Не ходи

Пётр Славин
На Южном Урале есть гора Юрма.Кто-то считает её продолжением Таганайского хребта,кто-то самостоятельной вершиной. Но нам это без разницы,а вот что означает это слово в переводе с башкирского- это интересно.Далёким августом 1992 года,я рассматривал отличную генштабовскую карту- километровку ,с изображением Таганая и его окрестностей.На обратной стороне было довольно интересное описание,из которого я узнал,что Юрма означает "Не ходи!". Серьёзное предупреждение,вроде как " Не влезай - убьёт ". Обязательно надо сходить,- подумал я и недолго думая набрал номер своего нового знакомого,туриста,Дмитрия Твердохлебова.Не дав мне похвастаться своей эрудицией,уже осведомлённый Дмитрий сразу поддержал меня.
Откладывать наше предприятие в дальний ящик оснований не было и в ближайшие выходные мы отправились в путь.Ехать решили через Миасс,сначала поездом,оттуда автобусом до Карабаша и уже собственно из Карабаша,начинался пеший поход до вершины Юрмы.Встретившись на челябинском вокзале,мы невольно улыбнулись друг другу: одеты мы были примерно одинаково - в старую армейскую форму. У меня на ногах ещё красовались отличные военные берцы.Время было такое,что приличное обмундирование надо было ещё поискать,зато цены уже галлопировали в рынок. Так что,наша солдатская форма была как раз в тему.Погрузившись в вагон,закинув на верхние полки свои рюкзаки и уже готовые запрыгнуть туда сами,мы вдруг услышали от бабушки- попутчицы:

- сынки,а чайку? У меня внучок,такой же как вы,второй год служит.

Бабушка принялась потчевать нас домашними разносолами,расспрашивая про службу.

- в шинелке то,не холодно зимой? Спросила бабка,пощупав мою совершенно гражданскую куртку.

- так она ж суконная,мать. Ответил я.

- а летом,поди,жарко?

- не,она без подкладки.

За такими глубокомысленными разговорами,не заметили как приехали в Миасс. Там удачно успели на автобус.

Автодорога Миасс - Карабаш довольно живописна.Там нет серпантина,подъёмы сменяют спуски,по обе стороны дороги раскинулись зелёные луга,справа возвышаются горушки Ильменского хребта,а слева насколько глаза хватает зеленеет тайга Большого Урала: там и Большой и Малый Таганай,и Уралтау,Ицыл гора,там и цель нашего похода гора Юрма. Не раз приходилось мне катить по этой весёлой дороге на велосипеде,наслаждаясь хорошим асфальтом,чистым воздухом и ,главное,слабым трафиком.

Однако,вскоре мы подъехали в Карабаш.Этому городку стоило поменяться названиями с горой Юрмой. Вот уж куда ходить действительно не стоит! Грязный,с полуразрушенными зданиями,разбитыми дорогами,лунными пейзажами шлакоотвалов - видно было,что город переживает не лучшие времена.А ведь это "медная столица" России,здесь находится крупнейший в стране медеплавильный завод.

Однако уже в нескольких километрах к Востоку от Карабаша стоит первозданная тайга,возвышаются горные вершины,синеют озера.Попробую описать этот район Южного Урала. Местность здесь гористая,покрытая лесом,преобладающие высоты от 800 до 1178 метров ( г. Круглица). Горные хребты вытянуты с северо- востока на юго Запад.Гребни большинства хребтов округлые,вершины расположены на каменистых плато.Склоны гор часто покрыты курумником - крупными каменными осыпями. Прыгать по ним- то ещё удовольствие.

Путешествие свое мы начали с южной окраины городка,миновали кладбище,и по лесной дороге,вдоль речки Косаелга (Сак-Элга) бодрой солдатской походкой двинулись к горе Юрма.Идти нам предстояло строго на Запад,ровно 20 километров.Дорога постепенно набирала высоту,чахлый березняк вокруг стал меняться пихтами и красивыми елями.Вот дорога круто повернула влево,к югу,а в право,строго на север и вверх,пошла широкая просека.Нам туда!

