На поезде жизни в трёх измерениях- Слезы променада

Александр Веншив
Слезы променада

В тот день ему казалось, что всё остановилось вокруг и несколько остановок в нью-йоркском метро на фоне случившегося растянулись во времени до бесконечности. Как бы там ни было, он наконец-то вышел на улицы Бруклин-Хайтс.
Он любил эту часть города за его особые оттенки, отраженные в фасадах и живописных террасах старых каменных домов викторианской эпохи. Это место жило своей тихой жизнью на фоне бурного, наполненного потоком людей Даунтауна Манхеттена. Разделяющая их Ист-Ривер, словно имела два течения, гармонирующих с настроением обращенных друг к другу, городов-братьев.
Он бывал здесь почти каждый день в течении многих лет, зная каждый уголок. А самый любимый из них – незабываемый променад. Окаймленный статуей Свободы слева и двумя мостами, Бруклинским и Манхеттенским, справа, он жил своей жизнью, независимо от эмоциональных волн и шумов, исходящих с противоположного берега.
Климат и омывающая вода вносили свои коррективы, променад очень часто менял свой облик и настроение. А как необычны, уходящие в бесконечность, ряды окаймляющих его  лавочек, с огражденими из больших колец. Времена года сильно преображали его – от пустынного снежного зимой, до весёлого, многолюдного весной, когда он оживал и расцветал вместе с ухоженной полосой растительности у спящих старых домов, в больших оконных проёмах, которых, как в зеркалах, фрагментами отражался Манхеттен.
Время от времени он наблюдал по утрам, как променад быстро просыпался с шумом машин, несущихся по скоростным дорогам, и потрескивание вертолётов. Всё говорило о том, что большой город напротив уже начинает напряжённо трудиться.

Как день взрывает мира краски,
Всё вдруг становится другим,
Ночи  загадочной закваски
Развеял силой духов в дым.
Проснулось всё вокруг, что спало,
Деревья, тропы и леса,
Положено было начало
Смене бодрящего утра.
Так, словно не осталось тени
Покоя, тишины и сна,
Засуетились даже в пене
Хвосты русалок у пруда.
И с этим дом внутри проснулся,
Лучи играют по углам,
Он в занавесках распахнулся,
Щебечут птицы по слогам.
Сколько тревог, забот приносит,
Ритм в городе иной бежит,
Мысли на крыльях в даль уносит
Туда, где жизнь вовсю кипит.
Да, жизнь кипит в полном разгаре
И солнца луч, как та стрела,
Пронизывает день в запале, -
Уж эта вечная борьба.
И в этом всём потоке мудром,
Цепочкой – вечер, ночь и день,
Без устали и по минутам,
Лишь дней прошедших ляжет тень.

 Но больше всего он любил променад ясным вечером, когда чудо преображения рождалось на его глазах при угасании дневного света и погружении в темноту. На противоположном берегу постепенно загорались огни массива небоскрёбов. Сливающиеся в единое целое здания превращались в огромное фантастическое, горящее разноцветными огнями, существо. Огни растекались по кривым линиям-стрелам, отражаясь в тёмной воде, порождая размытые красочные потоки. Всё видение находилось в движении, подрагивало, словно дышащее живое тело. Это магнетическое чудо, как будто общалось с ним, передавало ему свою энергию и загадочные мысли. А устремлённые ввысь две руки Близнецов в это время молились за покой в столице мира. Провисающие слева ванты моста своими колеблющимися горящими огнями синхронно шептали им в такт.
Ему всегда было любопытно, какие видения открывались взорам фигур Шагала, пролетающим над пылающим огнями городом. Добравшись до спасительного уголка мира, они здесь нашли свой приют.
“.. И дольше века длится день,
      И не кончается объятье.”
Так писал великий русский поэт о днях любви. Но дольше века длятся также дни долгожданных встреч, необратимых разлук, судьбоносных воспоминаний и больших трагедий. Каждая минута их врезается в память, оставляя неизгладимый след, теряя границы и выходя далеко за их пределы.
Для него день прощания с близнецами был им подобным, бесконечным, трагичным, оставившим рубцы в памяти. Через несколько часов окружающие улицы превратились в “Ноев ковчег”, куда по Бруклинскому мосту пешком стали стекаться служащие и жители Манхеттена. Они наводнили район, не видевший никогда такой многочисленной толпы. Этот день ещё больше сблизил его с людьми, ставшими единой семьёй, пережившей трагедию.
Дорога домой для него была долгой и печальной. Молчаливые пассажиры переполненного такси не знали, что ждёт их завтра. Окольными путями машина петляла по улицам, а вдалеке виднелись два дымящихся языка.



