3. Погода есть всегда

Владимир Давыденко
 
 
               
          Четыре утра - будильник, нужно вставать, но как не хочется! Вылет в восемь – пока соберёшься, пока доберёшься, пока оформишься, пока встретишь второго и обговоришь полёт, пока проведёшь брифинг… В общем нужно вставать. Встаёшь ночью, а полёт будет оплачен по дневному тарифу – таковы хитрые условия фирмы.
        Холостяцкая жизнь скучна и однообразна.  Жениться давно пора – после того как жена ушла к бизнесмену, забрав с собой сына, прошло шесть лет. Говорят, она счастлива, а вот ему жениться… – «на горизонте» никого, вся работа по дому на тебе, а ещё и на полёты нужно…»   
       Эти мысли покинули Олега, как только он закрыл дверь квартиры и открыл дверь авто. До аэропорта тридцать с гаком, дорога успокаивала и давала надежду на новое в жизни. Оставил машину на площадке пред аэропортом, нырнул в зал, поднялся в диспетчерскую, получил планшет с полётным заданием. Несколько командиров со вторыми пилотами тихо переговаривались. Огляделся – своего «второго» пока не видно.
             Углубился в прогноз погоды - по маршруту предстоит пересекать холодный фронт, который будет смещаться на встречу. Значит надо ждать ливни и грозы. Параметры погоды по минимуму пока лететь позволяли.

     В комнату вошёл высокий молодой парень с нашивками второго пилота – «это точно мой», - решил Олег.
- Вы Орлов? – подкрался «второй» сзади. Протянул руку. – Иван Ковров, ваш «второй».
- Угадал - Орлов Олег Борисович. Садитесь, будем знакомится. В Сочи были рейсы?
- Впервые. Сам напросился к Вам, хочется на курорт с верху поглядеть.
- Наш позывной S-560. Погода там не ахти, пока ниже минимума, «камни с неба». Пока соберёмся, пока долетим – надеюсь прояснится. Предлагаю - маршрут туда проведу я, обратно ты. «Внучка» тебе родная?
-  И «Дед» и «Внучка». А загрузка какая?
- Пока вижу 128 пассажиров и небольшой багаж. С центровкой справишься?
- Без проблем.
- «Пульс» отдал»?
        – Врачи одобрили. – Кивнул Иван.
        - Идём к бортпроводникам. Брифинги проводили?
- Командир, вот сколько рейсов было – ни разу не удавалось.
- Тогда вникайте в погоду, в загрузку, в пассажиров, в высоты и вспоминайте как тренировался Цицерон. На коленки не пялься, глазки будут строить, смотри строго и зло, сразу предупреди, что командир курятину не ест. В 7.00 обещали подогнать «бидон» - заправку приму я, проконтролирую, чтобы потом «крыльями не махать». Вам, Иван Крылов, к милым девушкам, я к диспетчерам и на метео.

               Параметры погоды не поменялись, но лететь позволяли и, Олег принял решение на вылет. Диспетчер АДП, в прошлом тоже летчик, придирчиво вычитал прогноз погоды и покачав головой, подписал задание.

       Бортпроводники сидели за просмотром своих телефонов, разом, спрятав гаджеты, воззрились на Ивана. От обилия женского внимания Иван стушевался, заглянул в планшет.
- Кто впервые летит в Сочи?
- Были по многу раз, - ответила за всех старшая бортпроводница. 
- Я помощник командира Иван Сергеевич Ковров. По маршруту грозы, в Сочи шквалистый ветер с дождём, пока 128 пассажиров из них двое в бизнес-классе.
- Иван Сергеевич, а у вас какой «минимум»?
- Вы о чём?
- Мы с Орловым летим не в первой, с его «минимумом» наверняка разрешат и вылет, и сядем. Но если у вас слабее – вряд ли выпустят.
- У меня вторая категория.
— Это 30 на 350. Не повезло, придётся куковать в аэропорту, пока гроза не сдвинется.
       Иван смутился, снова уткнулся в планшет. В дверях показался Орлов.

   - Закончили?
   - В принципе всё обсудили кроме моего «минимума».
   - Я смотрел твои допуски, вторая категория — приличный допуск, – заметил Олег, взглянул на старшую бортпроводницу. -  Катя, хватит мне пилотов портить, я уже оформил разрешение на вылет. Сочинский аэропорт со всеми прибамбасами на все виды автоматики, диспетчера там почти все бывшие лётчики – и долетим, и сядем.
            - Ясно капитан. Вопрос – вы ещё не женились?
    Девушки сразу повеселели.
    - Не женился, чего тебе не желаю…
   Смех был «откатом» за Катино любопытство.
- Теперь - наиболее вредным бортпроводникам – доложите-ка капитану подробно, с картинками, порядок действий при разгерметизации борта.
- Это не честно, Олег Борисович, Вы каждый раз тренируете на кислороде.
- А потому, Катя, что Капитан Орлов дважды попадал в разгерметизацию и дважды бортпроводники оплошали – пришлось командиру «скорую» по прилёту вызывать. Ну так Катя - докладывайте.
    Теперь уже Ковров «отвёл душу» на девушках, попутно подсказывая затруднявшимся в ответах.
 
