Животные рефлексы

Ольга Бебухова
   Лето в городе. Что может быть хуже? Особенно, если лето жаркое, без капли дождя. Душевный и физический покой в это время возможен только в прохладе квартиры. А любой выход из дома приравнивается к акту самоубийства. К вечеру жара, конечно, спадает, и измученные нахождением взаперти городские жители выходят на прогулку. Кого здесь только нет! Хотя известно, кого нет– молодежи. Современные молодые люди ( а я сейчас говорю не только о мужчинах, но и о женщинах) предпочитают прогулки в машине с кондиционером. Современные прогулки...
   Измученная дневным путешествием от окна к окну в квартире сына, я вышла из дома и направилась в ближайший парк, надеясь на получение своей доли свежего воздуха и на приятное общение с какой-нибудь женщиной моего возраста, не отягощенной домашними хлопотами, а потому и не торопящейся домой. К моему удивлению скамейки в парке были практически пусты. Только возле куста черемухи сидела пожилая супружеская пара, о чем-то оживленно беседуя. Понимая, что сегодня вечером я осталась без собеседницы, я направилась к скамейке возле фонтана, работу которого я видела не более трех раз. Конечно, была вероятность, что фонтан выключали исключительно назло мне, а в мое отсутствие он работал исправно, но вряд ли...
   От нечего делать я стала оглядывать знакомый мне пейзаж, мысленно проводя ревизию садоводу этого парка: сухие ветки сирени давно надо было обрезать, а листья на тополях явно поражены какой-то болезнью и неплохо бы провести им санитарную обработку. Во время исследования меня все время отвлекало громкое, явно агрессивное, чириканье воробьев. Я повернула голову вправо и увидела возмутителей спокойствия.
   Между  черемухами на небольшой площадке воевали два воробья. Маленькие, молоденькие, бойкие, как сама молодость, они стояли напротив друг друга и громко чирикали. На первый взгляд они были совершенно одинаковыми, но, приглядевшись, я поняла, что тот, кто был справа, отличался более темной окраской перьев, да и чириканье его было громче, иногда он легко перечирикивал своего оппонента. Стоящий напротив воробей был немного светлее, чирикал не очень громко, хотя очень старался, это было видно по тому, как напряженно подергивалась его шейка при каждом "чирик". Он хотя и был менее голосистым, не собирался сдаваться в этой звуковой дуэли, стараясь, где возможно, перекричать собрата. Понимая, что "слов" не хватает, светленький воробей стал в нетерпении прыгать из стороны в сторону, стараясь убедить в своей правоте первого воробья. Как бы мне хотелось узнать, о чем спорят воробьи! Смешно, но я даже стала переживать за возмутителей спокойствия, боясь как бы их диалог не перерос в обычную драку. Будто услышав меня, темненький воробей резко сорвался со своего места, перелетел то небольшое расстояние, отделявшее его от сотоварища и прямо в полете со всей силы ударил клювом по голове светленького воробья. Я ахнула, а второй воробей, не ожидавший стремительной атаки, тоненько пискнул и замолчал. Первый не улетел, а вернулся на свое место и смотрел на почти поверженного противника. Хотите верьте, хотите–нет, но выправка у него в тот момент была как минимум генеральская, да и смотрел он явно с превосходством. Так прошло минуты три. Наконец, агрессивный воробей, наверное, поняв, что рукоплескать ему никто не собирается, вновь полетел в сторону своего товарища. Тот съежился, ожидая очередного удара...Я зажмурила глаза, но не вмешиваться же мне в этот конфликт. Когда я открыла глаза, обнаружила , что мой худший сценарий развития событий не оправдался. Оба воробья сидели рядом, прижавшись друг к другу, как родственные души. Как будто и не было никаких распрей всего несколько минут назад.  Неужели первый воробей каким-то непостижимым образом попросил прощение у своего собрата?...
   Что это: умение прощать или умение просить прощение? Вот только не говорите, что все это животные рефлексы...