Военные учебные заведения России

Александр Щербинко
        Где, как и сколько готовить военных специалистов офицерского состава. На этот вопрос военные ученые имеют различные мнения.
        Современное состояние подготовки офицерских кадров, сегодняшние проблемы военного образования не могут быть оценены без изучения предыдущего опыта развития военного образования.
        Современный российский военный историк и педагог Каменев А.И. писал «Русская военная школа прошла большой путь развития. В разные века, в разное время передовые люди России пытались все сделать для того, чтобы их Родина была могущественной и процветающей. Прекрасно понимая тот факт, что в условиях господства силы невозможно обойтись без армии, истинные патриоты нашей страны все делали для того, чтобы офицерский состав русской армии был на высоте положения защитника государства. На пути строительства армии и воспитания офицерских кадров, конечно же, были издержки и недочеты, которые неизбежны в любом деле и уж в таком сложном деле, как защита Отечества. На нашу долю выпала задача бережно сохранить все ценное в этом опыте, осмыслить причины издержек и недочетов, сделать надлежащие выводы для современной практики подготовки офицеров в нашей стране».
       Рассматривая состояние военного образования в наиболее характерные исторические периоды и во взаимосвязи с внутренней и внешней политикой государства, строительством Российской армии необходимо четко понимать важность вопроса.
       Система военного образования в России развивалась в несколько исторических периодов:
1 период – зарождение военного образования (до 2-й четверти 18 века);
2 период – становление системы военного образования (1726-1860 годы);
3 период – совершенствование системы военного образования в дореволюционной России (1860-1917 годы);
4 период – развитие системы подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1990 годы).
      Наиболее важные для рассмотрения это 3 и 4 периоды.
Рассмотрим краткий экскурс в историю военно-учебных заведений.
С целью подготовки профессиональных военных кадров для создаваемой армии нового типа и военно-морского флота открывается целый ряд военных школ. В 1698 году были открыты первая артиллерийская (бомбардирская) и пехотная военные школы при Преображенском и Семеновском полках в Москве, мореходная школа в Азове. В 1701 году учреждена Школа математических и навигацких наук, более известная как Навигацкая школа.
      Развивается и система военного образования. Потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах становится всё большей. В связи с этим на смену петровским специальным школам приходят кадетские корпуса: Сухопутный, позднее 1 Кадетский (1732), Морской (1752), Артиллерийская и инженерная дворянская школа, позднее 2 Кадетский (1758), иностранных единоверцев (1775), 1 Московский (1778), Павловский (1798), Пажеский (1802), Финляндский (1812) и другие. Кадетские корпуса предназначались для подготовки не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.
Появляются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая Академия (1798), Николаевская Академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года Академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. В Академии принимались на основе тщательного конкурсного отбора лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило, не менее двух лет.
       Были созданы благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений. Этот положительный опыт подтверждается и тем, что система военного образования практически осталась неизменной до Октябрьской революции 1917 года, не считая переименований военно-учебных заведений, дальнейшего увеличения их сети, совершенствования организации и содержания учебно-воспитательного процесса.
К началу 1-й мировой войны система военного образования России приобрела строгую структуру. По своему педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников она заняла одно из ведущих мест в мире.
        Основной задачей ВУЗов была подготовка младшего звена офицерского состава, но наряду с изучением военного дела, руководители государства начиная с Петра I требовали преподавание в ВУЗах основ государственного устройства и управления государством. Это важное требование родилось не на пустом месте. Александр II, например, считал, что основу государственного управления должны составлять опытные прошедшие военную службу офицеры, генералы.
         В первые дни Советской власти ставится задача на кардинальное изменение системы и содержания подготовки командного состава новой армии, направленных на учет военно-политической обстановки и контингента обучаемых, обновление профессорско-преподавательского состава, введения в учебные планы общественных наук, системы военно-политического воспитания. Произошла очередная ломка военно-учебных заведений.
