2. Незаменимый

Владимир Давыденко
- Командир, Орлова срочно на КП! – кричал в микрофон «Диспетчер подхода» на весь КДП.
               Командир Отряда Сафронов набрал телефон Руководителя полётов(РП).
- Что за аврал? Доложи, только не спеша. 
- Казахский борт заходит.  Удаление сто, высота две тысячи. На борту двое больных, везут на сложную операцию. С одним что-то случилось, срочно нужна «скорая». Но ветер порывами до 10, и сдвиг ветра. Если экипаж не сможет посадить судно с первого раза, это ещё минут сорок, а то и час - больной не выдержит. Сопровождающий, врач почти бессилен. У нас только Орлов с таким ветром сажает с первого раза.
- Орлов уже бежит, разбирайтесь. Готовность всем службам.

        Вошёл Орлов, сел на место диспетчера, связался с казахским бортом, повернулся к диспетчеру – «что было до них?»
       - Что было? Только что два борта дважды пытались сесть, доложили о сдвиге ветра и ушли на запасные.

        Включил микрофон
        - «Внуково подход» – «В-1106» – С этой минуты руководить посадкой буду я. Все мероприятия по «чек-листу». Заход обычный, но ниже глиссады на 4.
        - «В-1106» – Принято.
       -«Внуково» - Режим снижения - двигатели 78 процентов, скорость на глиссаде 300, ветер встречный 8, «PWS» показывает сдвиг ветра. Работать с механизацией, закрылки 40 процентов.
       - «В-1106» - Отшкалилась глиссада! А скорость растёт. Самолёт дрожит, опустил нос, и уже стрелка скорости вылезла чуть за 300,
        - «Внуково» - РУДы на максимал, три-четыре секунды и обороты прибрать, штурвал на себя, следите за посадочной скоростью. Подтяните штурвал на себя, — ровно настолько, чтобы скорость дальше не росла,
        - «В-1106» - Стрелка глиссады ушла вниз к краю шкалы, клин отклонений уже к пределу возможного. Слежу за стрелкой скорости
         - «Внуково» - Ловите тенденцию по скорости.
         - «В-1106» - Кажется, дрогнула назад!
         - «Внуково» - Штурвал чуть от себя. Чуть! Сказал чуть от себя! Пока позволяет стрелка на делении 300. Сейчас начнёт нарастать вертикальная скорость - до семь метров в секунду. Больше нельзя.
  - «В-1106» - Ну, держу семь. Держу семь, держу семь… семь… семь… скорость 300, скорость 300, скорость 300… семь, семь… Рявкнула сирена ССОС! – (опасное сближение с землёй).
- «Внуково» - Не пугайтесь, это реакция на уменьшение вертикальной. Догоняйте глиссаду.
         - «В-1106» - Сирена заткнулась. Видим полосу, видно, что идём в торец, сели плотно на глиссаду, скорость потихоньку падает, но…перелёт намечается. Так, вертикальная четыре, четыре… Прошли «ближний», скорость 280… четыре, четыре - Всё! Покатились по полосе. Перелёт метров четыреста!

           Все свободные на КДП торчали у окон с биноклями - смотрели как казахский «Боинг» медленно снижался, словно завис над полосой, опустил нос, за тем стабилизировался, резко пошёл на снижение и коснулся ВПП сразу всеми тремя стойками шасси. Когда появился синий дымок сгоревшей колёсной резины, все наблюдавшие взорвались аплодисментами.
           - «Внуково» – В-1106 - После сруливания на третьем, борт остановить, двигатели выключить. Больных перегрузить в «скорые», подготовиться к отбуксировке. Дальше работайте с «Диспетчером руления».
Подошёл Руководитель Полётов, пожал руку.
          - Грубовато, но сели! Спасибо Олег Борисович. Дальше мы сами.

           Орлов вернулся в отряд, прошёл в тренажёр, сел в кресло, расправил ноги, прикрыл глаза. Зазвонил телефон.
          - Зайди сейчас. – Позвонил командир отряда.
          - Шо, опять кого-то сажать? Вы сделали из меня «затычку в каждую бочку».
          - Первое – научись уважать командиров. Второе – делать будешь что говорю. Ты на дополнительных функциях получаешь больше, чем с полёта.
          - А я не об этом – месяц назад на диспетчерскую службу было две вакансии и восемь претендентов. Лично вы, выбрали двух длинноногих девиц вместо двух опытных, списанных пилотов. А теперь пьёте вино с этими девушками по ресторанам, а меня дёргаете на самые сложняки, за которые я  несу полную ответственность и перед руководством, и перед Прокурором. Так как лично вы внесли меня на подмену в «диспетчерский резерв», я отказываюсь от этой почётной должности «резервного диспетчера» и предлагаю её лично вам.

          - Если тебе что-то не нравится, то пошёл бы ты на…
          - Ну раз так, то пошёл я туда, куда и послали. Заявление положу на стол завтра.

            Отключил «возмущённый «смартфон», закрыл кабину тренажёра, прошёл зал аэропорта. В зале царила привычная суета, у стоек возникали споры и мелкие конфликты, носились грузчики, у дверей зазывалы пытались уговорить очередного пассажира взять именно на его такси. Девушка пыталась поймать разгулявшегося сынишку, носившегося между чемоданов и кресел.

            На вокзальной площади отыскал свой автомобиль – поехал домой. Рабочий день закончился перепалкой и организм требовал виски. Как известно «Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию, под названием «жизнь». С училища усвоил твёрдо. 

                *
У командира 2-го авиаотряда Аэрокомпании ожил телефон.
- Послушай, Сафронов, больше никогда не присылай Орлова?
Сафронов с улыбкой включил громкую связь для сидевших на совещании комэсков и авиационных клерков.
- Платонов, дорогой, ты же сам слёзно просил прислать инструктора на «АЭРОБУСовский» тренажёр, а у меня только один такой многостаночник. Чем Орлов не угодил?
- Так он «зарезал» четверых КВС и пятерых вторых пилотов - поставил всем «неуд» по зачётам на тренажёре – это автоматом отстранение от полётов.  Как человека, провёл его по всем документам отряда, его решение, как инструктора, для отряда - закон. А мне теперь не только в резерв некого поставить, на рейс КВСа не могу найти. Пётр Ильич, Христом Богом прошу – дай КВСа из твоего отряда на завтрашний рейс в Сочи - там два министра летят.
- Так на «Аэробус» могу только Орлова предложить – остальные все на Боингах, есть двое с допусками на Аэробусы, но они без «облёта» и тренажной подготовки. 
- А вот и давай этого Орлова - пусть попотеет в Сочи. У него все лицензии? А он согласится на рядовой рейс?
- Он и КВС на одиннадцати типах самолётов, и пилот-инструктор, и пилот-экзаменатор, и инструктор на тренажёрах, и член комиссии по расследованию ЧП... Продолжать?  Это твои летуны тренируются на бортпроводницах, а Орлова с тренажёра не выгонишь. Пилот со всеми разрешениями и самыми крутыми метео минимумами. Орлов из разряда универсальных лётчиков - летать может на всём, даже на заборе, если к нему двигатель приставить. Могу продать по сходной цене.
- Продаёшь такого крутого?  И он согласен на рядовой рейс?
- Во-первых - его от самолёта палкой не отгонишь – для него назначение на рейс как награда. Так что ты подумай - назначать на рейс или гнать ссаными тряпками. Ну и второе – с таким характером ему нужно было прокурором быть. Надумаешь – меняем КВС на КВС.
- С таким набором качеств он просто незаменимый. Присылай, жду.

                ***