Болото

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
                I

Есть Человек.
Немало лет ему.
Много дорог и трудностей прошёл.
Умён, опытен, здоров и силён.
Давно живёт один.
Не забывает, что имеются дети и внуки.
Хотя их видит не часто, а некоторых – очень редко, чаще – не в живую, но в гаджете.
А как хочется побывать рядом!
Обнять!
Поговорить!..
Правнучку (уже школьница, дочь старшего внука в его связи случайной и единственной) и двух правнуков-дошкольников (дети старшей внучки, дочери Песыча, в её законном браке) только по цифровым фотографиям и знает.


Однажды по стечению обстоятельств и какому-то недогляду Человек попал в болото.
Трясина включилась в своё дело – стала затягивать.
Пока вытаскивал одну ногу – вторая ушла по колено.
Чтобы её освободить, делал усилия, опершись первой и руками о поверхность, казалось бы, достаточно плотную.
Оказался схваченным по пояс.
И руки ушли в трясину чуть ли не до локтей.
Вытащил их.
Подал голос:
— Помогите!
Громче и громче.
Никого.
— Э-э-хэ-э-э-й-й! Услы-ы-ышь кто-нибу-у-удь!Отзови-и-ись! Спаси-и-и!


Появилась дама лет средних и неопределённых одновременно.


Удивился Человек в мыслях: «Это же моя дочь! Первенец в моём первом браке! Бабушка моей первой правнучки! Кто её, кажись, живущую в другом государстве, сюда послал?! Может, поверить мне, нерелигиозному, в волю Божью?!».

— Дай мне руку, другой ухватись за это деревцо, и общими усилиями вызволим меня из беды.
— Э, нет! Вы можете затянуть к себе! Мне ни к чему такие игры! Рисковать не буду!
— Если не будет получаться – обещаю! – отпущу твою руку.
— Нет! У вас карма: самому спасаться, а близкого человека губить! Не зря же давно, когда ваша дочь ещё была подростком, она сказала моей маме: «Вам повезло, что он ушёл от вас. Иначе вы лежали бы в земле вместо моей мамы».

Вздрогнул Человек в мыслях: «Не могла она такое сказать!.. Впрочем… Может, и сказала...».

С тех пор, как Педоч (первая дочь Человека) стала наконец дамой состоятельной (с пятым мужем, лет 5 назад оформила с ним брак), она всем, чьи связи, возможности и кошелёк считала ниже собственных,  бросает в глаза правду-матку, критику, или обвинение (сочтёт необходимым – то надуманное, или злонамеренное).

— Вон идёт Песыч, мой братишка, – продолжила Педоч. – Рождением которого, как все говорили, вы были осчастливлены. Вы его якобы сильно любили, но всё равно ушли к другой женщине. Однако в его взрослой жизни немало потратились на него. Может, он возьмётся помочь вам.

Усмехнулся Человек в мыслях: «А ты мною разве не попользовалась?!».

Педоч пошла навстречу Песычу (первому сыну Человека) переговорить с ним в отдалении, чтобы не слышал родитель.

— Не могу понять, как его при таком уме, опыте, осторожности и предусмотрительности занесло в болото! Я услышала крики о помощи и потому пробралась в это место. Другому человеку, хоть родственнику, хоть постороннему, быть может, я и попробовала бы помочь. Не вышло бы – осталась бы при своих. А с ним – опасно. Может, ты, братишка, возьмёшься?
— Вы же, сестра, знаете, что 15 лет назад у меня была серьёзная травма колена и плеча. И мне нельзя напрягаться. Иначе опять будет плохо.
— А что делать? Может, позвонить его дочери? У ней ведь в любом деле были "длинные руки". Организует…
— Нет, Втодоч уже лет 10 не та, что прежде: болеет, лечится каждый год за рубежом, инвалидствует, перебивается между приступами, при которых находится на грани. Думаю, ей вовсе не до отца…
— Вот как! Значит, поделом! Обоим!
— А сколько времени он уже находится в болоте? В каком он сейчас состоянии?
— Его затянуло по пояс, а дальше не идёт…
— И на том спасибо! Значит, не страшно! Я позвоню его сыну. У него джип. Только на такой и можно сюда проехать…
— Потому я свой Мерседес и оставила на дороге с тобой, а сама прогулялась по лесу. И не зря: имеем счастье лицезреть своего предка!


