Лесорубы

Проскуряков Владимир
            (пьеса в 3 действиях)



Действующие лица:

Богомолов Андрей Викторович – мастер леса, 30-35 лет.
Аркадий Арсентьевич – предприниматель
Николаич,  Сергеич – бригадиры лесорубов.
Николай – водитель лесовоза, молодой парень.
Рабочие – лесорубы (4 человека).
Игнатов Юрий Константинович – начальник отделения полиции, майор, около 40 лет.
Петухов Сергей, участковый, старший лейтенант, около 30 лет
Иванова Анна Фёдоровна – глава Самсоновской сельской администрации
Ветров Илья – житель с.Самсоново, 45 лет
Никифоров Иван – житель с.Самсоново, 55 лет
Смирнова Нина Петровна – кладовщица лесосклада.
Телохранители Аркадия Арсентьевича  – 2 человека.
Руководитель следственно-оперативной группы, капитан полиции.




           Действие 1

         Явление первое

Скромная контора лесосклада. В помещении – дощатый стол с проводным телефоном и несколькими бумагами, по двум стенам в ряд стоят дешёвые стулья, в углу за столом – металлический ящик-сейф на тумбе. Через два небольших окна видны штабеля леса-кругляка. Мастер говорит по телефону с неизвестным собеседником, сидящий на стуле у окна бригадир Николаич помалкивает…

Андрей Викторович (в телефон): Да-да… Понял… Опасаюсь я, Аркадий Арсентьевич! Вот-вот дороги рухнут, мы и заготовленное уже можем не успеть вывезти. Под лесовозами и сейчас лужи, под колёсами всё ползёт… Как – ещё тыщу кубов? У нас по квоте всего двести осталось… И потом, Аркадий Арсентьевич, уж вы извините меня, но дело-то это… как бы сказать… немножко подсудное. Вы бы мне документик какой прислали на увеличение квоты по заготовке, мне бы с ним спокойнее было… Сами знаете, органы в нашу сторону сейчас очень неровно дышат…
(пауза)

Андрей Викторович  (в телефон): Я всё понял, Аркадий Арсентьевич, будем сверх квоты резать ещё тыщу… До свидания, Аркадий Арсентьевич!

Андрей Викторович: (в сердцах грохнув трубку на телефон): Слышал, Николаич?

Николаич: Слышал…Ох, и подставляешься ты, Викторыч!

Андрей Викторович (с досадой): Сам вижу… Хозяин далеко, все команды – по телефону, а случись что – кто крайний? Я ему: «документик пришлите», а он мне: «Я вместо тебя, умника, другого мастера пришлю!» Вот так и поговорили…

Николаич: Ну, я-то, Викторыч, не лох, я без бумажки сверх квоты валить лес не буду. Да если я своих мужиков подставлю – ты хоть представляешь себе, что они со мной сделают? А в лесу и концов потом не найдёшь… Будет документик по полной форме – будут вам и лишние кубики!

Андрей Викторович: Ты когда в лес-то? Сделаю я тебе документик, с машиной перешлю.

Николаич: Скоро первая машина с лесом придёт, с ней и уеду.

                (За окном слышится гул тяжёлой автомашины)

Николаич: Ну вот, легки на помине!

                (В контору вошёл Сергеич, бригадир)

Сергеич: Всем привет! Какие новости в миру?

Андрей Викторович: Я не понял – ты откуда? Из дома, так вроде, поздновато…

Сергеич: Эка, хватил – из дома! Я уже, командир, из лесу. Вчера засёк, как в посёлке наш водила, не буду говорить – кто, горючим в магазине загружался. Вот я последним рейсом с порожним лесовозом туда и уехал ночевать. Думаю, как бы чего не вышло, ежели переберут ребята… Ну и удивились они, когда я к ним в вагончик ввалился! Но зато не перепили, сегодня все работают…

Николаич: А если бы не вышли сегодня?

Сергеич: Нарушителям трудовой дисциплины объявил бы строгий выговор… с занесением в нижнюю челюсть!

Николаич (сокрушённо): У меня на такие выговоры здоровья не хватит…

Андрей Викторович: Ты про новости, Сергеич, спрашивал? Так вот новость: хозяин даёт команду ещё на тыщу кубов сверх квоты. Так что вам с Николаичем по пятьсот…

Сергеич: Командир, а не рехнулись вы вместе с хозяином? Успеть бы квоту-то полностью вывезти! Заготовить не проблема, а как вывозить? Вертолётами – так лес-то золотым встанет! Считанные дни остались на вывоз, тает зимник даже ночью.

Андрей Викторович: Не успеем нынче, так на следующую зиму вывезем.

