Чудодейственное средство. Часть 4

Оксана Нарейко
- Понимаешь, они меня всерьез не воспринимают! Отец приказал получить высшее образование, неважно какое, я слова не сказал, не мог. А зачем мне этот диплом? Чтобы отец мной гордился, вот зачем! Мне эта бумажка без надобности! У нас обувной цех, знаешь, какие мы туфли шьем? Смотри! Фирма! Даже лучше!

Руслан вытянул ногу и залюбовался творением рук то ли своих, то ли отцовских, то ли еще чьих-то, а потом с уже понятным мне неудовольствием покосился на мои старые босоножки. Мы сидели в институтском кафе, пили кофе, ели пирожные и Руслан объяснял мне, почему наше деловое сотрудничество - супружество будет полезно нам обоим.

- А теперь мать подсуетилась, невесту мне нашла! Сказала, закончу институт, вернусь домой, пару месяцев отдохну и осенью сыграем свадьбу! Представляешь? За меня все решила! А мать у меня такая, сказала, убейся, но выполни. А я не хочу! Я - мужчина и сам буду решать на ком и когда мне жениться!

От Руслана разве что гневные искры не полетели, а мне стало почему-то смешно. Глупый он ребенок, а не мужчина.

- Страшная невеста?

- Почему страшная? Нормальная, симпатичная даже. Не в ней дело! В приказе! Я им что, мальчишка? Иди туда, сделай это?

- И как женитьба на мне это все изменит?

- Кардинально изменит! Они поймут, что у меня своя воля имеется! План такой: приезжаем, показываем паспорта со штампами. Мать с отцом бесятся, но сделать ничего не могут. Не выгонят же они на улицу старшего сына и его беременную жену?

- Что? - я от неожиданном известии о своей "беременности" уронила кусочек пирожного на пол.

- Хорошо бы, но не получится, к сожалению, - вздохнул Руслан, а я встала из-за стола.

- Все, хватит, повеселил. Пока!

- Стой, дура! Да я пальцем к тебе не прикоснусь! Сядь!

Я неохотно подчинилась. В крови у меня что ли выполнять приказы всех и каждого?

- Хорошая бы была идея с беременностью, фиктивной, - поспешил заверить меня Руслан, - но мать тебя обязательно потащила бы к своему врачу, и обман бы быстро вскрылся. Эх, жалко, ну ладно! И с небеременной женой из дома тоже не выгонят! Ну что, согласна? Поживем вместе годик, поиграем в дружную семью, ты отдохнешь, здоровья наберешься, мама тебя готовить научит. Знаешь, как моя мама готовит вкусно? Весь район ее стряпню обожает.

- А потом что? - я решила дослушать бредни обувного Макиавелли до конца.

- Потом? - задумался Руслан. - Разведемся, мама тебе мужа достойного сосватает, я тоже девушку найду хорошую, женюсь. Сначала с тобой разведусь, а потом женюсь.

- Большей глупости я в жизни не слыхала! По-моему, ты спятил! Зачем все это? Не хочешь жениться, так и скажи родителям!

- Хочешь уехать в другой город, так уезжай. Это же легко? Скажи мне! - Руслан внимательно посмотрел на меня, и я поняла, что он не так прост, как я подумала, а роль придурковатого блудного сына разыграл специально для меня.

Я разозлилась. Почему это я должна ему что-то говорить и доказывать? Кто он такой?

- Не хочешь, не надо, другую найду. Слушай, пойдем в кино? Говорят, хороший фильм показывают.

Руслан вроде бы решил немного приударить за мной или извиниться, и это было намного приятнее, чем деловое предложение замужества. Я согласилась на кино, а потом и на кафе, совсем забыв позвонить домой и предупредить маму и бабушку. Уже поздно ночью Руслан проводил меня до дома, где меня уже ждал грандиозный скандал с валидолом, руганью, слезами и упреками. Я, конечно же, была виновата, но что-то во мне окончательно сломалось, и утром я позвонила Руслану и сказала, что согласна выйти за него замуж.

