Про ковёр

Ирина Аллен
Давно это было, году этак в 15-м от начала века, задел меня пост о мещанстве: темой того поста был ковёр как воплощение мирового зла и дурновкусия.

Таак мне за ковёр обидно стало! И решила я его защитить.
Начала с рассказа о музее декоративно-прикладного искусства русских мастеров- так гордо именовалась Оружейная палата в годы, когда я туда пришла (не скрою, по блату) после Университета, начитавшись в спецхране Ольгу Фрейденберг (кузину Пастернака) о семантике и происхождении первых вещей (в блокадном Ленинграде она это писала), ринулась в бой и... не победила: Низяя! про туманное происхождение и тем более - про жизнь во дворцах эксплуататоров!

ОК, я свои знания в своей отдельно взятой кооперативной «пещере»  воплощала. Ковёр у меня, как в первобытной пещере шкура зверя, стал средством огораживания от ХАОСА СНАРУЖИ. И в этом я преуспела! Но ещё раньше в этом преуспели моя бабушка и мама, за что я им очень благодарна.
Итак, если позволите, предамся воспоминаниям (коротенечко).

Мне лет 6 - 9. Моя кроватка у стены, на стене ковёр. Это был мой Мир! Днем - школа, двор, а перед сном - один на один с ковром. Он чуть шершавый если против ворса и мягкий шелковистый по ворсу, я путешествую по его узорам, отыскиваю лица, причудливые строения и фигуры, однажды я отыскала там принца...
(Кстати, ковёр не защищал от странных голосов, которые за тонкой стенкой слушал новый сосед-грузин, который носил халат! и всегда первый со мной! здоровался; про него на кухне говорили шепотом, что вернулся оттуда… но я отвлеклась).

Мне 12. К нам в московскую коммуналку переезжает из своего Калинина (Тверь теперь) бабушка: она вышла на пенсию. С собой она привезла подарки: маме цигейковую шубку, мне немецкую куклу, а  в дом - библиотеку из новеньких собраний сочинений и огромный ковёр в красновато-охристых тонах. Сказала - итальянский. (После расстрела мужа в 37-м бабушка сумела найти работу в Заготконторе (слово было загадкой для меня) и имела доступ к дефициту). У меня началась новая жизнь с книжкой и на ковре - чем не Шемаханская царица!

... Я - замужняя студентка с мальчиком и ... снова с мальчиком, не считая мужа. Пропускаю несколько кочевых лет и наконец — я владелица трехкомнатного кооператива в Черемушках! "Временем уют отполирован" - этого нет и в помине, а очень  хочется придти с работы в свою уютную "пещеру", и в этом уюте спрятаться хотя бы до утра.
И я этот уют создавала! Как? Зарплат инженера и музейного работника не хватало даже "до получки", но был Его Величество КРЕДИТ! И в кредит, если повезёт (а мне всегда в этом везло!) "давали" ковры! На протяжении лет десяти я отхватила 3 (три)!! В каждую комнату - по ковру. Я построила свой ДОМ!
За его стенами шли к коммунизму. Там нужно было умолять гардеробщицу в библиотеке пристроить две авоськи, из которых текло, предварительно выстояв очередь за "текущим", там.... А мне плевать! Я  - дома, я утопаю босыми ногами в густом ворсе ковра из Марокко, ложусь на гладкий, словно из шёлка, вьетнамский  - цвета незрелого яблока, а на диване у меня белый, как снежные вершины Килиманджаро, ковёр, сотканный - пусть и не древними, но греками!

Правда, старшая подруга осуждает, мол у тебя, хорошо, но... «Что но?» "Слишком... красиво как-то, уютно..а ведь ещё Марина Цветаева писала, что в их семье жили по-спартански... Уют - это мещанство..." Подруга краснеет и этим удерживает меня от неполиткорректного вопроса, почему её тянет ко мне домой каждый божий день.

Я и сейчас живу с ковром. К ужасу "наших" рос женщин, он у меня на стене висит (см. фото). Эти, понимашь, английские квартиры - одно название, клетушки просто-таки, ковёр приличного размера не расстелишь! А этот я в Мусульмании отхватила, он руками мусульманских трудящихся соткан.

P.S. Ковёр - он вещь беззащитная, каждый обидеть норовит. Опомятайтесь, граждане! Без ковра  жизнь уныла и горька, что неизбежно сказывается на качестве выдаваемой нами продукции.