Подъём становится всё круче,рюкзак тяжелее,струйки пота сбегают по спине и лбу.Однако,как это удачно я взял трекинговые палки Columbia - они почти ничего не весят,но придают остойчивость,уверенность ходьбе; думаю,при спуске они будут ещё нужнее.Молодость и задор берёт своё,через полчаса крутого подъёма мы на вершине горы Юрма. Высота 1003 метра - взята! Какой же великолепный вид открывается отсюда! На Север и Запад,сколько может окинуть взор,раскинулось бескрайнее море тайги,где то там,внизу,у подножия журчат многочисленные речушки и ручьи: Куса,Куштумга,Шумга...; Южная сторона перекрыта вершинами Дальнего Таганая,Круглицей,Исил- горой;а вот на Запад раскинулась кажется вся огромная Западно -Сибирская равнина.Вот,прямо под ногами,плещутся Увильды и Аргази,торчат трубы Карабаша,дальше,за лесами и полями,виднеется Челябинск. Да что там Челябинск! Если присмотреться то и Тобол и Обь видно,и Тюмень,а то и Тобольск...Я прикрыв глаза рукой вглядывался в даль: мне казалось,что я вижу не только города и веси,но вот и Красная конница рубит колчаковских юнкеров; вот ведут в сырой подвал незадачливого царя Николая; вот сам Ермак под тяжестью доспехов идёт ко дну; а вот стучат копыта коней Кучума...

Или чур меня - то кровь стучит в висках!

- Эй,парень! Ты чего? Подхватил меня под руку Димка.- чуть не свалился.

- Да,что то голова закружилась.Высокогорье!

- И не говори,больше тысячи метров над уровнем моря.- хмыкнул Дима.

Мы обследовали всю вершину Юрмы - это обширное плато,покрытое мелким и густым ельником.Где-то в километре севернее,обнаружили красивейшие скальные останцы - знаменитые Чёртовы ворота,именно они виднеются издалека,заманивают путника от самого Карабаша.

Между тем,мы продолжили спускаться по северному склону горы.Часа через два мы круто повернули на Восток,по нашим расчётам мы находились на траверсе Уфимского озера,а шли мы уже давно по компасу,а ещё больше по наитию.

Вечерело.Вокруг стоял чистый,почти без подлеска,сосновый лес и ,о чудо,журчал довольно мощный родник.Место для ночёвки - лучше не придумаешь! Разбили палатку,разожгли костёр,сварганили нехитрый ужин и ,главное,запарили душистого чая.Долго сидели у костра,хлебали горячий чай,подбрасывали дрова,любовались звездами в просветах неба,прислушивались к ночным звукам пока глаза не стали слипаться и нас сморил сон.

Спал я чутко: то ли бодрил крепкий чай,то ли шумный родник или ветер будили.Наконец ,я почувствовал как Димка тычет меня в бок: раз,другой,третий...Ты чего - сонно спросил я его. Однако вместо ответа получил ощутимый тычок.Повернулся на другой бок,тыкнул его в ответ и закрыл глаза.Димка заворочался и всхрапнул,и этот храп пробил меня в холодный пот! Храпел и ворочался он не с той стороны,с которой меня толкали.Я инстинктивно нашарил нож и сжал его рукоятку.Меж тем толчки прекратились,но я отчётливо слышал какие то звуки,копошение,хруст и топанье. Сон как рукой сняло.Я лежал,сжимал нож и слушал ночные звуки,пока не услышал Димин голос: - Эй,засоня! Подъём! Труба зовёт в поход.

Нехотя выбравшись из палатки я попал в чудесное августовское утро в сосновом лесу. Почти как на картине,сейчас прибегут медвежата,подумал я и двинулся к роднику.Освежившись ключевой водицей я обследовал родник и метров в двадцати ниже увидел свежие,кажется,кабаньи следы. Я подозвал Дмитрия,показал ему на следы и рассказал ночную историю.

- да уж! С вечера,похоже,следов не было.Ну,что ж,сейчас бояться нечего.Завтракаем и в путь.

Путь наш лежал на озеро Уфимское,шли мы туда по компасу,по азимуту,по интуиции и божьему провидению. Однако пришли без блужданий и потеряшек.

Как следует из названия,из этого озера берёт начало река Уфа.Она вытекает с Северной сильно заболоченной стороны озера,с других же сторон берега вполне доступны и покрыты стройным сосновым лесом.Вода была чистой и тёплой,мы в волю накупались и отдохнули. Как по заявке,на озеро шумно спланировала стая белых лебедей.Это было очень красиво: не большое горное озеро,в обрамлении корабельных сосен и стая красавцев- лебедей!

Меж тем поход наш завершался.Нет необходимости рассказывать как мы топали по лесу,щипали на ходу бруснику и пиная мухоморы. Через несколько часов бодрого хода мы были в Карабаше.А вот автовокзал в Карабаше,очень романтичный,в каком-то старинном здании,со старомодными деревянными креслами и печкой- буржуйкой,у которой очень хорошо греть руки и мечтать о новых походах.