- Только там же ждать месяц?

- Я договорюсь, - ответил счастливый "жених" и сказал, что сегодня же он купит нам обручальные кольца.

И он действительно договорился, и через неделю мы пошли в ЗАГС, где я ответила что-то вроде "да" или "согласна", уже не помню и поставила свою подпись в большой амбарной книге.

***

- Мама, бабушка, знакомьтесь, это мой муж!

Я боялась, что они упадут в обморок или бабушке станет плохо с сердцем, но мои единственные родные люди просто мне не поверили.

- Смешная ты, внучка! Юмористка! Муж, так муж, проходите юноша, будем чай пить, - бабушка довольно взяла из рук Руслана большой торт и букет и поспешила на кухню.

- Мама, я действительно вышла замуж, и мы уезжаем. Скоро уезжаем.

Если бы я тогда могла провалиться сквозь землю! Если бы я могла забыть тот вечер и те слова, которые мы с мамой наговорили друг другу. Руслану я велела уйти, иначе и ему бы так влетело, что женитьба по чужой воле показалась бы ему приятной прогулкой по парку.

Не хочу и не могу вспоминать тот вечер, когда я так жестоко обрезала пуповину, которая связывала меня с мамой всю мою жизнь. Мы обе были неправы, и обе не хотели понять друг друга. У каждой из нас была своя правда. Бабушку мне было жальче мамы, жальче себя. Она металась между нами, разрывалась между любовью к дочери и внучке. Мне страшно подумать, на сколько лет я тогда сократила бабушкину жизнь. Это мой самый большой грех, который я никогда не смогу отмолить...

- Куда ты едешь, внученька? Чужие люди, чужая семья, одумайся! - плакала бабушка. Руки у нее тряслись, глаза опухли от слез. Я и сама ревела, и только упрямство и нежелание слышать мамино "а я тебе говорила!" гнали меня из дома.

Я уехала через неделю. Мама со мной не разговаривала, только сказала сквозь зубы, чтобы я не брала с собой теплые вещи, месяца через три все равно вернусь домой, поджав хвост.

- Какую глупость мы делаем! Ну что за чушь! Жениться, чтобы доказать свою самостоятельность! А я? Тоже хороша! Втемяшилась мне в голову мысль: уехать, уехать, уехать! Давай все отменим, а? Ты поедешь к себе, я вернусь домой, а ты потом приедешь и мы быстро разведемся! - пыталась я уговорить Руслана, но он лишь ухмылялся и предвкушал ужин, приготовленный мамой и долгое застолье в честь получения диплома и женитьбы.

- Вот увидишь! Все будет просто прекрасно! - таким был его легкомысленный ответ человека уверенного в себе, неоправданно уверенного, а я боялась еще одного скандала, молила Бога, чтобы мне выделили комнатку, в которой я от него бы смогла спрятаться.

Я была готова к самому худшему, даже к тому, что меня выгонят взашей, как самозванку, но, к моему удивлению, все прошло тихо и почти гладко. Наверное это произошло потому, что семья Руслана просто потеряла дар речи, а он, с искусственной и натянутой легкостью, попросил постелить нам в его половине дома (как Руслан объяснил мне, несколько комнат достроили с прицелом на его скорый брак и детишек) и накрывать на стол. Я сказалась уставшей и заперлась в "нашей" спальне, решив, что Руслан найдет, где переночевать. Что ему говорили родители, и как он выжил в битве за свою самостоятельность, меня не интересовало. Я ела себя поедом за совершенную глупость и собиралась уехать домой максимум через неделю. Я еще не знала, что эта новая, "семейная" жизнь плавно и постепенно перерастет в мою новую жизнь.