         Приказом наркома по военным делам от 14 ноября 1917 года были закрыты все военно-учебные заведения дореволюционной России. В результате сложившаяся к 1917 году российская система военного образования была почти полностью разрушена. Были ликвидированы большинство военных училищ. Сохранились только военные Академии, проявившие лояльность к новой власти (Артиллерийская, Военно-медицинская, Инженерная, Интендантская и Морская), а также специальные офицерские школы: авиационная, автомобильная, электротехническая и др. Педагогический потенциал, материальная база, традиции обучения и воспитания российской военной школы в значительной мере были утрачены. Строительство системы советского военного образования практически было начато с нуля.
Для подготовки начальствующего состава в этот период начали функционировать Артиллерийская (с 1926 г. — ВА им. Ф.Э. Дзержинского), Военно-инженерная, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная (в настоящее время ВА тыла и транспорта) и Военно-морская Академии, заново создается Академия Генерального штаба (с 1925 г. — ВА им. М.В. Фрунзе). Срок обучения в них составлял от 6 до 12 месяцев.
«Учиться военному делу настоящим образом.» лозунг Владимира Ильича Ленина - висевший во всех военных заведениях и воинских частях СССР, соблюдался неукоснительно.
       Дальнейшее развитие военно-учебных заведений (1929-1941 годы) связано с техническим перевооружением Вооруженных Сил, созданием новых родов войск, возрастающей угрозой войны. В результате возникает необходимость обучения командных кадров всех уровней новым образцам вооружения и военной техники, способам их боевого применения и эксплуатации.
       В этот период открывается ряд новых военных Академий: Генерального штаба, военно-транспортная, механизации и моторизации, военно-химическая, Ленинградская военно-воздушная. Вновь реорганизуются в самостоятельные ВУЗы военно-хозяйственная, военно-инженерная и электротехническая Академии. Военно-воздушная Академия в Москве разделяется на две: военно-воздушную инженерную и командного и штурманского состава ВВС. Академии становятся крупными учебными и научными центрами, обеспечивающими наряду с основной задачей, подготовкой командных и инженерных кадров, и подготовку необходимых для Вооруженных Сил научных и научно-педагогических кадров. Значительно увеличивается их вклад в разработку новых образцов вооружения и военной техники.
        С 1937 года средние военные школы преобразуются в военные училища, которые являлись средними военными учебными заведениями со сроком обучения вначале три, а затем два года. В них принимается молодежь с образованием не ниже 7-10 классов.
        В 1939 году, перед началом Великой Отечественной войны, подготовку офицеров для армии и флота в стране осуществляли: 15 военных Академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 средних военных училища (240 тысяч курсантов) и ряд других. Для переподготовки и усовершенствования офицеров, в том числе и офицеров запаса, функционировало более 100 курсов.
       С началом Великой Отечественной войны военно-учебные заведения переводятся на сокращенные сроки обучения: в военных Академиях – 6-12 месяцев; в военных училищах — 4-10 месяцев; на курсах усовершенствования – 2-6 месяцев. Дополнительно создаются ряд новых военных училищ – пехотных, пулеметно-минометных, войск ПВО, береговой обороны, парашютных частей и др. Численность курсантов в сухопутных и летных училищах увеличивается почти вдвое. Непосредственно фронтами развернуто свыше 200 различных краткосрочных курсов младших офицеров. Всего в годы войны действовало свыше 220 различных военных училищ. Расширяется сеть курсов усовершенствования начальствующего состава. Так, в 1941 году такие курсы были созданы при 11 военных Академиях, при штабах фронтов, при 6 военных округах.
         Таким образом, увеличение сети и емкости военно-учебных заведений, сокращение 1940 годах, в связи с угрозой войны и развертыванием кадровой армии происходит значительное увеличение сети и емкости военно-учебных заведений. Формируются десятки новых училищ, в том числе по совершенно новым специальностям.