Сергеич: Командир, ты меня извини за прямоту, но мне интересно – кто тебя к нам мастером прислал, если ты в лесном деле ни хрена не понимаешь? Да кому наш лес через год нужен будет – под дождями помокший, под солнышком посохший, короедом побитый? Это уже не деловая древесина, понимаешь? А на дрова его вывозить за сорок вёрст – себе дороже, его даже по себестоимости никто не купит. Всё, что не вывезем, впустую пропадёт. Потому я тебя и спрашиваю: ты вывезешь всё, что заготовим? За те кубометры, что мои мужики на землю положат, хозяину всё равно заплатить нам придётся, только себе в убыток! Переговори ещё раз с хозяином…

Андрей Викторович (обречённо махнув рукой): Бесполезно!

Сергеич: Да, я ж тебе о наших новостях не рассказал! Колька Семёнов свой «Урал» у Гнилого ручья опрокинул. Лес – внизу, машина на боку… Николаич, поезжай с моей машиной, её уже, наверное, разгрузили. Помоги там, надо «Урала» поднимать, сейчас каждый борт на счету.

Николаич (уходя): Я и так собирался, надо своих проверить.

Андрей Викторович: Как же машину на дорогу обратно поднимать?

Сергеич: Два лесовоза, две лебёдки… Непросто, но технология отработана.

Андрей Викторович: А сорок кубов леса у ручья – как собирать?

Сергеич: Никто их собирать не будет! Себе дороже… Вот прикинь, Викторович: лишнего погрузчика у нас здесь нет, а свои оба заняты в бригадах на отгрузке. Оттуда до ручья вёрст двадцать будет. Сколько времени туда гусеничный погрузчик проползёт? Теперь считай, сколько времени уйдёт, чтобы поштучно весь кругляк вытащить на дорогу да погрузить на лесовоз? И наконец, дорога там совсем узкая, не разъехаться, так что пока там лес подымают, ни в одну сторону никому не проехать… Вот такая тут арифметика! Да что я тебе рассказываю! Это давно повелось, и не первый год… Раньше узкоколейка была, так и на ней сцепы опрокидывались. И там их никто не собирал… разве что местные иногда… на бани да на дрова.


                Явление второе

Зимний вечер. Вагончик-теплушка  в лесной делянке. В обоих концах вагончика – сплошные нары, посередине – чугунная «буржуйка» и дощатый стол с двумя лавками. На ряде гвоздей, вбитых в стену за печкой, сохнет верхняя одежда. На печке – бригадный котёл, на столе большой алюминиевый чайник и металлические кружки. На лавках вокруг стола – пятеро рабочих..

Первый рабочий: Расскажи-ка, Колюня – страшновато было, когда машина-то опрокинулась?

Николай (поёжившись): Да, вообще-то стрёмно… Хорошо, что не лёг на крышу! А то бы обе двери у кабины смяло – и не выберешься. А тут я вверх потянулся, правую дверь кверху открыл – и на свободе.

Второй рабочий: И как тебя угораздило?

Николай: Сам не понял! Там спуск большой… Вроде, всего чуть-чуть вильнул баранкой – и вразнос, кабина вправо, груз влево. Хорошо, что снегу много, машину ничуть не помяло!

Второй рабочий: Ты, Коля, завтра на базе, когда лес привезёшь, расскажи Петровне, кладовщице нашей, что сегодня опрокинулся у Гнилого ручья, что лес, который ты вёз, там остался.

Николай (настороженно): Зачем это?

Второй рабочий: Надо… Расскажи как бы ненароком, поделись впечатлениями… Тебе же не специально разыскивать её, она вам рейсы отмечает, учитывает. Убудет от тебя, что ли?

Николай (пожав плечами): Ладно, расскажу… А всё-таки, зачем?

Второй рабочий: Ладно, слушай! У Петровны брат живёт в Самсонове, ты если и не бывал, то видел это село, влево от нашего зимника. Это если ехать от ручья, где ты перевернулся, то километров пять будет. У этого ручья ты не первый переворачиваешься, его за это и «гнилым» прозвали. Так вот самсоновские мужики, тоскуя от безденежья, приспособились этот пропащий лес вытаскивать и к себе увозить. Собственными тракторёнками по бревну выволокут на дорогу, перевезут к себе, а потом, пока лес не высох, банные срубы из них срубят, а летом в город дачникам продадут. И такая у них ладная артель образовалась!

Николай: Так это вроде как воровство!

Второй рабочий: У кого? Лес всё равно поднимать никто не станет! У них там неподалеку прежде узкоколейка была, по ней лес вывозили круглый год. А платформ столько опрокидывалось – только успевай, бери. И никому до этого леса дела не было. Так бы и сгнил попусту.

Первый рабочий: Отчего же они опрокидывались? Вроде бы, железка – это не лесная дорога!

