По мотивам В. Аллена Смерть. 17. 06. 2023

Ольга Немежикова
ТЕМНОТА И ТЕНИ

Народный театр «Орфей» г. Красноярск. Трагикомедия «Темнота и тени» (17.06.2023) по мотивам пьесы Вуди Аллена «Смерть».

Режиссёр — Людмила Духанина.

Пьеса Вуди Аллена «Смерть» впервые была опубликована в 1975 году. Мало кто поспорит с тем, что с каждым последующим десятилетием содержание данного произведения мощно набирает силу. В последние годы оно стало настолько актуальным, что, кажется, автор написал его только вчера. Обычные люди — обыватели — не понимают, что происходит в мире; о сочинителях «плана» и самом «плане» можно только гадать. Ясно лишь одно: сочинители и исполнители как никогда далеки друг от друга. Пьеса-метафора уже не антиутопия, а почти что бытописание. Однако оригинальная пьеса полна далеко не чёрного юмора, который успешно развивается «по мотивам» и помогает воспринимать содержание без всяких иллюзий, в то же время не оставляя в душе безнадёжного осадка.

Коммивояжёр Клайнман (Евгений Коновалов), работоголик, прекрасно себе жил, газет не читал, радовался подаркам на день рождения, имел крепкий здоровый сон. Вдруг среди ночи в его квартиру ломятся соседи и требуют присоединиться к плану. Оказывается, только Клайнман не знает, что все мужчины обязаны выступить на патрулирование города и всеми силами оказать содействие поимке неуловимого маньяка. Клайнман не сразу верит происходящему, но, увы, всё происходит совсем не во сне. Вот она, уютная кровать, тёплое одеяло… На улице темно и холодно — какой кошмар… Чем занимается полиция? Что он будет делать с этим убийцей? Он же не обучен обращению с преступниками!

Пока Клайнман одевался, к нему выходит скромного вида супруга, очень домашняя женщина. Анна (Инна Вологдина) давно в курсе о несчастье, постигшем город. Это ведь Клайнман не желал слушать последние новости, и вот, доработался: в дверь постучали.

Одеваясь, Клайнман поговорил с Анной о смерти. Оказывается, он хотел бы умереть достойно. Достойно — это от старости, лет в девяносто, в уютной кровати, в окружении скорбящих родственников. Но Анна резонно его осадила: маньяк не будет ждать, пока Клайнману исполнится девяносто. Лично она держит в кармане кулёчек перца: случись маньяк — дунет ему в глаза. Клайнман ошарашен, однако теперь все средства хороши. Заботливая Анна дарит ему на дорожку амулет, отвращающий зло — сушёная куриная лапка на шнурке. Она купила её у нищего калеки. Потрясённый Клайнман надевает лапку на шею, накидывает чёрный макабрический плащ с капюшоном (все граждане облачены в такие плащи) и уходит в ночь.

На улице Клайнман пытается добиться от соседей если не общей идеи плана, то хотя бы своей роли в нём. Но все как сговорились: из соображений конспирации план никому не известен; о своей роли Клайнман непременно узнает. Когда? Он в одиночестве должен ждать дальнейших указаний на улице. Все твёрдо знают одно: убийцей может оказаться любой из них, например, Клайнман! Окончательно сбитый с толку Клайнман впервые оказался лицом к лицу с неизвестностью, но вернуться домой не решается — гражданский долг велит быть со всеми. Клайнман утешает себя надеждой, что за ним присматривают. Ведь не может быть, что его вывели на улицу в качестве барашка!

Чу! Шаги! К счастью, это оказался всего лишь доктор (Илья Васильев), который когда-то удалял Клайнману гланды. Доктор согласен побыть с Клайнманом, но недолго — у него своя задача и масштабный научный интерес. Основные тезисы Доктор поведал подозрительно страстно. Суть уникального исследования — постижение дна человеческой души. В самом деле, почему маньяк средством самовыражения выбирает убийство?! Клайнман забыл дышать и только глазами хлопал, настолько умные вещи говорил Доктор, как-то неадекватно возбудившийся от своих слов. Как, неужели человека можно познать окончательно?! «Клайнман, вы идиот!» — осадил его Доктор. Раздавшийся из темноты крик развёл собеседников — Доктор рванул на помощь.

Скоро Клайнман встретился с Джиной (Анна Постовая), молодой женщиной в красных высоких лодочках. Она тоже участница плана, ей страшно, но она должна выполнять задание. Нет, она не знает роль Клайнмана, это знает лидер, по слухам, только что маньяком убитый. Какой ужас! Однако присутствие красивой женщины заметно приободрило Клайнмана, он расправил плечи: почему она на улице? Патрулирование — дело мужское!

Джина работает по ночам, она — проститутка. Под чёрным плащом у Джины оказалось эффектное красное платье. У Клайнмана ночь открытий, ведь он старомоден и по ночам всегда спит. А тут — звёзды и женщина в вечернем наряде! Маньяк вылетел у Клайнмана из головы: никогда ему не было так хорошо! Джина говорила о звёздах! От неё он узнал, что нередко мы видим лишь свет давно погасшей звезды. Клайнману тоже есть что рассказать философски настроенной Джине: реально лишь то, что можно потрогать руками. Руки и губы сами тянутся к Джине, следует поцелуй. И бойкий счёт за него! (Nothing personal. Only bysiness.)

События ночи меняются одно за другим самым непредсказуемым образом; все носятся как сумасшедшие, безумие нарастает. Клайнман словно увидел изнанку человеческого существования, кульминацией которой стало явление слепого телепата Спиро (Александр Степанов). Его призвали граждане для опознания убийцы в лице ...Клайнмана! Вид Спиро запросто может свести с ума и демонстрирует окончательный диагноз пригласившему его обществу. Истину Спиро постигает обонянием! Клайнман не хочет, чтобы его нюхало это существо, но всем нужен, просто необходим убийца! Понятно, Спиро унюхал! А тут ещё Анна оказалась не просто женой, а радикальным активистом, скорым на расправу. От петли Клайнмана спас вопль о только что совершённом убийстве. Последняя встреча с Доктором принесла новые неожиданности и философские откровения, которые стоит послушать.

Ух… Проснулся Клайнман, к счастью, в постели… Однако требовательные удары в дверь заставили его подскочить: «Клайнман, мы знаем, вы дома! Откройте!»