С улучшением обстановки на фронтах, в целях повышения качества подготовки военных кадров с 1 декабря 1942 года были переведены на довоенные сроки обучения военно-технические Академии, а с 1 июля 1943 года – все остальные высшие военно-учебные заведения. Увеличилась продолжительность обучения в военных училищах до 2-х лет и на курсах.
        В послевоенный период непрерывный рост технической оснащенности Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием, сложной военной техникой, создание новых видов и родов войск предъявило к военным кадрам и системе их подготовки новые, повышенные требования. От офицеров потребовалось знание основ ядерной физики, радиотехники, электроники, высшей математики и других наук.
В связи с этим, начиная с 1948 года, расширяются масштабы подготовки офицеров по новым специальностям, реорганизуются старые и формируются новые Академии, средние и высшие военные училища. В 1946 году создается Военная Академия артиллерийской радиолокации (с 1948 года Артиллерийская радиотехническая Академия), в 1956 году – Военная командная Академия ПВО. В связи с переориентацией Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского на подготовку военных специалистов в области ракетно-ядерного оружия и для создаваемых Ракетных войск стратегического назначения, она переименовывается сначала в артиллерийскую инженерную, а затем в военно-инженерную Академию. На базе ее командного факультета в 1953 году в Ленинграде создается Военная артиллерийская командная Академия (позднее Военная артиллерийская Академия). Создаются радиотехнические, ракетные, зенитно-ракетные и другие училища, в том числе инженерные и командно-инженерные со сроком обучения 5-6 лет. К 1954 году было вновь сформировано 28 высших военных училищ, увеличена вдвое численность слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений.
       В итоге всех преобразований к 1973 году в стране действовало 153 военно-учебных заведения: 18 военных Академий, 1 военный институт, 105 высших военных училищ (из них 79 со сроком обучения 4 года и 26 – со сроком обучения 5 лет), 7 военных факультетов при гражданских вузах и 22 средних военных училища. Кроме того, довузовская подготовка молодежи осуществлялась в 7 суворовских военных и Нахимовском военно-морском училищах.
        Таким образом можно констатировать: к 1991 году страна располагала вполне сложившейся системой военного образования. Теперь рассмотрим обучение в ВУЗах на примере подготовки офицеров радиотехнических войск ПВО страны. Моя служба в этих войсках позволила приобрести опыт и видение в подготовке офицеров.
В послевоенное время в мирную жизнь стремительно ворвалась радиоэлектроника. Не обошлось без радиоэлектроники и радиолокации в вооруженных силах. Во вновь развивающейся системе ПВО страны радиолокация заняла одно из важнейших мест.
Одним из первых руководителем зарождавшихся войск ПВО был Маршал Советского Союза Говоров Л.А.
                Справочно:
           Леонид Александрович Говоров (1897 — 1955) Маршал Советского Союза
           (1944), Герой Советского Союза (1945), кавалер ордена «Победа» (1945).
           В Красной Армии с 1920 г. Участвовал в Великой Отечественной Войне.
           После выполнения задачи по реформированию Войск ПВО страны, Л.А.
           Говоров в июле 1952 года был назначен на должность заместителя
           Военного министра по боевой подготовке, а с апреля 1953 года –
            главного инспектора Министерства обороны СССР – заместителя министра
            обороны.

         В конце мая 1954 г. впервые в истории строительства ПВО была учреждена должность главнокомандующего Войсками ПВО страны – заместителя министра обороны СССР. На эту должность был назначен Маршал Советского Союза Л.А. Говоров.
По его инициативе в структуре Войск ПВО создаются округа, армии, корпуса и дивизии ПВО.
