решило создать новый полк в Ереване.Бронетехникой поделилась десантная бригада из Тбилиси,вот туда мы и направились получить броневики.

Приехав в Тбилиси,мы с зампотехом,решили прогуляться по городу,выпить по кружечке пива.Были,естественно,в форме.Зашли в пивную,взяли своё пиво,стоим пьём.И вот,чувствуем что то не так.А что не так- мы то пьём,а все вокруг не пиво пьют,а на нас смотрят,за кинжалы держутся.; Стало нам как-то не по себе,ну его к чёрту это пиво,не допили ушли.Потом нам местный начштаба говорит: - вы там,поменьше в городе то шляйтесь,тем более в форме.А оказывается,накануне,произошли известные события,когда десантники жёстко разогнали безчинствующую толпу.Вот грузины на всех вояк и ополчились.Ещё бы нам об этом кто-то сказал!

Итак,получив технику,мы загрузили её на платформы,а посередине поставили нашу теплушку,с нарами и печкой.Моя задача была организовать охрану и ,помню,я долго ломал голову: надо ли выставлять часовых во. время движения? Как меня инструктировали - чёрт знает! Познания свои я черпал из фильмов про войну.;Великолепная была поездка: южная тёмная ночь,огромное звёздное небо,мы сидим у распахнутых ворот вагона,хлебаем чай с дымком! Вот поезд замедлил ход и остановился.Вокруг южная степь наполненная ароматами полыни и чабреца,в перемешку с тепловозным дымом и бесконечные трели цикад.

Проснулись утром - пред нами стеной стоят горы.Поезд петляя,потихоньку пополз вверх.Вдруг ворвались в тоннель.Длинный,с полчаса ползем в тоннеле.Вырвались из тоннеля и,что это? - совсем другая картина: вокруг высокогорье,великолепные альпийские луга,белоснежные пики гор.Я никогда не думал,что поезда могут ездить на такой высоте.Нас тянут три локомотива: два впереди,один толкает сзади. По другому не вытянуть - крутизна.

- Помог и и! Пронзительно сигналит передний.

- Сейчас,помогу у у! Басом отвечает задний!

Вот дорога пошла на спуск,впереди заблестел голубой красавец Севан.

Обогнув озеро,вскоре,подъехали к Еревану.Подъехали с северной стороны,основная железная дорога идёт в другом направлении.Этой же я больше никогда не ездил,да,вероятно,она и не действующая.Что интересно - на карте она не обозначена.

Зато ехал я по другой дороге,в купе фирменного скорого поезда Ереван - Москва,на этот раз в отпуск.Я - молодой лейтенант,в красивой военной форме,в начищенных до блеска сапогах и модной фуражке- аэродроме.Со мной в купе разместились: дама лет сорока пяти,типа тогдашнего американского госсекретаря Мадлен Олбрайт и два невыразительных армянских мужичка.Дама была русская,но всю жизнь прожила в Армении и даже говорила по-русски с акцентом.Но мне говорить с ними было не о чем и я,не долго думая,запрыгнул на свою верхнюю полку и попытался заснуть.Проснулся я то ли от стука колес,то ли от монотонного поскрипывания под стук колёс.Глянув в низ,я был ошарашен: один армянин лежал на Мадлен,нисколь не смущаясь,делал своё дело. После,его сменил другой.Мадлен удовлетворенно постанывала.
- Однако,заснёшь тут! Завертелся я,но на меня никто не обратил внимание.Я повернулся лицом к стенке и закрыл глаза.

- Молодой человек! Вы мне не поможете?- обращалась ко мне мадам Олбрайт.Я открыл глаза и понял,что уже позднее утро и в купе мы одни с дамочкой.Наши соседи вероятно где то сошли.

Я живо спрыгнул с полки,выполнил какую-то пустячную просьбу попутчицы,привёл себя в порядок и мы сели пить чай.Мадам вела себя воодушевлённо и напористо: о чём то говорила,подкладывала мне бутерброды и вкусности,как бы невзначай клала свою ладонь мне на колено.Я же был в растерянности.С одной стороны,мне хотелось пойти по пути моих армянских попутчиков; с другой - она же была,для меня,почти старуха и потом,образ Мадлен Олбрайт,меня нисколько не прельщал.