    Прочитали контрольные листы, проверили управление самолёта.
Катя доложила о закрытии дверей и готовности. Олег проинформировал пассажиров о предстоящем полете, напомнил о гигиенических пакетах, просил пристегнуть привязные ремни.
            - S-560 – «Домодедово-руление» – Здравствуйте. Стоянка 8, контроль выполнен, разрешите запуск.
            - «Домодедово» – S-560, - Доброе утро. На вылет полоса 12, ветер 110 градусов, 5 метров, видимость 7 километров, нижний край не определен, QNH 1008, QFE 994, температура 21 градус, коэффициент сцепления 0,8. Разрешено согласно плану на Сочи, по курсу взлета набирайте 900 метров, связь с «Домодедово - Круг» - 125,25. "СКВОК" будет дополнительно. Запускайтесь.
   - Запускаемся. Просьба, Ваня, если вдруг заметишь, что я в чём-то ошибся, пропустил доклад диспетчера или что-то странное в полёте – не стесняйся подсказывай. Все мы человеки.
   - Понял командир. Спасибо за урок. – Для себя Иван отметил – От КВСа такое впервые слышу.

   - S-560 на «предварительном».
   - «Домодедово» – работайте со «Стартом», 118.3 – До свидания.
   - «Домодедово Старт» – S-560 - Добрый день. «Исполнительный - пока посидите».
   Минут через десять Диспетчер ожил.   
- «Домодедово Старт» - Полоса свободна. Взлёт разрешаю. После взлёта займите 900. Работайте по плану с «Кругом».
- «Домодедово-Круг» - S-560 – Контроль вторичный, разворот влево, курс 190 на Песчаный, набирайте 1800. Проход «Песчаного» – набирайте 2800. Работайте с «Контролем» 132.9.  До свидания. 
         
       Заняли свой эшелон.  Полёт принял привычные формы. Включили автопилот. Осмотрели «навигационный» дисплей. Не радовало – по маршруту дожди, грозовые засветки. Запросил диспетчера на изменение курса, чтобы облететь грозу. Отказ. Через 40 минут, попали в холодный фронт – началась такая болтанка, что Катя связалась с капитаном.
   - Капитан, у меня скоро гигиенические пакеты закончатся – мало того, что почти всех пассажиров тошнит – мои бортпроводницы в лёжку. Оба министра в бизнес-классе белее мела – еле дышат. В салоне запах как в туалете засратой пивнушки.  Я одна не справлюсь.
  - Уже связываюсь с местным центром УВД. Связь хреновая, по сути, её нет. Без них ни курс, ни эшелон не поменять. – повернулся к Ивану. - Управление справа.
- Управление справа принял, - отозвался Иван.
- Ты как сам? Справишься?
-  А у меня есть выбор? Держусь капитан - в такую болтанку ещё не попадал.
 
Олег вновь попытался связаться с пунктом управления, но голос диспетчера тонул в треске от молниевых вспышек. Вышел из пилотской в салон – стоны и вопли неслись со всех сторон. Завидев капитана, полулежавшие в сидениях стюардессы, пошатываясь и хватаясь за стенки оборудования попытались подняться. Борис открыл ячейку с переносными кислородными масками, сунул в руки девушек – «дышите».  Сам прошёл дальше в салон – там Катя собрала несколько пакетов с рвотными массами, укладывала их в спец упаковку.
- Давай этот мешок, отнесу, займись остальными. Сейчас твои девушки придут на помощь. Из-за грозы связи с диспетчерами нет. Вернусь в кабину, попытаюсь сменить эшелон.
- Олег Борисович – Богом молю, сделайте что-то. Я уже не могу, сейчас сама упаду.
Борис придержал её за талию, слегка прижал.
- Держись Катерина – справишься – возьму замуж.
Катя рассмеялась, махнула рукой. В проходе показались три другие бортпроводницы.
        - Как ты их оживил?
        - Вот сядем – расскажу. Я в кабину.