Моя свекровь оказалась очень умной и проницательной женщиной. Ей хватило всего лишь одного дня, чтобы раскрыть наш наивный обман. Помню, как она выгнала всех домочадцев (я даже не успела запомнить их имена и лица, мне казалось, что у Руслана чуть ли не дюжина братьев и сестер) из кухни, налила мне кофе в маленькую чашечку и приказала:

- Рассказывай все без утайки! И не смей меня обманывать! Я вранье за версту чую, - она жестко на меня посмотрела, а я боялась даже разок в глаза ей взглянуть, лишь уставилась на ее удобные тапочки и подол цветастого платья. Моя свекровь была красивой женщиной, уверенной в себе, в своей семье, в муже, красива она была не лицом, а вот этой семейной силой.

Ее слова были именно приказом, и я не посмела его ослушаться, успев удивиться удивительному упрямству Руслана и его решимости пойти против материной воли.

Я рассказала ей все, даже свои переживания по поводу ссор и возможного маминого манипулирования мной (я уже начала в этом сомневаться и корила себя за бесчувственность и жестокость). Моя свекровь внимательно меня выслушала, а потом неожиданно обняла меня, погладила по голове и назвала маленьким воробушком. Так меня потом все и стали называть - воробушек.

- Ах вы дети, дети! - вздохнула она. - Сделаем так. Живи здесь, мы все притворимся, что вы с Русланом обыкновенная семья, праздник устроим, тебя красиво оденем, соседям на зависть! А потом отдыхай, гуляй, набирайся сил. Готовить я тебя научу. Посиди месяца три дома, привыкни ко всему, дальше устроим тебя на работу. На людей посмотришь, поймешь, как у нас живут, чем интересуются. Опыта наберешься, а потом... - она замолчала. Я со страхом ждала ее вердикт. Эта удивительная женщина, казалось, знала все наперед, была в ней огромная сила, которой подчинялись абсолютно все, только Руслан, как первый и очень желанный ребенок, смог пойти против ее воли, но и он, должна я сказать, немного забегая вперед, не далеко ушел.

- А потом сосватаю тебе хорошего жениха. Детишек родишь, мальчика и девочку, жить будешь, счастлива будешь! - нагадала мне свекровь.

- Мама говорит, в нашем роду только девочки рождаются, - ответила я, почему-то сразу поверив в свою судьбу, почти поверив.

- Пф! С судьбой можно договориться! Ты ей нужные слова, она тебе сына. Вот и все! - твердо ответила свекровь и велела мне допивать кофе.

Все случилось именно так, как моя свекровь то ли провидела, то ли сама начертала. После шумного и обильного застолья, я уже точно стала женой Руслана (мы с "мужем" спали в разных комнатах, свекровь очень строго за этим следила, словно она была моей матерью, головой отвечающей за мою честь) и была принята в семью - большую, шумную, щедрую и любвеобильную. Мое утро начиналось в восемь (свекровь давала мне время поваляться в кровати и готовила завтрак на всю ораву сама), когда я приходила в большую кухню, меня уже ждали чашечка ароматного кофе и булочка, намазанная маслом, а к ней кусочек домашнего сыра и варенье в маленькой вазочке. Я завтракала и начиналось мое учение: свекровь, как и обещала, учила меня готовить, водила на рынок, где под ее присмотром я выбирала продукты и знакомилась с проверенными временем и качеством овощей, фруктов и мяса, продавцами, я узнала, как правильно гладить брюки, а когда в гости приходила сестра свекрови с маленькими внуками, я с удовольствием возилась с малышами.

- Смотри, смотри, как она с ними ловко управляется! Точно тебе говорю, скоро и ты бабушкой станешь! - неверно предсказывала будущее моя новая родственница, а свекровь лишь усмехалась.

