Трижды капитан. Из неопубликованного

Владимир Цвиркун
               
  – Р-р-а-а-в-н-яя-й-сь! Сс-мир-на!  Товарищ полковник, группа ветеранов воздушно-десантных войск построена. – Доложил капитан Берёзов.
  – Гвардейцы, поздравляю вас с праздником ВДВ!
  – Ура! Ура! Ура!
  – Вольно!
  К микрофону, установленному возле памятника знаменитому командующему, основателю современной крылатой пехоты, генералу армии Василию Филипповичу Маргелову, поочередно подходили с поздравлениями глава администрации района, его заместитель, гости из областного центра. Последним выступил Пётр Берёзов.
  – Есть в военном приказе, – начал он, – такие слова, на которые только в тяжёлом бою, да и то не всегда, получает права командир, поднимающий роту свою.
Какие же это слова? Они просты: «Коммунисты, вперёд!». С ними шли в атаку в гражданскую войну и в Великую Отечественную и побеждали. Это было оправдано. Это помогало крушить врага. Та эпоха канула в Лета.
   Но в недрах того времени зрел и набирал силу новый боевой девиз. Его впервые произнёс генерал армии Жуков, разговаривая с защитником Ленинграда майором Маргеловым: «Никто кроме нас!». Эти  слова впоследствии стали для десантников клятвой умереть, но не уйти с позиции. Тому подтверждение – войны в Афганистане, в Чечне,  других горячих точках.
  Мы уже несколько лет проводим свой праздник голубых беретов, и за это время не зафиксировано ни одного случая нарушения  общественного порядка. Это говорит о высоком уровне самосознания воина в тельняшке. Спасибо вам за службу! С праздником, десантники!
  В ответ прозвучали аплодисменты.
  – Извините. Хотел только поздравить, а вышло…
  – Хорошо, товарищ капитан, сказали, душевно. – Заметил глава администрации района. – Ну, хлопцы, празднуйте.
  К Берёзову подошёл гвардии полковник Волков, председатель ветеранской десантной организации района:
  – Как намечали, сфотографируемся у фонтана, побудем с ребятами в кафе, а там…
  –  Поедем ко мне на фазенду, посидим в этот благодатный день  на берегу реки в тени высоких верб. Жара навалилась с утра, а у меня под боком – прохладная вода. Выпьем – нырнём, выпьем – поплаваем. Как тебе предложение, полковник?
  – Заманчиво.
  –Так и поступим…
  – Давай, капитан, по чуть-чуть, день длинный, ещё успеем...
  – Ещё успеем похмелиться? Так?
  – Не-е. Годы уже не те. Какой же у тебя коньяк крепкий. И пахнет благородно.
  – На виноградном спирте настаивал дубовую кору, немного лаврушки, корицы и мёда.
  – Молодец. В магазине такого не купишь.
  – Это точно. Похмеляться не надо.
    Выпили коричневатый напиток, щёлкнули язычком внутри рта и посмотрели на текущую реку.
  – Вот так сидел бы здесь днями и никуда бы не уходил. Хорошо у тебя, Фёдор! Скажи, почему ты только капитан? Хотя бы майор, куда не шло.
  – Ох, полковник, рассказывать тошно.
  – А всё-таки?

