Nostalgia

Пётр Славин
Петр Славин @ ПУТЕШЕСТВИЯ
ваш канал

Я уже писал в своей статье  "Как голодали в СССР", как жили советские люди в 60 - 70 - 80 годах. Писал, в частности, о еде: что, как и где покупали, доставали, употребляли... Естественно, все жили по разному, поэтому я делал акцент на своей семье, писал о том, что знаю наверняка.
 Период этот, говоря официальным советским языком, назывался периодом развитОго социализма. Впервые этот идеологический эвфемизм произнёс Леонид Брежнев, в 1967 году, в докладе посвящённом 50 летию Октябрьской революции. Потом этот период назовут периодом застоя. Думаю, что оба этих клише были верны и соответствовали действительности.

 Но, не буду влезать в политику, и с этой колокольни давать оценку советской жизни. Постараюсь описать жизнь рядового советского человека, так как я её запомнил.

 Раз я написал, о том что ели, то нужно написать о том что носили, на чем ездили, о вещах, одним словом. Понятно, что тут одной статьей не отделаешься, да и вообще, тут можно до бесконечности вспоминать и рассуждать. Что я и попытаюсь сделать.

 В эти годы советские люди, под руководством коммунистической партии, усиленно строили коммунизм, как должное воспринимали большие социальные гарантии и достижения ( бесплатное жильё, образование, обучение, работу и достойную пенсию...), жили при этом, более чем скромно, завистливо поглядывая (скорее подглядывая)на жирующий запад и были счастливы если становились обладателями джинсов или упаковки туалетной бумаги.

 Птица-тройка Русь, неслась оголдело по колдобинам истории, ведомая то суровым кавказским гастарбайтером Сталиным; то полупьяным от доставшейся власти курским соловьем Никитой; то продремавшим все Ильичем. Пока наконец не свалилась в кювет, ускоряемая бездарным ставропольским комбайнёром, под одобрительные аплодисменты Запада.

 И несли её три красных коня: коммунистическая идеология, партийное руководство и плановая экономика. По мысли извозчиков они неслись к коммунизму, однако заплутав в идеологической пурге,остановились, заваленные набок, на станции капитализм!

 Но, не буду отрываться от заявленной темы, вернусь к драным джинсам и туалетной бумаге, которые были страшным дефицитом по причине плановой экономики и сусловской идеологии, предполагавшей что джинсы есть американская идеологическая диверсия, а, пардон, задницу и газеткой подтереть можно.

Сколько же стоили эти самые джинсы? Вопрос может быть не понятен современному молодому человеку ибо цены нынешние растут как на дрожжах. Тогда цены не росли, но росла зарплата. Не на дрожжах, конечно, но всё же.

 Но, современный молодой человек, должен понимать, что в свободной продаже их и не было. То есть в магазине были какие-то штаны, без штанов, ясное дело, не ходили, но хотелось то модные и красивые джинсы. Для этого был базар, барахолка где полулегально эти джинсы могли стоить рублей 200 , а то и дороже, Это при средней зарплате, рублей в 220.

 Справедливости ради, нужно сказать что в магазине добротный чешский костюм стоил рублей 130,а может быть меньше.

Ну вот, купили мы, на барахолке, джинсы, к ним теперь нужны кроссовки. Это, я думаю, ещё больший дефицит, нежели джинсы. В спорттоварах есть кеды - современные модники их бы оценили - но всем нужны кроссовки, а их и на базаре нет. Для этих целей есть знакомый ли, родственник ли, работник торговли. Помните, у Райкина: через завсклад,через товаровед,через директор магазина, достал - дифисит!

 Всё это называлось: достать по блату. Вот этот самый блат, по существу - коррупция, был важнейшим фактором, двигателем советской экономики. Коррупцией была поражена,фактически вся советская экономика.

 Воспоминание из детства: 1980 год мы с отцом едем в Киев, лечить новомодным ультразвуком мои гланды. То есть, у нас в Челябинске такого лечения ещё не было, доктор посоветовал поехать в Киев, там этим способом уже лечили. Сели, прилетели, полечили совершенно бесплатно. Мне запомнилась та поездка, потому что в Домодедово я увидел на табло, что нам предстоит полёт на Ту-104. Радости моей не было предела! Ещё бы - Ту 104,первый реактивный самолёт, к тому времени уже почти не использовался, а тут такая удачи! Однако, вместо тушки, подали Ил-18, что тоже было круто. Места нам достались у крыла и было ни черта не видно. Но, я попросил стюардессу и она отвела меня в пустующий задний салон. Я сидел там и пялился в окошко, то и дело косясь на сексуальных красоток-стюардесс, беспардонно развалившихся в соседних креслах и куривших длинные сигареты.

