Друг мой верный спаниель

Владимир Чистополов
Она почти как ребенок, требующий заботы и ласки. Все понимает, только говорить не умеет.
Прошло больше пяти лет с того момента, как русский охотничий спаниель Лада вошла в нашу жизнь. Я уже давно не задаюсь вопросом: зачем я взял это ушлое создание к себе в дом? Незаметно она стала полноправным членом семьи и теперь трудно представить, что ее раньше никогда не было рядом.
Началась эта история просто. Люблю я на досуге с ружьем пройтись по лесным кущам. Только вот незадача, речка в тех местах течет лесная неглубокая, но ее порой и в «болотных» сапогах перейти бывает проблематично. А подлые утки, как назло, чаще у противоположного берега околачиваются и взлетают не в вашу сторону. Поэтому иногда даже верный выстрел приходится пропускать.
Какой смысл стрелять в птицу, которую все равно унесет течением пока ты портки скидываешь, чтобы добычу выловить. Да и вода в августе уже холодная, а я моржеванием принципиально не занимаюсь из опаски подхватить паскудную болезнь — радикулит.
И начали мне в голову приходить разные провокационные мысли насчет того, что неплохо бы для таких случаев собачку заиметь умную, которая этих уток моментально из воды прямо вам в руки приносить будет. Но дальше мечтаний на этот счет дело не заходило. Так и страдал глядя как жирные осенние крякаши безнаказанно улетают из под выстрела пользуясь тем, что между нами водная преграда.
И с рябчиками конфузы бывали. В конце августа они еще непуганые. Близко подпускают. Бывает целыми выводками взлетают и на ближайших деревьях рассаживаются. Два раза выстрелил — два рябчика упали. А там заросли крапивы страшные, эти пичуги на крапиве улиток собирают и потому в таких местах кормятся. Упали они — и пропали. Всю крапиву вокруг вытоптал — не нашел подстреленную дичь. Досада страшная. И опять мысли мелькают о том, что была бы собачонка — нашла бы мне дичь.
А как-то в начале ноября, снежок уже выпал, шел по просеке, вдруг метров за тридцать тетерка взлетела и так удачно на дерево села, что я ее легко смахнул из правого получокового ствола. Видел как упала и дерево, где сидела, вроде заприметил. А птицу не нашел. Черт его знает, куда она подевалась. Может подранок под корень занырнул? Главное, на снегу никаких следов.
А добыча завидная. Минут двадцать, наверное, искал — бесполезно. С досады готов был по морде себе дать. Неужто промазал по такой цели?  Нет тетерки — день пропал. Обидно… Через неделю снова побывал на этом месте, нашел перья разбросанные. Лисица видимо тетерку мою отыскала и слопала.
Зло меня взяло. Вот, думаю, охотничек недоделанный. Чем так дичь изводить для прокорма дикого зверья — лучше выброси ружье и сиди дома, не суйся в лес. Или наконец собаку купи.
В общем, после того случая решение было принято. Начались поиски подходящего щенка. Взрослого пса я брать не хотел. Оно может и проще, чтобы не мучиться с малышом, но мне не подходило. Я хотел, чтобы собака была моя от самых истоков. И если вырастет «неправильной», вина за это будет на мне, а не на каком-то чужом дяде.
Помощник был нужен в основном для охоты на пернатую дичь. Насчет породы определился сразу — русский охотничий спаниель самый подходящий вариант. Я бы, конечно, и легавую взял с удовольствием, но, думается, все же слишком они велики для квартирного содержания. Хотя кто-то и догов в благоустроенных квартирах держит, и огромных сторожевых разных мастей. Но это на любителя. Мне нужна была собачка компактная и шустрая. И чтобы плавала хорошо.
Русских охотничьих спаниелей в городе оказалось немного, коккеров — пруд пруди, а РОСов мало. Серьезные охотники, настроенные на крупную дичину, в наших краях больше лаек держат, кто-то с гончими промышляет. Но это все вольерные собаки. Им в квартире неуютно жить. А мне «по птичкам» и спаниель вполне сойдет. Собака небольшая. Причем лучше, если это будет девочка, ведь известно, что они более послушны и привязаны к хозяевам, нежели кобельки.