Второй рабочий: Узкоколейка потому так и называлась, что у неё расстояние между рельсами очень узкое, чуть больше метра. По такой железке платформу с лесом быстро не разгонишь. Вес у неё большой, габариты широкие, а центр тяжести очень высоко. Платформа и норовит на всяком повороте да уклоне кувыркнуться. Да ещё и морозы зимой рельсы пучили да шпалы лёгкие вымораживали. Посмотришь на такую дорогу – а на ней ни одного прямого рельса нет. Шпалы болтаются, под грузом проседают… А самсоновские мужики в подходящем месте под несколькими шпалами подряд песочек ещё подкопнут, но слегка, чтоб в глаза не бросалось – и порядок, лес на бани прибыл. Конечно, после этого леспромхоз тут же ремонтную бригаду присылал, заменяли кривой рельс новым, заново ставили шпалы… Но лес упавший никто не забирал. Дождутся мужики, пока путейцы уедут – и за работу.

Первый рабочий: А ты-то откуда всё это знаешь? Сам, что ли, шпалы подкапывал?

                (дружный хохот)

Второй рабочий: Ещё чего! Свояк у меня в Самсонове… Так не забудь, Коля, похвастай завтра Петровне!

                Явление третье

Та же контора лесосклада. За окнами ранние сумерки. За столом мастер Андрей Викторович ломает голову над кроссвордом. Входит Николаич, устало присаживается на стул.

Николаич: Вечер добрый, шеф!

Андрей Викторович (отложив кроссворд): Привет, пропащий, сто лет тебя не видел!

Николаич: Ну, сто не сто, а неделю – как есть! Докладываю, Викторович: ребята пахали как звери, но пятьсот кубов сверхплановых сделали. Теперь твоя забота – как эти кубометры оттуда вызволить.
 
Андрей Викторович (вскочив из-за стола): Ай, порадовал, Николаич! По такому случаю…

(мастер достал из сейфа бутылку коньяка, плеснул в два стакана, затем вынул из сейфа объёмистую пачку денег)

… Здесь всё – и тебе, и бригаде. Разберёшься сам, не мне тебя учить…

Николаич (поморщившись): Ты бы хоть для проформы платёжную ведомость соорудил, с печатью! Подумают ребята, что я себе от ихнего отстегнул…

Андрей Викторович (хохотнув): А с платёжкой, считаешь, не подумают? Кстати, ты не в курсе, как у Сергеича дела?

Николаич: Я к нему не заезжал, но думаю, что так же. Лес у них такой же, люди своё дело знают, да и Сергеич им там спуску не даст… Да, чуть не забыл! Помнишь, на Гнилом ручье неделю назад у нас лесовоз опрокинулся, сорок кубов там оставил? Так вот я сегодня ехал – там нет леса! Ни одного бревна! А главное – когда успели? Днём – наши бы заметили. Значит, ночами… Не иначе как самсоновские… Рядом там больше и деревень-то нету.

Андрей Викторович (задумчиво): Самсоновские, говоришь..?


                Действие 2
                Явление первое

Кабинет начальника районного отделения полиции. После стука в дверь в кабинет заглянул молодой краснощёкий офицер.

Петухов: Вызывали, товарищ майор?

Игнатов: Вызывал, заходи, Петухов, присаживайся! Есть у меня к тебе деликатное поручение. Заезжал ко мне… впрочем, неважно пока, кто заезжал. Так вот у него на вывозке леса водила опрокинул лесовоз. Это у какого-то ручья. Машину они, конечно, подняли, а вот лес пока там оставался, кубов сорок. Через неделю собрались они лес забрать, а его уже и нету. Грешат на самсоновских, мол, они увезли. Самсоново на твоём участке, вот и пошерсти там основательно. Заявление нам пока не оставили, устно проинформировали да попросили поискать. Ну, и на том им спасибо, хоть сроки подгонять не будут. Но ты не тяни, поезжай и работай. Документируй как надо – если всё в цвет, то и заявление от потерпевшего будет. Да и нам для отчёта раскрытое преступление – не лишнее. Ну, и тебе премия от потерпевшего, в частном, так сказать, порядке…

Петухов: Всё понятно, товарищ майор, разрешите идти?

(участковый уходит, начальник отделения звонит по своему мобильному телефону)
 
Игнатов: Аркадий Арсентьевич, добрый день! Игнатов… Я вашим вопросом озадачил, люди уже работают… О результатах сообщу немедленно… Да не за что пока, Аркадий Арсентьевич!


                Явление второе

Помещение Самсоновской сельской администрации. Обстановка – типичная для учреждений подобного рода. За столом лениво роется в бумагах глава администрации. В кабинет без стука входит участковый Петухов.

Петухов: Привет, Анна Фёдоровна!

Иванова: Привет, Сергей Батькович, какими судьбами?