После нескольких гудков вызова в сотке наконец раздался голос:
— Да!
— Алло? Втосыч?
— Да!
— Это я, Песыч…
— Я понял…

Объяснил старший из единокровных братьев младшему ситуацию. И добавил:
— Захвати прочный ленточный канат, типа буксирного. Отец обмотает им себя, концы бросит нам. Будем тащить. Если не сможем, тогда прицепим к твоему джипу.
— Во-первых, – начал отвечать Втосыч, – у меня бензина может не хватить на обратную дорогу. Я заправляюсь только высокооктановым и суперкачественным. Такой только на одной заправке. И его на ней нет уже три дня. Обещали, что бензовоз придёт завтра. Во-вторых, раз затягивание в трясину остановилось на уровне пояса – значит, сочтём за удачу, что отец залетел всего лишь на краешек болота, и он упёрся ногами о твёрдое дно. Соответственно, в-третьих, нет причин суетиться, кипятиться, рвать и метать. В-четвёртых, не имею буксира, который нужно будет где-то искать и купить только завтра. В-пятых, вы же, брат, знаете, что отец наш стальной, легированный, нержавеющий, спокойно переждёт не только до следующего дня, но и несколько суток ему нипочём (тут оба засмеялись). В-шестых, как только вы с сестрой уйдёте, он, предоставленный самому себе, скорее всего, одолеет, выберется и, как у него водится непременно, мне напишет, чтобы я не беспокоился (Песыч уловил лёгкую усмешку Втосыча). В-седьмых, на всякий случай скиньте мне локацию этого болота.


После телефонного разговора Втосыч, ради которого он уходил в дальнюю комнату своей большой квартиры, вернулся за вечерний стол на кухне.
— Долго разговаривали. Кто звонил-то? – спросила жена.
— Песыч.
— Приехать, что ли, хочет?
— Нет, об отце говорили.
— Да?! Удивительно! Ты, насколько я знаю, ни с кем и никогда отца по телефону не обсуждал! Тем более со сводным братом…
— Единокровным!
— Какая разница?
— Разница большая.
— Что-то случилось с отцом?
— Нет, всё нормально.
— Слышала, как ты смеялся.
— Анекдот он рассказал.
— Что за анекдот?
— Мужской. Не для женских ушей.


Содержание разговора между братьями стало известно Педочи.
— Примерно так я и сама поняла. Уходим.
— Надо сказать, наверно, ему о том, что помощь будет завтра…
— Нет! Мы свою миссию выполнили! А в остальном – пусть они сами разбираются!


— Ушли! – пробормотал Человек с удивлением и горечью. – С кем говорил-то по телефону старший сын? С младшим, наверно. И что решили? Неужели так уж трудно сказать мне в двух словах?! Может, пошли за верёвкой? Или топором? Чтобы срубить это деревце и подать мне один конец?


Много времени прошло в томительном ожидании и тягостном недоумении. Снова и снова, как в давние времена такое случалось со звучанием заигранной пластинки, стучали в голове и сердце одни и те же мысли: «Разве бросать в неведение человека, попавшего в беду, – это по-людски? И кто, кто бросил?! Дети! Родные дети! Давным-давно взрослые персоны!».



                II

– Тополя пирамидальные!
В дали смотрите вы дальние...
Не видать ли в дымке времени,
мне дано ль грести до ста?

Отвечают в шумном шелесте:
– Лилипут печальной внешности!
Упускаешь дни ты летние –
ни пушинки, ни листа...

– Гулливеры вы, но странные, –
обрываю речи бранные, –
переходите на личности,
я ведь вас растил с прутков...

– Не смешны ль твои амбиции?
Белой ниткой шьешь ты фикции,
свищешь всякие тут дикости,
от таких тошнит шутов...
 
– Тополя пирамидальные!
Нам внимают звезды ранние:
то ли эхо? ветра ль хитрости?
иль тоски прибой и зов?..



