Смоленские этюды

Федоров Александр Георгиевич
  Поздней осенью, где-то в начале 80-х годов прошлого века  меня с группой специалистов от НИТИ Авиапрома направили в командировку город Смоленск для  помощи в освоении разработанного нами прибора контроля чистоты воздуха.
 
  Красивый древний город Смоленск, расположенный на зеленых холмах, является  западным форпостом России. Это  город-герой, в котором соединились красота православных храмов, богатейшая история государства Российского и военные подвиги русского народа.
 
  Прибыв на железнодорожный вокзал Смоленска в конце дня,  мы сразу направились в гостиницу. Как всегда, мест в гостинице не было, поэтому мы расположились в её холле и стали ждать вечера, когда снимается гостиничная бронь и появляются свободные места. Ждали мы долго, так долго, что я сладко уснул в кресле, над которым «заботливо» раскинула свою пышную крону гостиничная пальма. Глубокой ночью меня разбудили и я, радостно ошарашенный, быстро заполнил анкету и поселился вместе с другими командировочными в четырехместный номер.  Обстановка в номере была спартанская – четыре железных полупродавленные кровати с тумбочками, платяной шкаф и один умывальник на всех.  Все другие удобства были в коридоре.
  Вот в этом мужском номере мы и прожили почти две недели. Все время мы проводили на Смоленском заводе ИЗМЕРИТЕЛЬ, а вечером и выходные дни старались  как-то разнообразить свое довольно унылое существование культурной программой.
 
  Посетить Смоленск и не увидеть Успенский собор, который является визитной карточкой города, просто немыслимо. Это великолепное светло-лазурное сооружение в стиле барокко. Оно как бы парит над городом. Главное, что поразило меня на входе в собор – это его уникальный резной пятиярусный иконостас, уцелевший с 18 века. Такого великолепного иконостаса я еще нигде не видел, хотя бывал во многих соборах России и на Западе! Я просто раскрыл рот от удивления и восхищения. Мне кажется, что он не оставит равнодушным и любого другого, посетившего храм. От него просто нельзя было оторвать взор.
  Своеобразие внутреннего убранства собора создается  искусно вырезанными деревянными скульптурами, которые располагаются на стенах этой церкви и в иконостасе. Я никогда не сталкивался с такой редкостью, ведь в  православных храмах России такого почти нет. Видел это только в соборе в Перми.
  Нам несказанно повезло – как раз в это время выступал с проповедью настоятель храма, архимандрит, а ныне наш Патриарх России и всея Руси Кирилл. Запомнилась тема лекции – «Как нам вести нашу мирскую жизнь, чтобы обрести Царство небесное».  Я был просто поражен - это был просто МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА! Речь настоятеля была настолько эмоциональная, насыщенная историческими примерами и ссылками на Библию, настолько была искусно построена, что и я, и все посетители, затаив дыхание, внимали этой  проникновенной проповеди. И это понятно: будущие духовные пастыри получали в стенах духовной академии очень обширные знания по закону божию, истории христианства, русской православной церкви и поместных церквей, богословию; они изучали риторику, ораторское искусство, психологию, этику и историю.

  Вместе с Людмилой, сотрудницей нашего НИТИ, мы в один из выходных дней облазили весь Смоленский Кремль. Нас поразили величественные руины этой крепости.  Как нам рассказал экскурсовод, Смоленский Кремль, сооружен по проекту Фёдора КОня в конце XVI века. Можно сказать, что почти каждый российский кремль, каждая крепость является сгустком исторической памяти, включающей в себя историю знаний, общественных отношений, историю развития городской застройки, и даже мировоззрения наших предков.
 С Людой мы взобрались на крепостную стену и прошли вместе километра полтора. Путь по верху стены был нелегким, местами  кирпич осыпался, и пришлось преодолевать эти места со страховкой, держась за руки.  Осматривая грандиозные, но тоже частично руинированные башни Кремля, нам пришла в голову оригинальная идея – а почему бы не открыть в отреставрированной башне какую-нибудь ресторацию, типа исторического кафе? Такие кафе я много встречал в Прибалтике и других курортных местах. Народ бы валом валил в такое место! Возможно, эта идея реализовалась в современном Кремле. Особенно, если бы там подавались  исконно русские блюда  и напитки – расстегаи, тройная уха, наваристые жирные двухдневные щи, пироги с различной начинкой, сбитни, медовухи, квас.
  В конце прогулки у Люды обнаружилась пропажа кошелька почти со всеми деньгами. Спохватившись, мы вернулись в крепость, прошли  весь наш путь, тщательно осматривая его, но кошелек как сквозь землю провалился…