Петухов (присаживаясь на стул за приставным столом): Сигнал получил, Фёдоровна, что лес попёрли здешние мужички. У кого из ваших трактора есть? Кстати, не спросил я тебя – по нашей ментовской части у тебя в селе всё в порядке? Жалоб нет?

Иванова: Бывает кое-что… так, по мелочам… Но я и сама разберусь. А уж ежели что – так ведь и позвоню… Не в дежурку, конечно, а тебе лично. А какой лес – хлысты? Так дровами, вроде, уже все обеспечились, всё законно, по выпискам…

Петухов: Нет, Фёдоровна, не хлысты, тут сортимент, сорок кубов! Лесовоз у Гнилого ручья опрокинулся неделю назад. Машину, понятное дело, поставили на колёса сразу, а лес там остался, у дороги. Вот сейчас они хватились, решили забрать – а забирать-то уже нечего…

Иванова: Свои трактора есть у Ветрова Ильи… у Никифорова Ивана… и всё, пожалуй. Но на ходу ли они – не знаю, в последнее время по селу их не слышно было. Насчёт Ветрова… я не уверена, что он. Мужик тихий, живёт у жены под пяткой, с мужиками шибко не корешится. А тут – лес, в одиночку не вывезешь… А вот Иван Никифоров – тот бойкий! И в старые времена, когда леспромхоз по узкоколейке лес вывозил, он с мужиками этим делом баловался – упавший со сцепов лес подбирал. Но тогда без милиции обходилось, никто за этот лес не заявлял.

Петухов: Тебе цены нет, Фёдоровна! Ты же МУР ходячий, в сельском, так сказать, исполнении! Значит, так… Я пройдусь по селу, с добрыми людьми разговоры поразговариваю, пошуршу, а после обеда ты мне обеспечь сюда явкой сначала Ветрова, а через час – Никифорова. Сама можешь не приходить, отдыхай. Всё равно я твой кабинет займу. Покажи мне только, где ключ от твоей конторы оставишь.

Иванова: Ладно, обеспечу… А обедать где будешь? Поди – ещё никто не приглашал, так что заходи ко мне, попитаю да и ключ от конторы возьмёшь.

Петухов: Спасибо, Фёдоровна, зайду!  (уходит)


                Явление третье

Помещение Самсоновской сельской администрации. Участковый Петухов прохаживается по кабинету, вызванный Ветров нервно мнёт в руках шапку-ушанку.

Петухов: Присаживайся, Илья, разговор у нас с тобой долгим будет…

Ветров: Спасибо, товарищ старший лейтенант, я постою… Только не понимаю, об чём я с вами так долго говорить должен?

Петухов: Меня, Илья, интересует твой МТЗ.

Ветров: Не понимаю… Трактор с документами, зарегистрированный…

Петухов: На ходу?

Ветров: Обижаете! Конечно, на ходу!

Петухов: А скажи-ка, братец, когда ты в последний раз на нём выезжал и по какой нужде?

Ветров (задумался): Так… Это было до Нового года. Хлысты из леса на дрова таскал себе и соседке. Снегу уже хватало. И больше за всю зиму не заводил.

Петухов: Так-таки и не заводил? А вот люди на селе говорят, что твой трактор неделю назад ночью тарахтел!

Ветров (возмущённо): Врут! Не мог мой трактор сам по себе тарахтеть, а я его не заводил! И никто его не заводил! И вообще, может, это Ваньки трактор или совсем чужой…

Петухов: Какого Ваньки трактор? Разве на селе есть ещё трактора? Извини, Илья, зря я на тебя подумал… Но про Ваньку ты мне поподробнее обскажи!

Ветров (с явным облегчением, доверительным тоном): Никифоров Иван живёт в том конце, где ферма была раньше. У него тоже МТЗ и телега к нему крепкая. Он частенько по селу шабашит по мелочам: кому хлысты из леса притащит, кому стог сена к дому перевезёт. Сам-то он где-то в районе работает, так что шабашить ему больше по вечерам да в выходные приходится. Трактор у него тоже завсегда возле дома стоит…

Петухов: Поди, и себе из выделенной лесосеки бесплатно хлыст-другой-третий притащит?

Ветров: За то – не знаю, зря оговаривать не буду.

Петухов: А ты зря и не оговаривай! Но скажи ты мне откровенно, брат Илья, – тебе не обидно? Иван где-то на своём тракторе наколбасил, а тебя – к ментам. Может статься, и в район отвезут…

Ветров (встревоженно): А в район-то зачем? Я всё рассказал!