 Помню, как в Центральном универмаге мы отстояли дикую очередь, несколько часов, чтобы купить шампунь и губную помаду. То есть,и шампунь и помада,в Киеве с очередью, но были, а в Челябинске, уже забыли как эти товары выглядят.

Дефицитом были все востребованные, качественные, особенно импортные товары. Многое покупали из поездок в другие города. Тут, на первом месте, конечно была Москва. Оттуда везли всё: растворимый кофе, бананы, апельсины, вкусные московские конфеты. Ну, и вещи конечно. Тут можно перечислять что угодно, за хорошими вещами можно было смело ехать в Москву.

Вспоминаю: когда я служил во Львове, мне тётушка работник торговли, помогла достать спортивный велосипед "Турист".Стоил он 100 рублей. Отличный велосипед! Но, просто так пойти в магазин и купить его, было не возможно, ни в Челябинске, ни во Львове. А вот небольшой переносной телевизор ( не помню название), был куплен свободно в магазине, но вот показывал он отвратительно!

 К слову сказать, холодильник Арагац был куплен в Жданове, стиральная машина Курск - соответственно, в Курске.

 А вот, просто машина, автомобиль Луаз был куплен отцом, кажется, в 1980 году, до этого у отца был подержанный мотоцикл Иж планета 3,с коляской, а ещё раньше мопед. Ну, мопедов было много и у отца, и у брата.Надо сказать, - автомобиль для советского человека, был скорее роскошью. У нас в классе, кажется, машина в семье была буквально у нескольких человек. Люди передвигались, в основном на общественном транспорте. Даже и имея свой автомобиль, ездили на общественном транспорте, хотя бензин и стоил копейки.Хорошо помню как штурмовали эти двухвагонные холодные Икарусы, чтобы целы час тащиться на нём на работу.

 Время изменилось : сейчас нет Икарусов, но есть пробки. Что лучше, а что хуже, решать Вам, уважаемые читатели.

 Сколько же стоил отцовский Луаз? Надо, Во-первых, сказать что купил он его через работу. Там существовала очередь на машины, люди ждали своей очереди годами. Но, к описываемому мною периоду, машин было уже достаточно много, да и подержанные авто можно было купить. На Луаз, помнится, очереди не было. Но, мне очень нравилась эта машина, тем более, что ни у кого такой не было.

 Стоил он, кажется 4200 рублей. Запорожец стоил 3500,Москвич около 5000, Жигули 5 - 6 тысяч. А вот Волга, что то около 10 тыр.Как я уже говорил, на машины была длиннющая очередь, в основном на предприятии, по месту работы. Позже, наверное, годам к 80м, появились авторынки,где можно было купить подержанный автомобиль. Это было большое достижение.

 А вот, мотоциклы, мопеды продавались довольно свободно. То есть, такие мотоциклы как лёгкий Минск, Восход,Иж,тяжёлый Урал с коляской, - всегда были в свободной продаже. Очень популярен был Иж-Планета Спорт. Хорошо помню его хищный силуэт мощного скоростного мотоцикла. Особенно он ценился с японским двигателем (возможно какими то элементами двигателя). Но, самыми популярными были Чехословацкие Ява и Чезет.Их купить было не просто.

 Но, всё-таки авто-мото - не моя тема, а вот вело - моя. И в советском спортивном магазине вы спокойно могли себе купить велосипед Урал, за 52 рубля. А вот спортивный Турист, за 100 рэ, - не могли ибо он тоже относится к разряду дифисита.

 Подводя итог, хочется сказать, что всё востребованное, качественное, модное, современное, импортное, - в значительной степени являлось дефицитом. Всё надо было доставать, за всем стоять в очереди.

Очередь - это неизменный спутник социалистической экономики. Очередь начиналась с оформления ребёнка в детский сад и до обустройства памятника на могилке усопшего.

 Очередь и тотальная не свобода - вот два символа Союза Советских. Стоит ли страдать по утраченному, - я думаю нет. Да, и войти дважды в одну воду не возможно.

 Сейчас все не так. Живём хорошо - только денег нет.