        Под особый контроль Говоров берет процесс перевооружения Войск ПВО новой боевой техникой и подготовку кадров для новых формирований. Истребительная авиация пересаживалась на реактивные самолеты первого поколения. Качественный скачок претерпело вооружение войск ВНОС. В широком масштабе развертывается производство первой РЛС сантиметрового диапазона П-20, в войска поступают радиолокационные станции обнаружения самолетов и наведения истребительной авиации П-3.
         Он выступил инициатором и создал систему подготовки кадров в ПВО Страны. По решению Советского правительства в 1946 году Высшая военная школа ПВО была переформирована в Военную Академию артиллерийской радиолокации Вооруженных Сил СССР (ВААР). В 1949 году Академия была включена в состав Войск ПВО страны. с 1948 года стала называться Артиллерийской радиотехнической Академией Советской Армии (АРТА), с дислокацией в г. Харьков. Были также созданы Вильнюсское радиотехническое училище ПВО, Красноярское радиотехническое училище ПВО, Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО.
         Военная инженерная радиотехническая орденов Октябрьской Революции и Отечественной войны Академия ПВО имени Маршала Советского Союза Говорова Л. А. (ВИРТА) была ведущим военно-учебным заведением войск ПВО. Будучи первым ВУЗом в составе этих войск, Академия имени Говорова Л. А. оказала существенное влияние на создание стройной системы подготовки офицерских кадров и заняла в этой системе достойное место. Она стала также виднейшим научным центром по разработке вопросов боевого применения, создания и совершенствования радиолокационного и электронного вооружения и военной техники, подготовки научных и научно-педагогических кадров.
В конце 60-годов Академия получила новое наименование, более полно отражающее ее профиль. Она стала называться Военной инженерной радиотехнической ордена Отечественной войны Академией ПВО имени Маршала Советского Союза Говорова Л. А. (ВИРТА).
       Однако масштабы расширения Академии не успевали за бурным развитием Войск ПВО. Потребовалось создание системы военно-учебных заведений. Была открыта в Калинине Военная командная Академия ПВО, которой позднее было присвоено имя Маршала Советского Союза Жукова Г.К.
      После распада СССР и создания СНГ ВИРТА претерпела ряд преобразований. Вначале она была объединена с Высшим училищем имени Крылова. Это объединенное учебное заведение называлось Харьковский военный университет (ХВУ). Впоследствии ХВУ объединилось с Авиационным училищем имени Кожедуба. В настоящее время это учебное заведение носит название Харьковский университет воздушных сил. 
       Здание Академии оказалось не нужным Министерству Обороны Украины, было передано Университету им. Каразина. Большинство преподавателей перешли на работу в высшие учебные заведения Украины и России, многие уволились из рядов Вооруженных Сил.
       Таким образом, огромный педагогический и научный потенциал Академии был уничтожен.
         Свою историю Военная Академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова ведет с 1956 года, когда постановлением Совета Министров СССР и приказом Министра обороны СССР была сформирована Военная командная Академия ПВО с дислокацией в г. Калинине, с задачей подготовки командных кадров на общевойсковом и реактивном факультетах, Академических курсах для замещения командных и штабных должностей в системе ПВО всех видов Вооруженных Сил. Постановлением Совета Министров СССР в 1974 году Академии присвоено имя Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Согласно плану, утвержденному министром обороны Российской Федерации А.Э. Сердюковым, в 2010 году Академия должна была быть расформирована.
После отстранения А.Э. Сердюкова от занимаемой должности было объявлено, что решение о расформировании Академии будет пересмотрено.
В феврале 2013 года новый министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу подписал приказ о сохранении Военной Академии ВКО. В декабре 2013 года Академии было вручено знамя нового образца.
В Академии на базе моделирующих комплексов был развернут Центр оперативно-тактической подготовки для проведения компьютерных учений и игр.
Сегодня Академия является признанным учебным, методическим и научным центром подготовки военных специалистов по ПВО и ракетно-космической обороне. Академия стала крупным научным центром проведения исследований по проблемам организации и ведения воздушно-космической обороны нашего государства.
