Карьера мастера группового боя 4

Андрей Грачев 2
Новотны, всю Курскую Дугу проведя в отпуске, вернулся в августе 43 года на фронт. Он в тот период совмещал командование 1 отрядом и I группой. К концу месяца он уже стал постоянным командиром группы. Нельзя, впрочем, сказать, что он был выдающимся командиром. Фактически группой командовал командир всей JG54 фон Бонин.

В августе Новотны в погоне за новыми рекордами и наградами оформил 49 заявок на победы. Сначала он работал в районе Харькова и Ахтырки, потом - в районе Смоленска. Именно тогда окончательно сформировалась его четверка. Ведомым Новотны был всегда Шнёррер, ведущим второй пары - Дёбеле, а его ведомым - Радемахер. Эта четвёрка в бою работала, как единое целое. Впрочем, зачастую в августе Новотны летал не с Дёбеле, а с Лоозом.

12 августа Новотны открыл счёт своим победам в том месяце, заявив четыре истребителя. И, надо признать честно, все эти заявки имеют обоснование. В первом случае он сопровождал большую группу бомбардировщиков. На отражение налёта были подняты несколько полков. Первым в бой вступил 3-й гиап, однако потерял два своих самолёта в ходе боя. Погиб один из лучших асов полка, Галкин Владимир Сергеевич, имевший 17 побед на счету. Также был сбит и ранен другой ас, Бойков Павел Михайлович. Эти победы одержал Новотны и его ведомый Шнёррер.

Затем подошла группа 13-го иап, ведущим был Гнидо Пётр Андреевич, очень известный ас. В ходе боя он заявил четыре победы, но и сам был подбит. С трудом дотянув до своих, он покинул горящий самолет. К сожалению, его напарник, Мухин Фёдор Максимович, погиб в том бою. Он имел 5 побед на счету. Третий пилот посадил после боя самолёт на брюхо. Наконец, в это время был сбит один Ла-5 из четверки Мурашева, снова 3-го гиап. Все эти потери стали следствием активности отряда Новотны.

Днем его группа снова сопровождала свои бомбовозы и на сей раз нанесла тяжелое поражение 181-му иап, который потерял в бою три самолета. Две победы одержал Новотны и ещё одну - Антон Дёбеле.

Уже этот день показывает, что Новотны стал к тому времени очень сильным противником. В 42 году он просто накручивал результаты, реально не добиваясь особых успехов. Однако Новотны постоянно совершенствовал свое искусство, и, как видим, достиг большого успеха.

Тем не менее, Новотны не стал кристально честным пилотом, что мы увидим из разбора уже следующего дня. 13 числа он заявил 9 побед в районе Мерефы и Богодухова.

Первая победа одержана около 12 часов. Новотны сбил самолёт из состава 240-го иап, который потерял двух пилотов - Пархоменко и Третьяка. Кроме Новотны, отличился командир 3 отряда Роберт Вайсс.

Во втором бою Новотны уже заявил три победы, ещё две добавил его подчинённый лейтенант Герхард Лооз, который тоже проводил сверх результативный месяц. Это был бой против 236 иап, который потерял всего два самолета в бою, погибли пилоты Самоц и Белоусов. Так что немцы сильно на сей раз прихвастнули.

В третьем бою Новотны оформил уже пять заявок на победы, ещё одну - вышеупомянутый Лооз. Это был долгий бой с 427-м иап, который продолжался не менее 30 минут, но закончился более-менее успешно. Немцы зажгли в конце этого боя один самолёт пилота Шокурова, но он дотянул до аэродрома и совершил посадку. Скорее всего, починить его было уже невозможно. Но всё же на сей раз мы видим, что Новотны взялся за старое, то есть за наглые накрутки. Бой, как мы видим, он вёл упорно, но вот вне зависимости от результатов писал себе победы. На сей раз реально он никого не сбил, поскольку даже самолёт Шокурова, судя по всему, подбил именно Лооз. Но зачем-то записал пять побед. В общем, из его 9 заявок подтверждаются две-три.

14 числа Новотны сбил ещё три самолёта, и, на сей раз, заявки его подтверждаются. Тяжёлые потери в том бою понёс 13-й иап. Было сбито шесть самолётов. 15 числа также его заявки имеют подтверждение: в указанном районе зафиксирована потеря трех истребителей 3-го ИАК. Немцы почти точны: кроме Новотны, ещё одну заявку оформил Лооз.