Нашел объявление с фотографией кутенка, который очень понравился мне и моим близким. Такая симпатяга. Правда, пришлось ехать более, чем за сто километров. Щенок был чистопородный от рабочих родителей, имеющих паспорта, но сам без документов. Хозяин не хотел заморачиваться с оформлением, потому что вязка, очевидно, была внеплановая и случилась, по-видимому, на охоте.
Шустрый папаша приехал с хозяином на охоту из другой губернии, а мама была местная. В результате, спустя время, появились маленькие щеночки-спаниельки, один из которых стал моим. Отсутствие документов меня не смутило, я не имел желания заниматься разведением собак, а щенок без документов стоил в два раза дешевле. Хозяин — честный охотник, щенков у него разобрали моментально и, насколько я знаю, жалоб никаких не было. Главное — чистокровный РОС, это у нее на лбу написано.
Раньше собак в квартире я не держал. Поэтому, взяв щенка от «самых истоков», привыкать поначалу было довольно трудно. Истоков было много. Лужи появлялись с завидной регулярностью где попало. В два месяца даже самая благородная собака писает и какает там, где посчитает нужным. И ничего с этим не поделаешь. Малыш.
«Вот и правильно, — сказала жена, сматывая ковер в рулон, — давно надо было с пола это все убрать, не модно сейчас и пыль лишняя». Испорченный ковер благополучно выкинули и началась у нас новая жизнь.
Назвали собачку Ладой. Хлопот поначалу было много. Она быстро приучилась опорожняться на салфетку. Потом салфетки поменяли на газеты и она исправно приходила в одно место делать свои дела. Старались как можно чаще гулять, чтобы привыкла справлять нужду на улице.
Так приспособились, что, невзирая на работу, изгалялись в течение дня по четыре - пять раз ее во двор выводить. «Безобразия» в квартире происходили все реже и реже. К полугоду наша красавица научилась настойчиво проситься на улицу. Конфузии еще случались, но это уже стало исключением из правил. Когда ей исполнился год, мы забыли про то, что собаки могут гадить в квартире.
Прижатая по нужде, она начинает напрыгивать на вас и, подбегая к двери, поскуливать. Давай, дескать, хозяин, не медли, а то могу тебе неприятность сделать.
Сейчас гуляем три раза в день, время позволяет. Утром в шесть часов «живой будильник» засовывает под одеяло свой холодный мокрый нос и настойчиво пристает к хозяину до тех пор, пока он не встанет с кровати. Армейский распорядок. Не дает мне стареть собаченция. Умываться — и на прогулку марш. Хозяина надо в узде держать, тонус ему повышать регулярно и с утра пораньше.
В районе обеда тоже надо выскочить на улицу на всякий случай, для профилактики. И вечером с приятелями - соседскими псами пообщаться, не торопясь моцион совершить.
Ну, а когда охота открыта, если время есть, немедля в лес — это святое дело. На природу я ее с четырех месяцев начал вытаскивать. Ей в августе как раз столько исполнилось. Толку от нее поначалу было мало, больше вреда. Пугала всю мелкую живность вокруг не обращая на меня внимания.
Постепенно приучал доставать палку из воды, бросая все дальше и дальше. Еще дома, поощряя кусочками сыра или колбасы, научил реагировать на команды «сидеть» и «ко мне». Звать собаку в лесу голосом не всегда уместно, поэтому купил свисток и учил ее прибегать на свист. Причем свистеть старался узнаваемо и всегда однообразно, чтобы на чужие свистки не отзывалась.
Дома же, используя крыло цапли, учил приносить и отдавать добычу. Надо сказать, что спаниель — собака весьма смышленая. Особенно, если знает, что у вас в кармане лежит дежурный кусочек сыра. Морда хитрая, смотрит прямо в глаза — чего изволите хозяин. Все для вас! А кончится сыр — может и «сачкануть», сделает вид, что недослышит малость.
Мудрость с возрастом приходит. Когда собака взрослеет, она меньше безобразничает, становится солиднее, послушнее.
Когда-то стерильная наша квартира таковою уже давно не является, изобилуя ошметками шерсти и припрятанными в укромных уголках вкусными косточками. Все обитатели привыкли к этому и воспринимают как должное. Зато какими глазами эта лохматая красотка на вас смотрит, за такие глазки можно все простить.
