Поиск ниши как поиск предназначения

Дориан Грей
Время нелегкое. Привычные, проверенные в мирные часы «бизнесы» дают сбой, начинают работать с заниженным КПД, а то и вовсе вхолостую. Зашла сегодня речь про «нишу», где можно «подзаработать». Вопрос не праздный. На злобу дня. Если, конечно, речь идет о дополнительном доходе к основному.
Вот только у подрастающего поколения, у ребят 20-30 лет от роду, часто нет различия между глаголами «работать» и «подработать», «заработать» и «подзаработать». А различие это фундаментальное, онтологическое.
Помните расхожее выражение: «Чтобы всю жизнь не работать, занимайся любимым делом»? Нынче звучит как шутка, но есть в нем некая кондовая, сермяжная справедливость. То, чем любишь заниматься, что на пользу добрым людям, - это настоящее, правильное, это «работать». То, что делаешь только ради прибыли, - это фальшивка, суета, это «подработать». Вот и выходит, что вся человеческая деятельность разделена на две части: настоящая, та, что от души, и фальшивка, та, что ради прибыли.
Очень часто «настоящие» специальности – династические, от отца к сыну, от матери к дочери. Возделывать землю, проходить забои в шахтах, драить палубу на судне, держать штурвал самолета, искусно обращаться со скальпелем и проводить немыслимые операции, стоять у школьной доски (и еще сотни сфер деятельности) – все это труд нелегкий, но если понимаешь его монументальную необходимость для общества, то приходит гордость, осознание собственной небесполезности, а значит, и любовь к труду, к делу рук своих, к плодам ума своего.
Для меня вопрос «кем стать?» был решен уже лет с шести-семи. Как и моя дочь, я книгу в руки взял довольно рано – лет в пять, и к шести-семи уже проникся тайной ефремовских туманностей, а потом и романтикой его же «Дороги ветров». Быстро проскочив мальчишеского «космонавта», я всерьез уверился, что мой путь – в кузове экспедиционного грузовика, вместе с костями диплодоков и тираннозавров. Новые исторические романы расширяли кругозор: палеонтолог со временем превратился в археолога, а тот перепрыгнул с карьерных раскопок за стол исследователя-историка.
Потом пришли в мою жизнь Стругацкие, мир Полудня, учитель Тенин, и скромный абстрактный историк-ученый трансформировался в историка-учителя. Был тогда еще в нашем университете историко-филологический факультет. История и литература были связаны для меня настолько неразрывно, что, поступив на филологический, который уже утратил к моменту моего абитуриентства преамбулу «историко-», я и не думал о предательстве по отношению к призванию. Предательства не было – я шел избранным с детства путем. И когда на излете филфака вторгся в мой разум Герман Гессе со своей «Игрой в бисер» и педагогической провинцией Касталией, все звезды снова сошлись. Я стал педагогом, пусть не историком, но тоже хорошим человеком.
И нет для меня вопроса «где найти нишу?», потому что ниша моя найдена давно: я учитель, я филолог, я писатель. Как музыкант кладет свою жизнь на постижение тайн Музыки и не мыслит себя никем иным, кроме как музыкантом, как женщина кладет свою жизнь на служение любимому Мужчине и не видит себя никем, кроме как женщиной, так и я положил свою жизнь на служение Слову. И если мои знания, если тысячи прочитанных томов могут помочь ребенку или взрослому, я всегда буду рад, готов и в состоянии это сделать. И доход от такой деятельности никак нельзя будет назвать «подработкой», потому что все в рамках избранного пути.
У мужчины должен быть путь, должна быть мечта. Именно это (а не количество побитых врагов, выпитого вина или трахнутых женщин) делает его мужчиной. Мечта. Ее наличие. Когда у вас есть мечта, у вас есть призвание. А значит, вопрос о «нише», о «подработке» не возникнет, потому что вы всегда востребованы, вы призваны на службу собственным призванием. А значит, жизнь ваша имеет смысл.
Вот так я и ответил на вопрос о «нише»: когда человек дохерища впахивает, обучается чему-либо, жизни себе без этого не представляет, то это становится его «нишей», и со временем она начинает приносить дивиденды. А «подзаработать» можно и на расчистке участков, уборке квартир или разгрузке вагонов. В свое время мы так и делали. А вот это все: чтобы дистанционно да занимало поменьше времени – это все не про нас.

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».