  – Посыльный бежал к капитану Берёзову без передышки почти полтора километра. Постучался громко. Открыли сразу с вопросом:
  – Что случилось?
  – Товарищ капитан, в роте ЧП.
  – Рассказывай.
  – Молодёжь подралась со стариками. Троих отвели в ПМП. Дошло до дежурного.  Он послал меня за вами.
  – Этого только не хватало, – приговаривал Берёзов, облачаясь в военную форму.
  То, что в его подразделении назревал бунт, он чувствовал по докладам командиров взводов и старшины. Капитан хорошо помнил недавний случай, когда старослужащие избили молодого солдатика, а потом они же вывели всех салаг вечером бежать кросс на морозе. А сколько мелких, унижающих достоинство солдата, происшествий было за это время. И всё это творили старослужащие из Западной Украины.
Увидев своего командира, подскочил с докладом дежурный по роте.
  – Товарищ…
  – Вольно, сержант. Уже доложили.
  –  Товарищ капитан, в расположении роты находится заместитель командира полка по политчасти подполковник Гордеев.
  – Где он?
  – В канцелярии беседует с сержантами.
    Когда всё успокоилось, я построил роту. И знаешь, чему порадовался? Они дрались между собой, словно каждый из них защищал свою родину. Настоящий был рукопашный бой.
  Наказание последовало незамедлительно: двух сторослужащих отправили в дисбат, шестерым командир полка объявил по десять суток гауптвахты. А с меня сняли капитанскую звёздочку. Вот так-то, товарищ полковник. Но это только первый раз. Давай ещё по одной коньячку и – в воду.
  – Давай.
  Вышли, отряхнулись, попрыгали на одной ноге, наклоняя голову.
  – Ты говоришь это только первый раз?
  – После этого пошла моя служба и военная карьера, как говорится, наперекосяк.
Правда, через год вернули звёздочку. А тут случился полковой смотр. Приехал к нам сам генерал Орлов. Знаешь, идёт так вальяжно мимо строя и подходит к моей роте. Остановился, спрашивает:
  – Вопросы есть?
  – Есть, товарищ генерал. У меня старший лейтенант Борисов уже девятый год ходит взводным. А его взвод после каждой проверки «отличный».
  И тут меня чёрт дёрнул за рукав. Я смотрю генералу прямо в глаза и говорю:
  – Вы своего зятя – командира роты – сразу назначили нашим командиром батальона. Это в армии называется кумовство.
  Побагровел тут генерал. Смотрит то на меня, то на своих сопровождающих и говорит:
  – Ты как разговариваешь с генералом? Тебе, видимо, капитанские звёздочки тяжелы. А это не тот ли, в чьей роте произошла драка?
  – Он самый, – последовало подтверждение.
  – Теперь понятно. Ох, и дурак ты…
  – Не ты, а вы, товарищ генерал, – возразил я ему.
  – Ну, ты у меня попляшешь, старлей.
  – Кстати, товарищ генерал, а вы мне досрочно присваивали звание старшего лейтенанта.
  – Значит, не разглядел тебя. Всё. Разговор окончен…
  – Молодец Берёзов. Небось, вся дивизия говорила об этом?
  – Говорить-то, конечно, говорила, но мне от этого было не легче.
  – Давай, капитан, выпьем за тебя. Вот такие, как ты, бой держат в своих руках. Просто тебе не повезло со службой, а, может, с твоим характером, браток.
  – Не повезло, Григорьевич, это точно. А как радостно и легко начиналась моя военная служба. Налью ещё по одной и продолжу рассказ.
  - А что есть продолжение?
  – Есть и тоже печальное. Вернули мне звание капитана уже через год. А через два месяца начались полковые учения с боевой стрельбой. Отстрелялась рота на «отлично». Командиры взводов доложили о готовности личного состава возвращаться в казармы. Я с радостью скомандовал: «По машинам!».
  И как это получилось до сих пор не пойму. Четвёртый взвод забыл на стрельбище запасной комплект гранат к СПГ-2. А нашли его проверяющие из штаба дивизии. Разобрались быстро. С меня снова сняли, уже в третий раз,    капитанскую звёздочку. Я тогда чуть не застрелился от досады. Замполит батальона вовремя удержал. Вот так-то это было.
  – Не позавидуешь тебе, трижды капитан. То-то ты весь седой.
  – А знаешь, полковник, кто меня провожал на гражданку?
  – Интересно, кто?
  – Тот самый лейтенант Борисов, за которого я вступился  перед генералом. Пошла у  него служба. Стал командиром  батальона. Он мне последним руку жал, благодарил. Ну что – на водные процед.