На поезде жизни в трёх изм. - Ворота в Иерусалим

Александр Веншив
Ворота в Иерусалим


Он ехал на Ближний Восток … Хайфа … Яффа … Тель-Авив … Иерусалим …
Иерусалим ( в клинописных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, т. е. святой ) – город, переживший сложную судьбу, исторические перипетии, описанные во многих книгах, начиная с Ветхого Завета. Город царей Давида и Соломона. Свою столицу, Иерусалим, Давид задумал сделать религиозным центром Израиля, что и через три тысячилетия остаётся реальностью.
С прошлых времен считалось, что в Иерусалим нужно входить пешком, из уважения к святому городу и его истории.
Наш герой собирался впервые его посетить, он
вышел в тени новых белокаменных построек, так, чтобы подойти к нему постепенно, не спеша, подобно религиозным поломникам прошлых веков. Они шли к цели долгие недели и в последний момент, когда открывалась вдалеке панорама города, их охватывало неповторимое чувство приближения заветной цели, главной цели жизни.

Страницы на заре листал,
И слезы лил, и уносило в лета,
События переживал,
Уж словно, было рядом где-то.
И книга отдавала влагой мне,
И вкусом соли слез народа,
Листал, читал я, как во сне,
Печальная была погода.
Там были патриархи и цари,
Исходы, государства и подъёмы,
Изгнания, падения видны,
Гоненья, покоянья и погромы.
Египет, Иудея, Византия,
Александрия, Рим, Мадрид,
Германия, за нею Польша и Россия,
Всех мест исхода мрачный вид.
Листал столетье за столетьем,
Как будто можно нить найти,
Остался с вечным сожаленьем, -
Легко с тропинки разума сойти.
И луч зари тревожил занавеску,
Играя мерно на волнах её,
Надежда обрела его окраску,
Крупицей смысла осеняя бытие.
Страницы шелестели на заре,
Судьба народа омывала тысячелетия,
И горечь боли приливала к голове,
И слезы капали на каждое столетье.

Он приближался к стенам старого города, любуясь необыкновенным видом извивающейся зубчатой стены в лучах полуденного солнца. Грандиозность этого зрелища невозможно передать.
Загадочней всего вид на святыню после захода солнца, когда на фоне серебрящихся строений удаленная каменная стена начинает вибрировать в подрагивающих лучах света, исходящего от окружающих фонарей и возвышающихся башен. В сознании светящимися лучами рисуются абстрактные картины, передающие всю динамику увиденного чуда, преломленного в загадочные, нераспознаваемые фигуры древности.
Он вошёл в Иерусалим через Львиные ворота. С первых мгновений понял, что здесь всё подчиняется особым законам. Святое – вечно, а вечность – вне времени и пространства.
Медленно двигающийся на ослике путник в старом одеянии плавно проплывал перед глазами. Эта сцена на фоне прилавков маленьких магазинчиков с их обитателями, мощенных дорог и старых стен, отбрасывает путешественника назад на несколько веков. Покинув город, лишь со временем он обрел привычное чувство реальности.
Череда прилавков на арабском рынке с бесконечной гаммой тёплых цветов в тени арок, поглативших лучи дневного света, и, наконец, долгожданная надпись в конце длинного ряда – “Западная Стена”. Стена Плача, записка, нашедшая свой приют, прикосновение открытой ладонью к священным камням,  передающим сигналы свыше.
Идя на симфонический концерт и голографическое представление о истории города у Башни Давида, он понимал, что предстоит увидеть и пережить необычное явление, предполагая, что реальность – это суперголограмма, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.
Он вошёл в город через Яффские ворота. Южнее их, между Башней Давида и горой Сион – уютный Армянский квартал. И вновь нахлынули уже знакомые настроения и ощущения. Волны прошлого начинали раскачивать, настраивая на мистический лад, и ему казалось, что в слоях памяти многих поколений, он готов открыть ворота в свой Иерусалим ...

Играли Моцарта, дышали скрипки,
И охлаждались камни сада,
И натянулись струны в нитки,
И с реквием настигла драма града.
И остужались люди, стены,
Покрылись потом виолончели,
И звуки лились в брызгах пены,
И души сжавшись, вдруг запели.
Звучала музыка, качала
И уносила нас в былое,
Историей всех накрывала,
И чувства развернулись вдвое.
Под звуки Моцарта слились мы,
Увидев древнее колено,
И в темноте все парадигмы
Истории явились бренно.
На гранях оживало племя
И воскрешались стены храма,
Объяло пеплом его время,
Сияла кабала багряно.
На волнах бурных всех столетий
Звучала музыка, качала,
На гребнях мировых религий
Все камни храмов разметала.
Свернулись звуки плотно в свитки,
Соль слёз их во глубинах моря,
Мы все вернулись с поля битвы
Народа, что не знал покоя.