                III

«Не менее 10-ти лет последних бахвалился, что проживу не меньше сотни. Это я сейчас здоров, разумен, самостоятелен, ни от кого независим. И за ближайшую десятку могу быть спокойным. А потом? На подступах к 90? И дальше? Очень желательно, чтобы до конца, до последнего вдоха жил один и на полном самообеспечении.
А если не получится? Куда я денусь? В Дом престарелых? Уже тошнит от этой мысли!
Кто из детей возьмёт меня к себе? Ох, лишь бы не слечь! Лишь бы не быть в тягость!
Да?! Даже если останешься на твёрдых ногах, даже если всю физиологию свою будешь сам и выполнять, разве кто-то из детей твоих окружит тебя вниманием, заботой, терпением, идущими от сердца? Не уверен! Скорее всего, буду чувствовать, что моё присутствие раздражает, а порой и злит. Для меня такое – много хуже тоски одиночества, которая всегда со мной, не уходит, лишь может притихнуть на время, а потом опять поднимает голову.
Что ж ты, болото, шуткуешь со мной?! Что ж ты только по пояс затянула?! Надо было с головой! Быстрое спасение! Хотя нет! Никак не заслуживаю я казни удушением в течение 1-2 минут! Такая смерть – сама по себе препротивная, премерзкая! А ко мне – ещё и совершенно неправедная!
Готов быстро и без страданий отдать жизнь! Нет, не на войне! Ныне войн справедливых, освободительных не осталось! Ныне любая война – это паскудство верхов обеих сторон! Потому готов отдать свою жизнь, только продав своё тело на органы, которые у меня здоровые, как у здорового молодого человека! А вырученные деньги – недужной дочери: может, помогут исцелиться, или продлят век.
Надеяться ли, что в будущем кто-то из внуков скрасит мою немощь и старость! Вряд ли! Те из них, кому сейчас за 20 и чуть-чуть за 30, – уже, в общем-то, совершенно равнодушные ко мне особи! Ибо при той системе, в которой намеренно держат народ наши верхи, двуногие существа только и озабочены выживанием, безудержным гоном за улучшением своего материального положения, хватанием и хапанием всего, что можно и где только можно.
Собственно, верхи – главные фальсификаторы, мошенники, воры и грабители! С них все и берут пример! Болото, которому не видно ни конца, ни края!
Значит, судьбу старших внуков повторят и младшие, которым сейчас 3 и 6! За них, за их человеческую сущность, страшно в связи с их приклеенностью к гаджетам с видами и играми, если и развивающими, то примитивно и односторонне, а больше – консервирующими сознание, мысли и чувства на уровне робота и зомби.
Телевидение – ещё хуже! Как говорится, "от" и "до". Вот сегодня получилось так, что посидел я с 6-летней внучкой полдня. Отказывалась дольше минуты-полторы смотреть с интернета на моём планшете содержательные мультфильмы и слушать милые детские песенки, которые нам нравились в нашей молодости и на которых росли наши дети. Нет, она будет часами с неподвижным лицом наблюдать на большом ТВ-экране за экшн в анимационных творениях Запада с их гиперболическими и гротескными образами детей и взрослых разных рас, с несуществующими в природе чудищами, с фантастическими инопланетными существами. И все они держат зрителя в напряжении своими резкими движениями, громкими выкриками, гипнотизирующими вращениями огромных глаз, надрывной мимикой лица, непременными противоборствами друг с другом, а выдуманные персонажи – поражают не только внешним видом, но у них при сверхактивной речи могут вываливаться с орбит глазища, или языки в полметра – болтаться вне пасти туда-сюда. От всего этого "добра" я минут через 10 – в дому-то своём я телевизор вообще не включаю! – почувствовал разбитость, упадок сил, какое-то болезненное недомогание вкупе с печалью в душе.
Такое давящее состояние не проходило и когда я, дождавшись возвращения родителей внучки, вернулся к себе: из центра – на окраину. Желая разогнать туман в голове и спихнуть камень с сердца, вышел погулять. И не заметил, как меня занесло в беду. Здесь – болотце от Природы. Но вся страна – Болото! Увы!..»



                IV

«Надо ежемесячно откладывать из своей нищенской пенсии процентов 20-25. Не ахти какая сумма накопится за 10 лет, но на сиделку, если понадобится, хватит на какой-то срок. А там уж – будем посмотреть….
Спасибо, болотце, за решеньице! Нет худа без добра! Не попал бы в твои тенёта, не догадался бы в нынешней – обычной! – жизни, что есть такой выход, если меня в старости настигнет дряхлость. Выход, для меня единственно приемлемый. Выход, к созданию которого необходимо приступить. И создавать! И создавать!..»



                V

— Философстовать хватит! – промолвил вслух Человек. – Надо действовать! Однажды действия, направляемые Философией, вытащили Державу из Болота. И народ стал строить счастливую жизнь. Но за несколько десятилетий власти Державы и её враги в других частях Земли загнали народ, стремившийся к братству, добру и справедливости, в Новое Болото, ужаснее Прежнего…
— С той поры большинству населения напрочь не нужны ни Философия, ни Литература, ни Книги, ни Искусство, ни Музыка! Интересуют только еда и питьё, крыша над головой и одежда, телесные потребности и физиологические нужды, зрелища и развлечения! Последние, коррелируя с упадком образования, нравственности и культуры, с коррупцией чиновников и воровством на всех уровнях, с корыстностью шоу-бизнеса, а также со всеобщей доступностью  компьютерных и интернет-технологий, – словом, зрелища и развлечения масс стали донельзя низменными и примитивными! Для ради их деградации! И она – произошла!..
— Я сказал: хватит философствовать! Действуй! Выберешься, попадёшь домой, пошлёшь сыну Телеграм-сообщение, что всё нормально. Чтобы не беспокоился…




15-25 июня 2023 года.