Солидной становится, уже кое-что умеет. Главное, она мне уток из воды исправно таскает, можно даже «болотники» на охоту не одевать. Это ее основная задача и она хорошо с ней справляется. За такое можно многие грехи простить. В руки, правда, не отдает добычу, бестия этакая. Вытащит на берег и бросит, типа: тебе надо — сам и подбирай. Я не сержусь, поднять не трудно.
И недостатки есть. Собака смышленая и в лесу старается не терять из виду хозяина. Но, бывало, слишком увлекалась, убегала далеко, приходилось свистеть. Даже стрелять приходилось несколько раз, чтобы не потерялась. Прибежит — прыгает от радости как полоумная. Сейчас то уже так не теряется так, повзрослела, поумнела.
Не могу отучить от дурацкой привычки гоняться в поле за дроздами. Как метеор нарезает «круги» диаметром метров по триста, позовешь — придет, а потом снова убегает. Но происходит такое только в начале охоты. Набегавшись вдоволь, на этих пичуг внимания больше не обращает. А вот в городе во время прогулок во дворе, при отсутствии другой дичи, бывает, что с тявканьем начинает гонять ворон, не обращая при этом внимания на голубей. Ворон в городах много развелось. В лесу она на них внимания не обращает. И никак не реагирует на мое неудовольствие. У всех свои причуды.
То есть, по команде «ко мне» прибегает, отметится и тут же снова начинает на ворон, сидящих на проводах, подтявкивать, дескать, стреляй уже, пора. И к котам неравнодушна. Моментально загоняет бедолагу на дерево и начинает облаивать до тех пор, пока принудительно ее на поводке не уведешь с места сражения.
Огромные уши это отдельный разговор. Пачкаются невероятно быстро. В миске их полощет постоянно, ежели придет желания щей похлебать. А в лесу всех клещей в округе на уши собирает. Хлопает ими по траве, как крыльями. После каждой вылазки по пять — семь штук доводилось вытаскивать, некоторые даже впиться не успевают, ползают по ней, а она чешется. И никакие жидкости типа против клещей не помогают. Было дело, уже бабезиозом переболела, уколы делали. Слава Богу, обошлось. Теперь, спасаясь от клещей. приходится на таблетки раскошеливаться, по 2 - 3 тысячи рублей за штуку. 
С кормлением проблем нет, хотя собака избалованная и довольно привередливая. Если утром поела, например, обваренного в кипятке говяжьего рубца, то в следующий раз непременно подавай ей что-то другое. Два или три дня рубец уже есть не будет. Так и все остальное. Пища должна быть разнообразной. А вообще любит сырую говядину и бобрятину, ливерную и кровяную колбасы, сырую морковку и капусту лопает с удовольствием, супы и каши ест неохотно и только, если ничего другого в миске нет. Сырые говяжьи косточки даю иногда. Очень плохо, что молочные продукты совсем не любит, правда сыр обожает. Разные сухие корма пользует очень редко.
Причин такой изощренности в еде две. Первая — недостаток движения у городской комнатной собаки. На охоте, набегавшись, она у меня все подряд «трескает» за обе щеки. Вторая — не получается кормить ее по правилам — два раза в день, потому что смекалистая собачонка «шакалить» возле стола научилась пользуясь тем, что окружающие ее полюбили и втихаря друг от друга суют под стол, где она засела, лакомые кусочки. И пресечь это никак не получается, потому что сам грешен. И не выгонишь из-под стола, там она прочно в засаде сидит.
Подводя итог под вышесказанным, хочу сказать, что моя собака по имени Лада — божье создание, не любить которое нельзя. Временами можно злиться на нее, орать, и даже за дело по заднице газетой приложить. Но спустя короткое время, вы, посмотрев ей в глаза, понимаете, что все ваши треволнения — не более, чем глупости не очень умного человека. Так как перед вами сидит и смотрит вам прямо в глаза верный друг. Который давно простил вам все обиды и своим видом показывает — я с тобой, хозяин, и значит все будет в порядке. Главное на этом свете то, что мы вместе.