Пока я ломался,поезд замедлил ход и остановился.В дверь постучали и в купе зашли новые попутчики.Для мадам Олбрайт я перестал существовать! Она демонстративно отвернулась от меня,отодвинулась и весь остаток пути не проронила ни слова.

- ну и чёрт с тобой,тётя! Нужна ты мне,как зайцу стоп- сигнал! Подумал я и отправился в вагон-ресторан,отметить счастливое избавление от колдовских чар.

Не раз мне ещё приходилось путешествовать на поезде по бескрайней Советской стране: и через Казахстан и Среднюю Азию,и на пароме через Каспий,и по Транссибу,и по БАМу,да много где.Всего не опишешь,да и описывать не к чему.Сейчас другие времена: масса людей перемещаются по миру,ещё больше путешествуют виртуально.Трудно кого-то чем-то удивить.А вот интересные случаи ,из путешествий,рассказать можно.

В 2014 году,когда Крым присоединился к России,я загорелся желанием поскорее побывать там,посмотреть как живётся в русском Крыму.Ранее,в Крыму украинском,я бывал неоднократно и было там здорово и весело.В Симферополь я прилетел самолётом,а об обратном билете не позаботился,думаю - я один,как нибудь доберусь.Однако в кассе меня разочаровали: до Челябинска билетов нет и не ожидается.

- А куда есть?

- В Самару.

- Хрен с ним,давай в Самару!

В Самаре разговор повторился,с той лишь разницей,что можно было доехать до Уфы,а не до дома,до Челябинска.Вернее,билеты были,но на фирменный экспресс "Южный Урал", в люкс- вагон,что было мне,хорошо отдохнувшему,явно не по карману.

Ладно,доеду до Уфы,а там останется перевалить через Уральский хребет и я дома.Каково же было моё разочарование,когда и в Уфе меня ошарашили в кассе:

- до Челябинска только мягкий,в Южный Урал.

- сколько стоит?

- две тысячи пятьсот рэ.Невозмутимо ответил кассир.

Это было выше всяких ожиданий и моих финансовых возможностей,ибо в кармане у меня сиротливо приютилась последняя купюра в пятьсот рэ.Открывалась безрадостная перспектива ждать сутки подходящего поезда,голодным и холодным.Либо утром попытался уехать автобусом,тоже отнюдь,не сытым.

В это время громкоговоритель радостно оповестил счастливых путешественников,что : фирменный скорый ...одним словом,мой поезд,прибывает на первый путь.Я,от нечего делать,побрёл поглядеть на него.Красавец экспресс,с вишнево- красными вагонами,медленно вползал на главный путь.Тогда ещё поезда радовали глаз разноцветными ливреями.Поезд остановился,вышли из вагонов проводники в красивых мундирах,протёрли поручни и стали топтаться у дверей,ожидая редких пассажиров.

Вдруг шальная мысль пришла мне в голову: а что если...Я подошёл к проводнику:

- до Челябинска возьмёте?

- пожалуйста! две с половиной тысячи.

- пятьсот,ответил я.

Проводник совершенно потерял ко мне интерес,отвернулся и переминался с ноги на ногу,как конь.Вот объявили отправление,загорелся жёлтый семафор,проводник заскочил на ступеньки и вдруг резко сказал:

- давай садись! Хрен с тобой,пятьсот!

Уговаривать меня не было необходимости.Проводник провёл меня в блестящее лаком и пластиком,двухместное купе с мягкими диванами.В купе сидел важный дядечка и пил ароматный чай.Но мне было не до чая,в Уфе я уже набрался пива мне нетерпимо хотелось сделать своё дело и плюхнуться спать.

Такие вот незатейливые дорожные истории,знакомые многим путешественникам.Не буду больше утомлять читателя,но мне кажется есть что ещё рассказать на эту тему.