Три месяца пролетели очень быстро. Я страшилась и ждала того момента, когда мама напишет мне письмо или позвонит. Сама я звонила домой два раза в неделю ("о расходах даже не думай, родные - это святое", - сразу сказал мне Руслан, он уже работал на отцовской фабрике и получал приличную зарплату и, как порядочный и щедрый "муж" выдавал мне деньги на "булавки и карусели"), но мама отказывалась говорить со мной. С бабушкой мы вели долгие беседы, я рассказывала, как удивительно живется в городе, со всех сторон окруженном горами, какие здесь вкусные продукты и как дороги привозные фрукты, а бабушка плакала и все твердила, что из их с мамой жизни ушел свет и что жить им теперь незачем.

- Живите для себя! А я приеду в гости! Скоро приеду! - дрожащим от слез голосом отвечала я и после каждого разговора собирала сумку и просила, чтобы меня отвезли на вокзал. Я хотела вернуться домой.

- Я тебе сейчас скажу очень жестокую вещь. Когда-нибудь твоя бабушка умрет, и твоя мама умрет, а ты еще будешь полна сил. У тебя будет своя семья, ты будешь жить для себя и для них, когда бабушка и мама умрут. Пойми это! Ты не можешь жить ради них или за них. Ты отдельный человек. Если бы Бог хотел, чтобы люди дышали и жили друг другом, он бы связал их пуповинами на всю жизнь. Но каждый рождается и умирает сам. И живет сам. Сам - не значит один, не значит только лишь для себя. Ты не могла отдать свою головную боль маме, так не бери на себя ее боль, она должна с ней управиться сама. Понимаешь?

Свекровь погладила меня по голове и велела написать маме письмо с приглашением в гости. Я снова подчинилась.

Мама с бабушкой приехали ко мне осенью, когда дни еще были жаркими, но ночи уже заставляли одеваться потеплее и с замиранием сердца вглядываться в звездное небо - обманчиво близкое и манящее.

- Мы привезли тебе теплые вещи, а если ты захочешь, можешь возвращаться, - натянуто и с трудом сказала мне мама. Я кинулась к ней, обняла, но она не пошевелилась, ни одна ее мышца не дернулась, не ответила на мой порыв.

- Вот, значит, как... - сказала я маме и увидела, как твердо и непреклонно сжаты ее губы.

Неизвестно, чем бы этот визит закончился, если бы не моя свекровь.

Сколько сладких слов было сказано, сколько благодарностей и подарков почти высыпалось на головы мамы и бабушки. Свекровь благодарила их за воробушка, то есть меня, восхищалась их педагогическими способностями, узнавала рецепты моих любимых блюд и льстила, льстила, льстила без остановки. Меня даже начало подташнивать от такой наглой напористости, я прерывала свекровь, иногда даже перечила ей, но, как и всегда, она оказалась абсолютно права. И эти тонны медовых слов смогли растопить мамино сердце. Мы помирились.

Мама робко спросила, может быть молодые переедут к ним? Квартира большая, а в городе много работы. Но свекровь и тут выкрутилась. По ее словам выходило, что я крайне незаменимый человек в их семье и что на мне держится весь дом.

- Как же мы без воробушка? - свекровь почти плакала и картинно протягивала к маме руки.

Я позавидовала актерским данным свекрови. Уедь я из их дома, никто бы этого и не заметил, разве что сыра бы стали меньше покупать.

Мама с бабушкой, умасленные, довольные, нагруженные подарками, уехали домой, взяв с меня обещание поскорее приехать в гости. А я вдруг почувствовала себя свободной. У меня были обязанности, конечно, но я внезапно поняла, что я - полноценный человек и вольна жить такой жизнью, которую сама себе выберу, за которую потом сама же и отвечу.