Петухов: Ты-то всё рассказал, да я ничего не написал. Ну, возьму я с тебя объяснение, привезу в отделение, а там следак начнёт уточнять, что да как. И что я ему скажу, когда он потребует тебя к нему доставить? Нет, брат Илья, давай-ка мы с тобой, не торопясь, запишем всё обстоятельно и подробно. И о тебе, и об Иване, и об его друзьях, то бишь собутыльниках… Водочку-то он, наверное, пьёт, а – Илья?


                Явление четвёртое

Час спустя. Помещение Самсоновской сельской администрации. Участковый Петухов прохаживается по кабинету,вызванный Никифоров Иван сидит на стуле, вызывающе глядя на участкового.

Никифоров: Тебе чего от меня надо, лейтенант? Вообще-то у меня сегодня законный выходной. Может, я дома рюмашку дёрнул по такому случаю, а со мной, нетрезвым, ты говорить вообще не имеешь права!

Петухов: Во-первых, я не лейтенант, а старший лейтенант. Во-вторых, прошу обращаться ко мне на «вы»… Лучше: «гражданин старший лейтенант».

Никифоров: Может, всё-таки «товарищ старший лейтенант»?

Петухов: Нет, Никифоров, привыкайте заранее к «гражданину», скоро потребуется…

Никифоров: За что?

Петухов (официальным тоном): А за то, что вы, гражданин Никифоров, в составе группы лиц, по предварительному сговору похитили сорок кубометров хвойной деловой древесины на сумму около ста пятидесяти тысяч рублей. Статья сто пятьдесят восемь, часть вторая, до пяти лет лишения свободы.

Никифоров: За что пять лет, за брошенный лес? Вы все леса сами опустошили – сначала государство, а теперь бизнес! Посмотрите, что в делянках ваших делается? Разбой это, а не лесозаготовка! Делянки после заготовки по закону обязаны зачистить – а на деле как? Лесничему на лапу – и он любой акт о приёмки делянки подпишет… Упавший при перевозке лес в жисть никто не подбирал! Брошенный в делянках, невывезенный лес годами гниёт… За этот лес кто-нибудь ответил?

Петухов: Вы, Никифоров, свои очень даже правильные слова до суда поберегите, авось поможет… Но вряд ли, поскольку речь пойдёт о деле вполне конкретном. Вы причинили ущерб конкретному лицу, собственнику, который заплатил денежку за этот лес. Вы прежде безнаказанно забирали упавший кругляк с узкоколейки, поскольку государственному леспромхозу и вправду было наплевать на этот лес, тут я с вами согласен. Но сейчас ситуация совсем иная, и если нам поступит от потерпевшего официальное заявление о краже его леса…

Никифоров: А что, заявления ещё нет?!

Петухов: Пока нет… И может совсем не быть, если вы правильно оцените ситуацию.

Никифоров: Как именно?

Петухов: Я не адвокат, советы в такой ситуации давать не должен, но… Чисто теоретически выскажу такое мнение: если виновные лица дадут правдивые письменные объяснения о случившемся, прибавят к нему свои искренние раскаяния и готовность возвратить похищенное либо возместить причинённый ущерб, то вполне возможно, что потерпевший откажется от официального обращения в органы полиции…

Никифоров: Но ведь он обратился… А как же вы поступите?

Петухов: Повторяю – пока он обратился к нам за помощью неофициально. Но мы своё дело сделали – виновных лиц установили, похищенное нашли… Куда, Иван, лес-то спрятали?

Никифоров (вздохнув): В складе пустом, за старой фермой… Там и сруб рубить собирались. А кому лес-то возвращать теперь, кто хозяин?

Петухов: А вот это, Ваня, в принципе неважно. Увезёшь на лесосклад, куда он и должен был попасть. Сдай, как положено, под расписку, на своё имя. И пусть обмер сделают. Если спросят, откуда лес, скажешь, мол, не ваше дело, должок возвращаю… За два дня, я думаю, управишься, вывезешь. А сейчас садись за стол, бери бумагу и пиши явку с повинной.

Никифоров (испуганно): Чего?!

Петухов: Явку с повинной, Ваня, своё чистосердечное раскаяние – если не хочешь, чтобы вместо её следователь протокол допроса писал. А потом тащи сюда своих подельников, пусть они свои опусы строчат…


                Действие 3
                Явление первое

Контора лесосклада. За окнами ранние сумерки.
Мастер  Богомолов угодливо встречает на пороге
элегантного господина в сопровождении
двух амбалов в чёрных пальто.

Богомолов (радостно): Аркадий Арсентьевич, какая неожиданность!

Аркадий Арсентьевич: Ты, Андрюха, чему так обрадовался? Думаешь, я тебе дополнительную премию везу?

Богомолов: Ну, что вы, Аркадий Арсентьевич, вы и так меня и не обижаете!