          С утратой Харьковской Академии (ВИРТА) по подготовке высококлассных инженеров в Тверской Военной Академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова открыли инженерный факультет с двухгодичным сроком обучения.
         В радиотехнических войсках ПВО требовались квалифицированные инженерные кадры. Офицеров инженерного состава готовило Киевское военное инженерное радиотехническое училище ПВО (КВИРТУ). Училище создано согласно Постановлению Совета Министров СССР № 027 от 01 февраля 1953 года. Директивами Министра обороны СССР от 03 февраля 1953 г. и Генерального штаба ВС СССР от 27 февраля 1953 г. формирование КВИРТУ ПВО было поручено штабу Киевского района ПВО. Училище было размещено в г. Киеве, столице УССР, 25 апреля 1953 г. оно было полностью сформировано.
      В 1986 г. училищу присваивается имя выдающегося воздушного аса Великой Отечественной войны, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А. И. Покрышкина. За 46 лет работы коллектив КВИРТУ подготовил 19876 военных радиоинженеров по девяти специальностям, из которых 387 выпускников удостоены золотых медалей, а 1349 человек окончили училище с отличием. Самые сложный год для КВИРТУ был 1992 г.
        Распался СССР, и КВИРТУ ПВО началось рушиться. ВУЗ перешёл под юрисдикцию МО Украины. Количество готовящихся специалистов ежегодно начало уменьшаться. Хаос и неразбериха захлестнули коллектив.
На основании приказа Министра обороны Украины № 057 с 01 сентября 1993 на базе КВИРТУ ПВО и Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени М. И. Калинина (КВВИДКУС) был создан Киевский военный институт управления и связи (КВИУС). В таком необычном симбиозе коллектив КВИРТУ проработал шесть лет. И согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 078 от 17 августа 1999 года ВВУЗ был ликвидирован. Все пять военных городков бывшего КВИРТУ ПВО были переданы различным министерствам и ведомствам Украины.
         Красноярское радиотехническое училище ПВО имело также трагическую судьбу. Формирование училища проводилось на базе бывшего Минского артиллерийского подготовительного училища в районе г. Гомеля, именуемого Лещинец, и было успешно завершено 31 августа 1949 года. Вновь созданное военно-учебное заведение получило наименование Гомельского радиотехнического училища воздушного наблюдения, оповещения и связи Войск ПВО страны и приступило к плановым занятиям с курсантами 1 сентября 1949 года. В 1950 году училищу было вручено Боевое Знамя, а также состоялся первый в истории училища выпуск 280 молодых лейтенантов.
В 1959 году была получена директива Генерального штаба о передислокации училища в город Красноярск.
Обращаясь к Красноярскому этапу, необходимо отметить, что училище успешно передислоцировалось к новому месту в пяти эшелонах в период с 12 по 30 июля 1959 года, получив новое наименование – «Красноярское радиотехническое училище ПВО». Оно разместилось в старых казарменных зданиях дореволюционной постройки на окраине города в так называемом военном или «пехотном» городке.
В дальнейшем приказом Министра Обороны СССР училище было переименовано в Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
Несмотря на то, что училище находилось на подъеме своего развития, на основании Постановления Правительства РФ в 1999 году Красноярское ВКУРЭ ПВО было расформировано. Его курсанты в количестве 762 человек убыли в Санкт-Петербургский филиал Военного университета ПВО для продолжения учебы.
        Такая же судьба постигла Вильнюсское радиотехническое училище ПВО. Старейшее Вильнюсское радиотехническое училище считается правопреемником существовавшего в Российской империи с 1864 по 1918 Виленского военного училища. Современная история училища начинается после вхождения Литвы 2 августа 1940 в состав СССР.