Пролетел год, и все предсказания моей свекрови исполнились с ювелирной точностью. Руслан, как это не смешно, влюбился именно в ту девушку, которую ему присмотрела мать (ей снова пришлось пускать в ход всю свою власть и обаяние, чтобы родители невесты забыли прошлогодний позор, когда жених удрал почти из-под венца, раньше такие обиды смывались только кровью, но, к счастью, времена изменились), а меня свекровь тоже сосватала. За владельца аптеки, в которую меня устроили на работу (ох, не случайно именно в эту аптеку требовался специалист). Это не был брак по расчету или обычаю, мы с моим избранником действительно полюбили друг друга. С Русланом мы быстро развелись и сыграли наши новые свадьбы в один месяц. Его вторая жена долго подстраивала мне всякие пакости, но, когда заболел их с Русланом первенец, и я примчалась на помощь, она простила меня (примерно понимаю, за что именно) и мы если не подружились, то и враждовать перестали. А с моей первой свекровью мы до сих пор дружим. Есть в этой пожилой уже женщине неразгаданная загадка, свет и тепло. Я часто прихожу к ней в гости, мы пьем кофе и наслаждаемся беседой. Почему-то она меня полюбила и тоже привязалась ко мне.

У нас с мужем родился сын (мама и бабушка сначала мне не поверили и все допытывались, не подменила ли я ребенка в роддоме, не подкупил ли мой муж акушерку, чтобы изменить судьбу рода), а потом и дочь и живем мы очень дружно и счастливо. Бабушка умерла несколько лет назад, я приглашала маму жить к нам, но она отказалась. Сказала, лучше быть одинокой, несчастной хозяйкой, чем приживалкой. Меня обидели ее слова, но и немного (к моему стыду) обрадовали. Мама так и не смирилась с моей самостоятельностью и до сих пор часто пытается меня учить, забывая, что я и сама мать и не очень уж далек тот день, когда я стану бабушкой.

Как долго я все вспоминала... а все потому, что сегодня на стене супермаркета я увидела объявление, нет это была небольшая афиша - броская, яркая, а на ней... я не поверила своим глазам. Та самая Ирина Петровна. Постаревшая, поседевшая, с морщинами, но глаза все те же - яркие, живые, завораживающие глаза ведьмы. Мое сердце застучало быстро-быстро, внезапно в левом виске проснулась давно забытая боль, и я не сразу смогла прочитать, что же было написано на афише. "Регрессивный гипноз, гипнотерапия, психологические консультации и чтение мыслей на расстоянии" - прочитала я и вдруг словно услышала негромкий, ритмичный стук пальцев по столу. Раз, два, три, раз, два, три... Так вот кем она была! Та Ирина Петровна (звали ее, конечно, абсолютно по-другому)! Вот откуда она знала обо всех моих проблемах, я же ей сама все рассказала, сама того не помня! А целебная вода из-под крана... просто вода, ведь сила была не в ней!

Как описать это волшебное чувство освобождения от загадки, мучившей тебя три десятка лет? Я не знаю, наверное, это очередная ступень свободы, облегчения, счастья и понимания.

Сегодня я иду на сеанс гипноза, нет, у меня ничего не болит, мне просто интересно, какие мои страхи, каких моих демонов вывела на чистую воду Ирина Петровна тогда, в тот весенний день 199... года. Не просто вытащила их на свет Божий, а и безжалостно уничтожила. Страхи навязанные, чужие, я, конечно же, догадываюсь, откуда они взялись. Я знаю их в лицо... Почему-то я уверена, что Лжеирина Петровна меня обязательно вспомнит. А вечером мы устраиваем банкет. Я уговорю Ирину Петровну (мне нравится называть ее именно так) прийти к нам в гости, я хочу отблагодарить ее за то, что много лет назад она открыла мне дверь, что помогла. Кроме того, она - моя должница. Да, да, вранье - это долг, и она должна мне его отдать своим визитом, ведь моя первая свекровь очень хочет (а ее желание - закон) познакомиться с женщиной, которая привела в этот город ее воробушка. Меня.

Необходимое примечание: все герои и события выдуманы, все совпадения случайны.

©Оксана Нарейко