  Как-то вечером я после работы побывал в музей Конёнкова. Конечно же, первым, на что я обратил внимание при подходе к музею – это потрясающе красивое здание, в котором расположен музей – старинный одноэтажный особняк с мезонином, некогда, в дореволюционные времена, принадлежавший семье Энгельгардтов. На мой взгляд, это один из самых красивых особняков Смоленска – здание является памятником архитектуры в стиле эклектики второй половины XIX века. Архитектурно-декоративная композиция главного фасада совмещает элементы рококо и декоративные формы древнерусского зодчества. Сергей Тимофеевич, будучи уроженцем Смоленщины, в 1969 году загорелся идеей создать в городе свой музей, для которого, по желанию мастера, 41 произведение из его московской мастерской перевезли в Смоленск – помимо портретов и фигур писателей, художников, знаменитых людей, в коллекцию вошли сказочные персонажи. Мне музей очень понравился.

  В один из свободных вечеров, я случайно попал в Смоленскую областную филармонию на концерт Владимира Атлантова, который был лидером советского оперного искусства. Филармония располагалась в бывшем здании Дворянского собрания, в котором раньше проходили дворянские балы и торжественные вечера. Певец пел романсы и арии из опер русский и иностранных композиторов. Публика восторженно принимала его выступление – бисировала, кричала БРАВО, вставала и долго, как я помню, не отпускала певца со сцены.
 
  В один из выходных мы с Людмилой решили поехать в Витебск, которые находится в километрах 90 от Смоленска. Дизель-поезд туда ходил только по утрам, раз в день, и возвращался вечером. Мы договорились встать часа за два до поезда, зайти в  расположенную неподалеку забегаловку КАРТОФЕЛЬНЫЕ БЛЮДА, наскоро перекусить там и оттуда уже ехать на железнодорожный вокзал. Я проснулся вовремя, прошел к номеру, где жила Люда, постучал сначала тихо, потом громко. Потом, не дождавшись ответа, просто забарабанил в дверь. Наконец, она, зевая, в ночной сорочке  открыла мне дверь. Я сказал, что через 20 минут зайду за ней. Но когда, же я зашел, вся описанная процедура повторилась снова. Мы так и не уехали в тот выходной. Поехали мы в Витебск уже в следующие выходные, когда другие  командированные уже уехали. Мы же, под благовидным предлогом, что у нас на заводе остались незаконченные дела, остались. И посветили один выходной поездке в Витебск. Здесь  мы как будто попали в другую страну, хотя отчасти это и было верно, ведь Белоруссия была одной из советских республик. Расположенная на границе СССР, она была витриной государства, чем разительно отличалась от России. Чего только в магазинах Витебска не было…. Как мне помнится, я купил там превосходные дефицитнейшие  и модные в то время вельветки – это такая обувь с верхом из вельвета. Купил я и зеркальный фотоаппарат ЗОРКИЙ-Е белорусского производства. А также много художественной литературы. В то время, любознательный читатель, ее в российский магазинах и днем с огнем нельзя было найти…. Приобрел я и польский хлопчатобумажный плащ песочного цвета с блестящими желтыми металлическими пуговицами. А также и много всяких импортных мелочей, включая польскую косметику.
  Тяжело нагруженные сумками с вещами мы еле втиснулись вечером в набитый пассажирами и вещами дизель поезд. Да, эти воспоминания и сейчас стоят перед глазами….

  В воскресенье, уже вечером, мы с Людой сели в проходящий шикарный международный экспресс Берлин-Москва и уже утром в понедельник прибыли на Белорусский вокзал столицы. Здесь нас ожидало еще одно приключение. Я взял огромные чемоданы Людмилы, в которые она умудрилась положить несколько пар обуви и верхней одежды, прихватил свои вещи, и быстрым шагом направился к камерам хранения, попросив ее с остальной поклажей следовать за мной. Вот я дошел до камеры хранения, встал в длинную очередь отстоял ее, сдал все наши вещи. И только тогда я вспомнил о Людмиле. Я ее не было…. Я помчался обратно, и что же я увидел? Люда спокойно сидела на своем небольшом чемоданчике в конце перрона и с невинным видом ожидала меня. Только то, что у нее в этот день был день рождения, удержало меня от некоторых сердитых выражений в ее адрес.

 
 Но все хорошо, что хорошо кончается! На этом, дорогой читатель, я и закончу свое повествование.

                Счастья тебе!