Аркадий Арсентьевич: А вот ты меня обижаешь! Скажи-ка, дружок, как к здешним ментам могла просочиться информация о сверхплановой вырубке? Знал только ты…

Богомолов: Неужели бригадиры? Я дал им письменное распоряжение о заготовке по пятьсот кубов дополнительных…

Аркадий Арсентьевич: Что-о-о?! Ты идиот?

Богомолов (испуганно): Так они без документа отказывались пилить!

Аркадий Арсентьевич: И ты, болван, распоряжение им нарисовал? На пятьсот кубов каждому? Небось, и штамп прилепил?

                (Богомолов обречённо кивнул головой.)

Аркадий Арсентьевич: Значит, так… Едешь сейчас с моими ребятами в делянки, ищешь бригадиров, забираешь распоряжения. Если что, ребята помогут… И не дай тебе Бог когда-нибудь ещё такую глупость сотворить!

Богомолов (обрадованно): Да-да, конечно, Аркадий Арсентьевич!

 (Богомолов хватает в охапку куртку и шапку, бросается к дверям. Следом за ним выходят телохранители.)

Аркадий Арсентьевич (вдогон): Олег, задержись на секундочку!

               (Один из телохранителей молча поворачивается к хозяину.)
 
Аркадий Арсентьевич: Мне нужны только бумаги… Пусть Андрюха покажет, где бригады. Но мужики его видеть не должны…Ты всё понял?

(Телохранитель утвердительно кивнул  головой и вышел. Возник и постепенно растаял звук мотора внедорожника. Выждав минуту, Аркадий Арсентьевич взял стул и с силой швырнул его в дальнее от стола окно. Стекло вылетело вместе с переплётом, а Аркадий Арсентьевич взял свой мобильник и набрал номер Игнатова)

  Аркадий Арсентьевич: Юрий Константинович, вечер добрый! Огорчил ты меня своими подозрениями, ей-богу. Я не удержался, бросил все дела, сам поехал разбираться с этой незаконной рубкой. Я с лесосклада тебе звоню. И ты знаешь, что выяснилось? Мой мастер, Богомолов Андрей Викторович, якобы от моего имени выписал бригадирам распоряжение на заготовку тысячи кубометров леса сверх выделенной квоты. Сам признался, стервец! Я ему верил и платит хорошо, а ему, видно, всё мало. Ребятам своим я приказал съездить в бригады, привезти распоряжения, если сохранились. Как-никак, а это вещественные доказательства. Сказал Богомолову, чтобы тоже ехал с ними, а он выбил стулом окно, сиганул, а там в штабелях леса только его и видели. Так что, наверное, придётся тебе его разыскивать! А я завтра выберу время, подъеду к тебе, переговорим…


                Явление второе

                (В кабинет Игнатова заглядывает участковый Петухов).

Петухов: Разрешите, товарищ майор?

Игнатов: Заходи, Сергей, докладывай – что нанюхал!

Петухов: Да разобрался я с этим краденым лесом. Мужички самсоновские втроём потрудились, на своём тракторе лес увезли и припрятали в старом складе, хотели по весне банный сруб срубить да продать. Работы нет, жить на что-то надо… Написали все трое явки с повинной, объяснения взял со всех, на всякий пожарный… Приказал весь краденый лес самим доставить на лесосклад и сдать под расписку. Заехал вчера же на лесосклад, предупредил кладовщиков, чтобы приняли лес без лишних расспросов – откуда там и что… Мужики обещали за два дня всё вывезти. Проверю сам, тогда можно и терпиле сообщить, что всё возвращено.

Игнатов: Молодец, Сергей! Правильно всё сделал. Жаль, дела раскрытого не будет… Ну да ладно! А с этим лесоскладом, будь он неладен…

Петухов: А что там, товарищ майор?

Игнатов: Ладно, расскажу, хотя это уже не совсем работа участкового… Не буду говорить, откуда пришла информация, но донеслось до наших ушей, что в делянках бригады выпилили аж на тысячу кубов сверх отпущенной квоты. Я вчера пригласил заготовителя, задал ему несколько неприятных вопросов. Он удивился, мол, ничего об этом не знает, обещал разобраться. А вчера же вечером позвонил мне и сообщил, что расколол своего здешнего мастера, который якобы и признался, что состряпал от имени хозяина распоряжение бригадирам на дополнительную заготовку. Хозяин приказал ему с его ребятами ехать в бригады, привезти бумаги, а тот выбил окно, выпрыгнул – и с концами…

Петухов (задумчиво): Странно всё это… И чего бы этому мастеру в окно прыгать, если уж сам признался? Ехать в лес с хозяйскими мордоворотами побоялся? Так и я бы не поехал… Надо искать его, товарищ майор, а то если его вперёд нас найдут…

Игнатов: Правильно мыслишь, Сергей!