А вот 16 числа Новотны и Лооз (в тот период Новотны часто работал именно с Лоозом) оформили три заявки на Ла-5. Но реально в том бою был сбит только один самолёт, лётчик 204-го иап Жигуленков, в будущем - известный ас. Бой этот, кстати, описан в мемуарах Кожедуба, только вот дата и место напутаны. Но по оперативным данным, бой этот состоялся именно 16 числа. Лооз и Новотны, выждав момент, произвели успешную внезапную атаку, вывели пару Мухина из строя, а затем начался бой на виражах, в котором Кожедубу пришлось проявить всё мастерство пилотажа. Тем не менее, немцы его переиграли, зашли в хвост, но его спас Жигуленков, подставив под удар свой самолёт. Кстати, сам Кожедуб предпочел умолчать об этом. Как бы то ни было, Жигуленкова сбил Новотны, но первые две заявки не обоснованы, так как самолёты были лишь легко повреждены и за несколько часов отремонтированы.

17 числа ас немного отдохнул, а 18 заявил шесть побед. Особенно хорошо его отряд отработал утром, оформив 10 побед Юго-восточнее Харькова. Сам Новотны оформил четыре победы - три истребителя и один штурмовик. По имеющимся данным, в указанный период времени здесь вели бой части 302-й иад и, несмотря на шесть заявок от немцев, обошлись без безвозвратных потерь. Потери понесли только штурмовики, сбито было три машины, но заявлено семь штук. Что до второго боя, то нам не удалось точно установить, подтверждаются ли победы Новотны в том бою.

19 числа Новотны и Лооз оформили пять "Кобр" за бой, причём в районе Харькова "Кобр" не было вообще. Явно это были Яки с выпуклым фонарём. Ещё и Роберт Вайсс из 3 отряда в том же бою, но ниже, оформил две "Кобры". Но на самом деле здесь работал 5-й ИАК (район Ахтырка), он за весь день потерял 5 самолётов, но все эти потери не совпадают с заявками наших героев. Вероятно также, что противостоял Новотны 737-й иап, поскольку нам неизвестно время его боя, но он тоже потерь не понёс. Фактом является одно: немцы насбивали фантомные "Кобры" только в докладах.

20-го Новотны отдохнул, благо его отряд и без него отлично провел день, а 21-го в двух боях сбил семь самолётов, из них шесть истребителей. В первом из них он заявил четыре истребителя, а всего немцы оформили 9 заявок. Из них семь оформил 1 отряд и ещё два - пилоты JG52. При этом 5-й ИАК, с которым шёл бой, реально лишился трех истребителей в том бою. Конечно же, в приоритете заявки более объективных на тот момент пилотов JG52, а Новотны здорово приврал. Во втором же бою он действительно сбил пилота Безушко из 236-го иап, но не удержался и записал на счёт ещё один истребитель. Ил, по всей видимости, подтверждается.

23 числа точных данных по двум сбитым Новотны самолетам у нас нет. А вот 24 числа Новотны заявил три истребителя за бой. Всего было заявлено 8 истребителей, причём тоже три победы заявил фельдфебель Ханс-Йоахим Крошински из 2 отряда. Потери были действительно значительные, сбито было четыре Ла-5 и один Як. И всё же завышение есть. Учитывая хорошую репутацию пилотов 2 отряда, я склонен отдать им победы над Ла-5, а вот Як сбил явно Новотны и, вероятнее всего, на этом его реальные успехи в том бою ограничились. 25 числа ас оформил некий Бостон, но таких потерь не зафиксировано советской стороной.

Ас покинул наконец Харьков, его отряд перебросили в район Смоленска. Он ещё до конца месяца одержал несколько побед. Поскольку сверка их затруднена, мы их не будем рассматривать.

Итак, мы рассмотрели 41 заявку Новотны за август. Из них мы нашли подтверждение на 16 самолётов, и ещё в нескольких случаях победа могла иметь место быть. В 19 случаях заявка Новотны не подтверждается ни при каких обстоятельствах. В оставшихся шести случаях она возможна, но маловероятна.

Словом, Новотны, хотя и работал неплохо на данном участке фронта, но и привирал время от времени охотно. Действительно удачные дни он чередовал с откровенно бумажными победами.