           Вернулся в пилотскую.
        - Капитан, этому фронту конца не видно, на экранах одни засветки.
Олег занял своё кресло, переключил радиостанцию на частоту ВМДП(вспомогательный местный диспетчерский пункт). Это мало чему помогло – они слышали, но не понимали.
        - Ваня, доложи - в каком положении мы оказались?
        - Могу, но кроме «хреновом» другого слова не подберу.
        - Нет Ваня, это называется «Попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление». Это право выхода на аварийной частоте.
        На запрос Олега ответил Капитан другого самолёта. Олег коротко сообщил свой курс, скорость и положение на борту, попросил связаться с ПУ УВД с просьбой срочно поменять им эшелон на 9 – 10 тысяч. Буквально через минуты три ему разрешили и предложили занять эшелон 8500.   
          Олег двинул РУДы на максимум, выскочили из облачности, болтанка прекратилась. В иллюминаторы брызнуло солнце, положение самолёта стабилизировалось.

         - Катя, просьбу выполнил. – Как девчата, как пассажиры?
         - Приходим в себя, капитан. За солнышко спасибо.
 
            Установил скорость, вновь включил автопилот, откинулся на спинку сидения.
           - Капитан, а если очень хреново – можно-таки поменять эшелон без диспетчера УВД?
          Олег перевёл взгляд с панели управления, взглянул на второго пилота.
          - Ни за что и никогда. Тебе на будущее – если попал в сложную ситуацию - добивайся помощи диспетчеров, но никогда без разрешения не меняй ни курса, ни эшелона.
         - Может кофе попросим?
          - Нет Ваня. Видел бы бортпроводниц – такой вопрос не пришёл бы в голову. Обойдёмся. К тому же Катя опытная стюардесса, приведёт в порядок салон, сама продолжит.

          Действительно, минут через пятнадцать, Катя попросилась войти. Не отнимая взгляда от приборов, ощутив запах кофе, Олег протянул руку за чашкой. Взглянул на Ивана - тот с улыбкой поднял большой палец вверх.
         - Спасибо Олег Борисович за девчат. Буду знать, что иногда можно инструкцию нарушить не боясь наказания.
         - Тебя не накажут, только капитана, а я отбрешусь.
         Катя наклонилась, чмокнула Олега в маковку, вышла.


          НЕ КУРОРТНАЯ ПОСАДКА.

            Подошли к «зоне управления Сочи», запросили «Диспетчера похода». Тот быстро ответил и без просьбы экипажа передал метеоусловия – давление 735, сплошная облачность нижний край 60, дождь, ветер встречный 7, порывами до 10.
Олег глянул на Ивана – тот на него. Садится в таких условиях? – в глазах Ивана появилась тревога.
           - Вот зря ты Ваня напросился на этот рейс. 
           - Почему зря – как раз наберусь опыта…
           - Ну это если выдержишь без подгузников. «Сочи подход» - S-560 - Условия посадки.
           - «Сочи-подход»  – Полоса 02, коэффициент 05, температура 18, давление 735, сплошная облачность, дождь, видимость 200, нижний край 30-50. Ветер порывами до 10, встречный. Посадка на решение экипажа. Шедший перед вами самолет прекратил заход и ушел на запасной.
            - Принято, – коротко ответил диспетчеру.
            - Ты знаешь Ваня, о чем сказал диспетчер? – Иван мотнул головой. - О том, что у земли все так же - полная жопа и у «Air Baltic» перед нами заход стабилизировать не получилось. Предстоит сложная посадка. 
              Запросил старшую бортпроводницу.
              - Катя, готовь пассажиров к посадке – не скажу, что будет просто.
Приготовь ещё пакеты, могут понадобиться.
              - Командир, два часа назад пассажиров так вывернуло, что никто кушать не просил, только пить. Так что пакеты не понадобятся.  Олег Борисович, вы уж поберегите нас.
           - S-560 - «Сочи-подход» - Принято полоса 02, коэффициент 05, давление 734, ветер до 10, встречный. Видимость 200, нижний край 60. Скорость 650, занимаю 2000.
              -  Я понимаю, Капитан, у вас крутой «минимум», но всё же проще уйти на запасный, в Краснодар.
            - Уйти проще, но, если не попробуешь - опыта не получишь. Если бы ветер не был «встречный», я бы, возможно, не стал садиться. При встречном – сядем.
             - «Сочи-подход» – Удаление 90, работайте с «Кругом» 120,3.
- «Сочи-Круг» - S-560 - Добрый день. Порадовать не могу. Полоса 02. Снижайтесь 1800. Заход 06 левый разрешаю, эшелон перехода 1500, снижение к четвёртому 500, контроль вторичный. Давление 734, ветер встречный порывами до 10, дождь, видимость 200-300, нижний край 40. Посадка на решение Командира.
            - S-560 - Заход продолжаю. На четвёртом 500, давление 734, ветер встречный до 10, видимость до 300, нижний край 40. Решение – садимся.
            - «Сочи круг» – Принято, продолжайте снижение, возможен сдвиг ветра, работайте со «Стартом» 119,3. До свидания.