                Явление третье

               Контора лесосклада. Петухов беседует с кладовщицей Смирновой

Петухов: Ну, привозили ли к вам вчера из Самсонова лес, Нина Петровна?

Смирнова: Были, батюшка, были. Пятнадцать кубов я намерила, всё честно и расписку этому, как его…Никифорову написала, мол приняла от Никифорова. Всё, как вы велели…

Петухов: Молодец, Нина Петровна, благодарность тебе в устном виде от лица службы! Но у меня к тебе, Нина Петровна, есть ещё вопросик… по вчерашнему вечеру. Что тут произошло? Кто был – не знаешь?

Смирнова: Кто приезжал – не знаю, а что видела и слышала – расскажу, только ты не пиши ничего…

Петухов: Ну, что ты, Петровна, разве я подведу!

Смирнова: Тогда слушай… Пока я тут кубатуру леса у этого Никифорова обмеряла, заехали два каких-то полированных крокодила… ну, внедорожника. Проехали к конторе. Недолго были, всего несколько минут. Я туда не ходила, там мастер был, моё дело маленькое. Потом слышу, один уехал. А потом стекло зазвенело, думаю, ну не иначе – спьяну окно в конторе высадили. Тем более, туда не пошла… Приняла лес у Никифорова и пошла домой.

Петухов: А второй внедорожник?

Смирнова: Второй ещё там оставался, у конторы. Тихо было, я бы услышала, если б поехал. Нет, пока я не ушла, он там был.

Петухов: Спасибо тебе, Нина Петровна! А ты, часом, не знаешь, что за лес привёз из Самсонова Никифоров? Я уж не стал у него допытываться, откуда он узнал про опрокинувшийся лесовоз… Но ты, Петровна, больше так не шали!

Смирнова: Ей-богу, не буду, батюшка!


                Явление четвёртое

                Кабинет Игнатова, беседа Игнатова с Петуховым

Петухов: Поговорил я вчера с кладовщицей лесосклада Смирновой. Кстати сказать, это она навела самсоновских мужиков на кражу леса. Брат у неё живёт в Самсонове. Так вот она подтвердила, что позавчера под вечер приезжали на лесосклад два внедорожника. Только тут нестыковочка одна: вы мне рассказали, что тот мастер в окно сиганул, когда узнал, что ему надо ехать в лес. Значит, сначала разбилось окно, а потом уехала машина. А Смирнова совершенно определённо сказала мне, что сначала уехала одна из машин, а потом почти сразу же зазвенело стекло. Это что же получается? Машина уехала почему-то без мастера? Тогда зачем он выбивал окно? И он ли выбивал?

Игнатов: А ведь ты, Серёга, прав! Если кладовщица не ошиблась, то мастера на первой машине увезли в лес, а для имитации побега хозяин сам вышиб окно, мол, ищите теперь злодея. А где же теперь мастер? Его повезли в лес… Убрать его и вернуться – дело плёвое. Но этим орлам нужны были распоряжения, иначе вся липовая версия их хозяина о самовольстве мастера развалится без доказательств. В распоряжениях – почерк и подписи мастера. Везти мастера к бригадирам им не с руки – засветятся, а самим заезжим бригады в лесу не найти. Значит, надо заставить мастера показать, где стоят бригады, а больше он и не нужен. Совсем не нужен, чтобы не дал опасные показания на хозяина… Хозяин, скорее всего, и вправду звонил мне, ещё находясь на лесоскладе. Это его машина была второй, которая не уезжала. Он подстраховался, предполагая, что я могу немедленно приехать на лесосклад. Тогда его рассказ был бы абсолютно правдоподобным. Если бы не твоя кладовщица-наводчица, Сергей!


                Явление пятое

           Кабинет Игнатова. Доклад руководителя следственно-оперативной группы

Руководитель СОГ: Товарищ майор,  докладываю о результатах поездки. Обе бригады лесорубов, в один голос подтвердили, что два дня назад вечером к ним приезжали на чёрном внедорожнике двое незнакомых мужчин спортивного вида. Требовали отдать какие-то бумаги. В одной из бригад бригадир отсутствовал, поэтому они сразу уехали. В другой бригаде бригадир был на месте, но бумаги отдать отказался. Те попытались, как бы это сказать… наехать, но бригада схватилась за топоры. Короче, уехали ни с чем. У бригадира бумагу мы изъяли, оформили протоколом добровольной выдачи. Это какое-то распоряжение о заготовке леса на пятьсот кубов. На обратном пути обнаружили непонятную свежую тропу с дороги в лес. Так тропы не наминают – она не стёжкой, а все следы вроссыпь. Прошли подальше, обнаружили присыпанный снегом труп мужчины лет сорока. Телесных повреждений внешне не обнаружено. Находка задокументирована протоколом осмотра места происшествия. Труп доставлен в морг…