       Виленское пехотное училище было сформировано в Вильнюсе на основании приказа Наркома обороны СССР С. К. Тимошенко № 0191 от 17 августа1940 г. на базе Литовского юнкерского училища. Во время Великой Отечественной войны оно было эвакуировано в город Сталинск c 1 августа 1941 пл 22 мая 1953 года. Вильнюсское радиотехническое училище было создано директивой Министра обороны СССР от 3 февраля 1953 года и директивой командующего Войсками ПВО от 6 февраля 1953 года.
В соответствии с приказом Министра обороны СССР и директивой Генерального штаба Вооружённых Сил от 9 июня 1971 года Вильнюсское радиотехническое училище Войск ПВО было преобразовано в Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
       В 1992 году приказом Главкома ОВС СНГ № 70 от 21 февраля 1992 года создано Санкт-Петербургское высшее училище радиоэлектроники ПВО путём перевода Вильнюсского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО на базу ЛВВПУ ПВО имени Ю. А. Андропова, в соответствие с этим ВВКУРЭ ПВО было выведено с территории Литовской Республики в Санкт-Петербург.
      В 1999 году в училище прибыла учебно-материальная часть расформированного КВКУРЭ ПВО, а также 800 курсантов, не принявших украинскую присягу.
      Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 г. N 1136 из Санкт-Петербургского высшего училища радиоэлектроники ПВО, обучающееся курсанты были переданы для продолжения обучения в филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная Академия имени Профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Ярославль (ЯВЗРУ ПВО).
      В сентябре 2011 г. данный ВУЗ прекратило своё существование, личный состав и база вуза переведены на базу ЯВЗРУ ПВО.
      Таким образом, офицеров для радиотехнических войск в настоящее время готовят в Ярославском высшем военном училище ПВО на неподготовленной базе и при полном отсутствии квалифицированных преподавателей.
      В одном из своих выступлений Российский государственный деятель Михаил Делягин отметил: «То, что сейчас офицеров в армию тащат на контракт из гражданских вузов, - доказательство нехватки вузов военных. Итак, в 1992 году было уничтожено 2 военных учебных заведения, в 1993 – 3, в 1994 – 4, в 1995 – 2, в 1998 – 4 (пауза была вызвана необходимостью задобрить военных перед президентскими выборами 1996 года и в последующем либеральном разграблении России, приведшем к дефолту 1998 года), 1999 – 10 (эхо дефолта), 2000 – 1, 2003 – 3, 2006 – 1 ,пауза вызвана необходимостью поддержки армии в ходе второй чеченской войны, погрома ельцинских олигархов и выборов 2004 года), 2007 – 4, 2008 – 4, 2009 – 4, 2010 – 13 (сердюковщина), 2011 – 8, 2012 – 2, в 2015 году – 1 военное учебное заведение (похоже, на этом они просто кончились). Президент Ельцин закрыл 25 военных учебных заведений, президент Путин – 12, президент Медведев – 29. Однако для понимания интенсивности закрытия надо привести число закрытых военных учебных заведений в длительности его президентства. Ельцин закрывал в среднем 3,1 военных учебных заведения в год, Путин – 0.8, Медведев – 7,3 военных учебных заведения в год. Это наглядно иллюстрирует их сравнительное отношение к обеспечению обороноспособности России. Правда, новые военные учебные заведения не создавал, насколько можно судить, ни один из них.»
      За время реформ было уничтожено 67 ВУЗов.
Оценивая вышесказанное и опираясь на опыт многолетней службы в радиотехнических войсках ПВО, необходимо подвести итоги. На мой взгляд следует создать два средних радиотехнических училища ПВО по подготовке офицеров - техников, с трехгодичным сроком обучения, с дислокацией на Дальнем Востоке и в Сибири. Одно самостоятельное высшее радиотехническое училище ПВО в центральной России, для подготовки офицеров - инженеров. Для обучения из числа наиболее подготовленных выпускников средних училищ нужна радиотехническая Академия ПВО прообраз ВИРТА, со сроком обучения не менее трех лет.