Историческая справка
Цитадель или Башня Давида
Цитадель или Башня Давида — внушительная крепость, расположенная внутри городской стены недалеко от Яффских ворот.
Цитадель была построена для укрепления слабого места в обороне Старого города во II в до н. э., а затем многократно разрушалась и перестраивалась во времена христианских, мусульманских, мамлюков и османских завоеваний Иерусалима.
В процессе раскопок Цитадели были сделаны важные археологические находки 2700-летней давности, доказывающие, что на этом месте ещё во времена Ирода стояла крепость.
Дошедшие до нас строения были сооружены в XIV в. и достроены в 1532 г. при Сулеймане Великолепном.
История
В II  в. до н.э. Старый город Иерусалима разросся на так называемую Западную гору. Эта 773-метровая возвышенность, в которой находятся современные Армянский и Еврейский кварталы, а также гора Сион, со всех сторон была окружена долинами с крутыми склонами, за исключением своей северо-западной части.
Первые укрепления были построены здесь царём Давидом и его сыном Соломоном, но основные фортификационные сооружения были созданы царём Езекией.
Через несколько столетий Хасмонеи окружили это место высокими стенами и сторожевыми башнями, которые Иосиф Флавий называл Первой стеной.
Царь Ирод, который пришел к власти после падения династии Хасмонеев, в 37-34 гг. до н.э. добавил три огромных башни с уязвимой северо-западной стороны Западной Горы, именно там, где в настоящее время находится Башня Давида. Его целью было не только защита города, но и собственного дворца, расположенного рядом на горе Сион.
Ирод назвал самую высокую башню (44 м) именем своего брата, Фасаэля, который покончил жизнь самоубийством.
Другая башня называлась Мириам в честь второй жены, которую Ирод убил и похоронил в пещере к западу от башни. Третью башню он назвал Иппикус (Hippicus) в честь одного из своих друзей. До настоящего времени сохранилась только башня Фасаэля.
После разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. Цитадель служила казармой для римских войск, после принятия Римской империей христианство в IV в. в ней обосновалась монастырская община.
После арабского завоевания Иерусалима в 637 г.,  новые правители правителей отремонтировали крепость, которая выдержала натиск крестоносцев в 1099 г. и сдалась только тогда, когда его защитников было гарантировано безопасный выход из города.
В течение периода крестоносцев тысячи паломников прибывали в Иерусалим через порт в Яффе. Для защиты паломников от грабителей крестоносцы построили башню, окруженный рвом с водой на вершине Цитадели и разместили дозорных для охраны яффской дороги. Цитадель также служила резиденцией королей Иерусалимского королевства.
В 1187 г. султан Саладин захватил город. Мамлюки разрушили Цитадель в 1260 г., а затем восстановили её. Крепость была перестроена еще раз между 1537 и 1541 гг. османами, которые построили необычные трёхарочные ворота, за которым стояли пушки.
В течение 400 лет крепость служила гарнизоном турецких войск. Турки построили мечети и минарет, который стоит до сих пор. Именно в это время весь комплекс стали называть Башня Давида в честь царя-основателя Иерусалима.
Во время Первой мировой войны британские войска под командованием генерала Эдмунда Алленби захватили Иерусалим. Генерал Алленби официально провозгласил событие стоя на платформе у входа в башню Давида.
В период британского мандата (1917-1948) британский верховный комиссар учредила общество по охране культурного наследия Иерусалима. Эта организация произвела чистку и ремонт Цитадели, очистку и ремонт крепости и открыла её для посещения публики, проведения концертов и выставок местных художников.
В 1930-х в Цитадели был открыт музей палестинского фольклора.
После арабо-израильской войны 1948 г. Иерусалим захватил Арабский легион, вернул Цитадели историческое предназначение, она снова стала крепостью, господствующей на Зелёной линии.
После  Шестидневной войны в 1967 г. Цитадель снова обрела свой культурный статус.

Музей истории Иерусалима
Музей башни Давида — музей истории Иерусалима, был открыт в 1989 г. Музей расположен в ряде помещений Цитадели и во внутреннем дворе, в котором представлены экспонаты 2700-летней давности.
Экспонаты Музея представляют историю Иерусалима от его образования в ханаанский период до современности. Используя карты, видеозаписи, голограммы, чертежи и модели, выставочные залы рассказывают об Иерусалиме при его различных правителях.
Отдельная экспозиция расположена во внутреннем дворе Цитадели: там размещены арки времен крестоносцев, находки археологов периода II в. до н. э. — XII в.
Посетители могут подняться на крепостные стены, с которых открывается незабываемая круговая панорама Старого города и Нового Иерусалима. Ежегодно Цитадель посещает несколько миллионов туристов.