Игнатов: Вот и сложилась картинка… Готовьте все материалы для передачи в Следственный комитет.
(Капитан, руководитель СОГ уходит,Игнатов берёт в руки мобильник,набирает номер)

Игнатов: Добрый день, Аркадий Арсентьевич! Сообщаю вам, что лес ваш пропавший нашёлся, весь принят у вас на лесоскладе. Мужички деревенские по незнанию посчитали его ничейным. Мы объяснили им, что они в этом вопросе совсем неправы. Они осознали и сами доставили всё, до последнего бревна, по назначению… Да не за что благодарить, Аркадий Арсентьевич, это наша работа! Вот только вам бы надо  расписочку написать, что пропавший лес возвращён, и вы, как собственник, никаких претензий ни к кому не имеете. Сделаете? Ну и прекрасно! Завезите мне её часиков… в двенадцать, я вас буду ждать… Нет-нет, не в дежурную часть расписку, а ко мне в кабинет. Вы же не подавали официальное заявление о пропаже.


                Явление шестое

Кабинет Игнатова. Полдень. Кроме Игнатова, в кабинете за приставным столом сидит человек в штатском.Входит Аркадий Арсентьевич.

Аркадий Арсентьевич: Не помешаю, Юрий Константинович?

Игнатов: Ну, что вы, Аркадий Арсентьевич, милости просим! Расписочку привезли? Ну, вот и славненько… Да вы присядьте, Аркадий Арсентьевич, торопиться вам некуда. Вот и у коллеги моего со Следственного комитета к вам вопросы накопились. А уж сколько их к вашим ребятам-телохранителям! Не обессудьте, они тоже у нас… Вот только не надо за сердце хвататься, врача на всякий случай мы тоже пригласили… Будьте мужчиной, Аркадий Арсентьевич!


                Явление седьмое

                Контора лесосклада. Беседуют бригадиры Николаич и Сергеич.

Николаич: Что теперь, друже, делать будем? Похоже, без работы мы с тобой остались!

Сергеич: Сейчас надо сделать всё, чтобы к нам с тобой претензий не было ни от следствия, ни от хозяев. Хозяева-то всё равно остались, иначе не бывает. Я думаю так: бензопилы, инструмент, канистры убрать в вагончик. Дверь на замок, окна закрыть наглухо. Погрузчики перегнать сюда, на базу. Опись оставленного в вагончике имущества и ключ передать в полицию, пусть они решают, что куда девать.

Николаич: Да, пожалуй, так лучше будет… Распоряжения на заготовку леса сверх лимита мы полиции отдали.

Сергеич: Ты молодец – вовремя подсуетился, нажал на Викторовича, царство ему небесное! А то бы сейчас чем доказывать, что это не наша с тобой инициатива?

Николаич: Я вот ещё о чём думаю, Сергеич… Лесу мы с тобой столько положили – а он весь в делянке останется, пропадёт ни за что!

Сергеич: Да у меня изначально в душе кошки заскребли, думал: ведь не вывезем мы этот сверхплановый. А ведь тыща кубов! Это же больше двадцати машин… Понятно, что мы и так делаем дело недоброе – лес вырубаем, а сажать-то его не сажаем. Но это веками в России было. Но раньше, в старину, мужик лишнего не пилил, в лесу не оставлял. Оно, конечно, двуручной пилой да топориком лишнего и не положишь. Но ведь и лошадками вытаскивали всё, до последнего хлыста!

Николаич: Я что предлагаю: давай подрядим водителей поездить ещё, повывозить лес сюда, на склад. Погрузчики-то у нас тоже пока там…

Сергеич: А платить им кто будет – за погрузку и перевозку?

Николаич: Мы и заплатим, раз уж повыше нас начальства сегодня нет никакого. Только не деньгами, а брёвнами, процентом с вывезенного леса. Помнишь, на каких условиях прежде у нас в леспромхозах молдаване работали? Они зарплату не брали деньгами, а брали лесом, который и отправляли себе на родину. Вот и мы за этот вывоз лесом хозяйским рассчитаемся. Цена леса известна, трудодень рабочий – тоже…

Сергеич: Почему бы и нет! Водилы не откажутся, ведь сезон практически закончился. Когда-то им теперь новый заработок перепадёт! Только надо и  Петровну вызывать – кто приёмку леса оформлять будет? Ну, для неё небольшую денежку мы найдём… Прав ты, Николаич, прав – лес надо вывезти, жалко лес! Мне наплевать на хозяйскую выгоду, пропади она пропадом! Но лес гноить в делянке не годится.

Николаич: Значит, так и сделаем. Дай Бог, ещё несколько дней зимник продержится. А с последним рейсом и погрузчики из делянок сюда выведем. Вызывай, Сергеич, своих!

                Конец