Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 9

Александр Костерев-Грендель
Учить и учиться у великих

Известная приверженность Колтрейна к индуизму, представляющему собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме, предопределила его внутреннюю потребность учиться на протяжении всей жизни. А возможно и наоборот: неутомимое желание постигать и отсутствие внутренних духовных границ привело Джона к пониманию индуизма.    
Так или иначе Колтрейн сотрудничал со многими джазовыми гигантами и музыкантами иной стилистической направленности, но, пожалуй, в значительной степени повлияли на формирование его музыкального мышления и исполнительского стиля трое из них: Джонни Хартман, Дюк Эллингтон и Сони Роллинз.
Джон Морис Хартман (3 июля 1923 — 15 сентября 1983) — американский джазовый певец, специализирующийся на исполнении баллад — пел и записывался с биг-бэндами Эрла Хайнса, Диззи Гиллеспи, а также с Эрни Уилкинсом, Франком Гюнтером Стрингсом, Эрроллом Гарнером. Однако наибольшую известность Хартману принесло его сотрудничество с Джоном Колтрейном и запись их совместного, ставшего знаковым, альбома 1963 года «John Coltrane аnd Johnny Hartman».
Записи Хартмана доколтрейнового периода демонстрируют широту его вокальных возможностей в качестве романтического, порою переходящего в нежность, исполнителя баллад. Джонни, не упуская возможности использования балладной тематики (своего куска хлеба, намазанного толстым куском масла), в глубине души тяготел к свинговому исполнению. Выпустив несколько альбомов на небольших независимых лейблах, Хартман в 1963 году получил изменившее его карьеру предложение: записаться вместе с Джоном Колтрейном. Альбом этой сессии «John Coltrane and Johnny Hartman» по праву считается лучшей работой Хартмана. Для Колтрейна это также единственный опыт работы с певцом — исполнителем баллад.   
По воле провидения в то время, когда Колтрейн стремился записать альбом баллад и искал исполнителя, его проницательный взгляд приметил в качестве вокалиста Хартмана.
Фрэнк Кофски — американский писатель и музыкант, профессор истории Калифорнийского государственного университета, написавший несколько книг о джазе, в основном концентрируясь на авангарде 1960-х годов и отношениях между музыкантами и индустрией, от которой они зависят, исследовал историю записи альбома. 
В примечаниях к «Пьесам квартета Джона Колтрейна», Кофски вспоминает интервью Колтрейна, в котором он так отозвался о Хартмане: «Я просто что-то почувствовал к нему; я не знаю, что это было. Мне понравился его звук, тембр голоса, я подумал, что в нем есть что-то, что я должен был услышать, поэтому я нашел его и записал этот альбом».
Хартман в свою очередь испытывал мучительные колебания, принимая предложение Колтрейна: «Я не был уверен, сможет ли Джон сыграть то же, что чувствую я».
И всё же Хартман, Колтрейн и пианист Колтрейна Маккой Тайнер собрались вместе и исполнили несколько пробных песен. Через некоторое время, необходимое для оценки поученного результата, были сделаны первые записи.
Колтрейн, ценивший импровизационный джаз, по прошествии некоторого времени, тем не менее вернулся в студию, чтобы дополнить альбом несколькими сольными партиями на саксофоне. Ходячий миф о дополнительных треках или даже альтернативных версиях отчасти получил подтверждение, когда Impulse по горячим следам выпустила первый тираж альбома без дополнений Колтрейна, но вскоре заменила этот альбом законченными версиями. Внимательные слушатели, сравнив оба издания и заметив дополнительные партии саксофона, предположили, что слышат совершенно разные записи, а не те же первые дубли с добавленными Колтрейном треками.
Популярность альбома принесла Хартману долгожданные плоды — контракт на запись еще четырех альбомов с Impulse! и его родительским лейблом ABC, спродюссированных Бобом Тиле, продюсером Колтрейна в Impulse.
26 сентября 1962 Боб Tиле спродюссировал запись и выпуск еще одного примечательного альбома Duke Ellington & John Coltrane, в записи которого участвовали Джон Колтрейн (тенор-саксофон), Дюк Эллингтон (фортепиано), Джимми Гаррисон (бас), Элвин Джонс (барабаны), Сэм Вудьярд (барабаны), Арон Белл (бас). Duke Ellington & John Coltrane — выпущен в январе 1963 года на лейбле Impulse!
На диске записаны композиции: In A Sentimental Mood, Take The Coltrane, Big Nick, Stevie, My Little Brown Book, Angelica, The Feeling Of Jazz. В записи и оформлении альбома участвовали Joe Lebow, Rudy Van Gelder, Stanley Dance, Bob Ghiraldini.
К слову сказать, это был один из целого ряда совместных проектов Эллингтона в начале 1960-х годов с известными музыкантами, такими, как Каунт Бэйси, Луи Армстронг, Коулман Хокинс, Макс Роуч и Чарльз Мингус.
Запись сделана квартетом (саксофон, фортепиано, бас и ударные), а не в биг-бэндовом составе. В альбом вошли стандарты (например, «In a Sentimental Mood») и новые композиции Эллингтона, а также новая композиция Колтрейна («Big Nick»).
Колтрейн отмечал: «Для меня было большой честью иметь возможность работать с Дюком. Это был прекрасный опыт. Он установил такие высокие стандарты, которых я еще не достиг. Мне бы хотелось еще раз поработать над всеми этими номерами, но тогда, думаю, выступления не были бы такими спонтанными. И лучше бы они не стали!».
Одним из самых талантливых, а главное, самых инновационных тенор-саксофонист в джазе 1956-1958 годах по мнению специалистов считался Сонни Роллинз.
Именно Сонни Роллинз стал пионером, выпустив в 1957 году несколько альбомов в составе джазового трио: саксофон — контрабас — ударные, без фортепиано, что было в новинку для того времени. В дальнейшей своей карьере Сонни время от времени продолжал записываться в составе такого трио, где нередко (во время исполнения соло на барабанах или контрабасе), Роллинз исполнял на саксофоне партию ритм-секции. В 1957 году Сонни пустился в одиночное плавание — выпустил первый альбом, где он играл один, без всякого аккомпанемента.
Судьба не надолго соединила двух великих саксофонистов Колтрейна и Роллинза, однако по понятным причинам сотрудничество их не могло продолжаться длительное время. 
Импровизация Сонни — не результат механического или математического процесса, базирующегося на сочетании аккордов, а следование внутреннему мелодическому вдохновению на всем ее протяжении. В пьесе «Freedom Suite» он играет разнообразные темы до тех пор, пока до слушателя не доходит — поначалу медленно, а затем быстрее — что они взаимосвязаны. Такое внимание к мелодической структуре импровизации, как и к гармонической, сделало Роллинза одним из наиболее знаменитых джазовых импровизаторов.
Харуки Мураками в 1997 году опубликовал сборник эссе «Джазовые портреты» о 55 выдающихся исполнителях джаза, во второй том которого включил статью о Сонни Роллинзе: «Есть несколько причин, по которым меня привлекает Сонни Роллинз. Одна — это удивительная открытость при исполнении стандартных, обычных на первый взгляд вещей, делающая его неподражаемым. Незаметно войдя в лоно мелодии, Роллинз не спеша раскрывает её содержимое и лишь затем перекраивает на свой лад, как бы заводя пружину заново. Оставляя нетронутой внешнюю структуру, он прибегает к смысловым перестановкам внутри композиции. Я не перестаю восхищаться непредсказуемостью Роллинза».