            - Ваня, хотел полетать над Сочи – смотри, слушай и запоминай - заход любых самолётов на аэродром в Сочи всегда по одной и той же схеме и запомни как «Отче наш»  – снижаемся над горами «Красной поляны», потом разворот в сторону аэропорта и….пролетаем над ним, снижаемся над морем… разворачиваемся на 180 градусов и выходим на посадочный курс… потом закрылки… шасси…посадочная 290, садимся. Тут две полосы, всё зависит от ветра, сейчас на полосу 02. С другой стороны самолёт не сконфигурируешь для посадки.
Садимся сугубо по приборам. При любых условиях и что бы тебе не показалось – ни дай Бог, коснуться штурвала и РУДов. Идём чуть ниже глиссады – не волнуйся. Но подсказки допускаются. Заход со стороны гор запрещён, запомни.

              - У меня даже в мыслях такого нет! Тут Вы «первый после Бога», вам и решать.
             Припав к приборам, Олег переговаривался с «Диспетчером посадки», менял скорость, коротко давал команды Ивану на работу с механизацией крыла. Стабилизировались. Выпустили шасси, снизились до «высоты принятия решения». Иван взглянул на руки командира, лежавшие на штурвале и чутко реагировавшие на каждое мимолетнее отклонение самолёта от курсовых данных. Лицо – такое выражение лица Иван видел впервые – плотно сжатые губы, над скулами играли желваки, лёгкая злая улыбка, глаза метались от прибора к прибору. Это была не тревога – это был профессиональный азарт.
         Диспетчер запросил решение. 

             - «Сочи Круг» - S-560 – Давление 734, удаление 20, на курсе. Идёте ниже глиссады. Вероятен сдвиг ветра. Решение.
             -S-560 – Глиссаду захватил. Шасси, фары выпущены, к посадке готовы. – Добавил на английском. – «Continuing landing» (выполняю посадку).
             Через несколько секунд увидели огни ВПП. Внезапно - как будто в хвост бульдозером ударили – самолёт понесло.
             - Ну, бля, тебя не хватало! - Добавил РУДы, выровнял тангаж, заход стабилизировался. Сбросил обороты, сбивая скорость, потянул штурвал на себя и… через мгновение колёса шасси зашуршали по полосе поднимая столбы водяной пыли.
            Реверс ответил приятным гулом. 
            - S-560 – Посадка.
            - «Диспетчер руления» – Поворот третий влево, по магистральной, стоянка 16. 
            - Стоянка 16 – принято.

            - Ваня, возьми управление, - Олег снял наушники, сдвинул кресло назад, с закрытыми глазами прижался к подголовнику. – Сели! - выдохнул он.
Зарулили на стоянку, выключили двигатели.
             – «Диспетчер руления» - S-560 - Просьба, зайдите пожалуйста на КП, посмотреть на вас хочется.
Иван взглянул на сидевшего с закрытыми глазами Олега, слегка покашлял.
             - Командир, нас приглашают в диспетчерскую - пойдём?
             - Конечно пойдём, Ваня, – не открывая глаз, нарушил молчание Олег. – Там скажут «кто есть ху».
            - Командир – я этого полёта, посадки до конца жизни не забуду. У меня поджилки тряслись. Теперь знаю, что такое метеоуровень «С», Нулевой».
            - Самая большая человеческая глупость – боязнь. Когда боимся - проигрываем. Двигаем на КДП, Ваня.
 
            Все диспетчера оставили свои столы, подошли к пилотам, по очереди жали руки.
            - Капитан, - обратился старший диспетчер. - Я сам бывший пилот, но таких посадок у меня не было и вижу впервые. Сегодня все ушли на запасные, вы первые, кто сел. До конца думал, что как минимум, уйдёте на «второй». Когда услышал «Continuing landing», признаюсь честно, струхнул и уже дал команду аварийным средствам… Стоило так рисковать.?
            - Я работал по своему минимуму «Третий-С», а иначе нахрена он утверждён в НПП.
            - Вашу руку Капитан!
            Пообщавшись с диспетчерами, вышли в зал. В креслах аэропорта вповалку лежали их пассажиры, один другого отпаивали водой. Зашли в комнату подготовки к полётам. Четыре борт проводницы поднялись с кресел, Катя повисла у Олега на шее, расцеловала в щёки. Иван смущённо стоял сзади.
          - Девчата, Ивана тоже целуйте, и он большой молодец!
 
                ***