Ко сну давным давно клонило,
Такси по улицам катило,
Нью-Йорка тёмное горнило
Мелькало как-то очень криво.
Когда усталость всё затмила,
И пеленой глаза обвила,
Туманом мозг слегка залила,
Всё говорила и молила.
И время где-то вдруг застыло,
Трагедией всех их накрыло,
И ночь шептала им сонливо,
И всё вокруг ей здесь вторило.


Историческая  справка 
Террористи;ческие акты 11 сентября; 2001 го;да
Террористи;ческие акты 11 сентября; 2001 го;да (также именуемые 9/11) - серия из четырёх координированных террористических актов-самоубийств, совершённых в Соединённых Штатах Америки членами террористической организации «Аль-Каида».
Утром того дня четыре группы террористов общим количеством 19 человек захватили четыре рейсовых пассажирских самолёта. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку. Захватчики направили два лайнера в башни ВТЦ, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания. Вместе с тем, существуют и конспирологические версии произошедшего, расходящиеся с официальной версией.
Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами. Теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв.
Последствиями этих терактов стали акты возмездия войск НАТО против «Аль-Каиды» и «Талибана» в Афганистане и Пакистане и интервенция американских войск и их союзников в Ирак, приведшая к свержению режима Саддама Хусейна.
События развивались приблизительно следующим образом. Четыре коммерческих авиалайнера, следующие в Калифорнию из аэропортов Логан, Даллес и Ньюарк, были захвачены террористами во время выполнения полёта, приблизительно одновременно, через некоторое время после вылета. Поскольку длина маршрутов лайнеров составляла около 4200 км, они имели на борту примерно по 30-35 тыс. литров авиационного керосина каждый.
Рейс 11 American Airlines, самолёт Боинг 767-200, бортовой номер N334AA, врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1), по разным данным, от 8:46:26 до 8:46:40 (здесь и далее время местное), приблизительно на уровне 94—98 этажа.
Рейс 175 United Airlines, самолёт Боинг 767—200, бортовой номер N612UA, врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) в 9:02:59, приблизительно на уровне 78—85 этажа. Это событие было снято телевизионными съёмочными группами, снимавшими последствия первого удара.
Рейс 77 American Airlines, самолёт Боинг 757-200, врезался в здание Пентагона в 9:37:46.
Рейс 93 United Airlines, самолёт Боинг 757—200, бортовой номер N591UA, упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около боро Шанксвилл в 10:03:11. Место падения находится приблизительно в 240 км к северу от Вашингтона. Предположительно, падение произошло в результате борьбы, которая стала следствием попытки пассажиров и членов экипажа вернуть контроль над самолётом.
В результате попадания самолётов в день атаки разрушились три здания ВТЦ. Южная башня (ВТЦ-2) обрушилась приблизительно в 9:56 после пожара, длившегося 56 минут. Северная башня (ВТЦ-1) обрушилась в 10:28 после пожара, который продолжался 102 минуты. Третье здание, башня WTC 7 разрушилась в 17:20 в результате серии взрывов газа и последовавшего пожара.
После захвата самолётов некоторые пассажиры смогли воспользоваться спутниковым телефоном самолёта, а также своими мобильными телефонами, и сообщить о захвате. По их сообщениям, террористы использовали холодное оружие (возможно, офисные ножи и складные бытовые ножи), в результате чего погибли несколько бортпроводников, как минимум один пассажир и как минимум один пилот, КВС рейса 11 Джон Огоновски]. Кроме того, террористы использовали газовые баллоны (слезоточивый газ или перцовую вытяжку) на рейсах 11 и 175. В трёх случаях террористы угрожали взрывом самолёта, но расследование показало, что, вероятнее всего, террористы не имели при себе взрывных устройств.
Согласно расшифровке речевого самописца рейса 93, команда и пассажиры самолёта совершили попытку вернуть контроль над самолётом, после того как узнали по мобильным телефонам, что другие захваченные самолёты врезались в башни ВТЦ. Вероятно, что проигрывавшие борьбу террористы направили самолёт в землю, в результате чего произошло падение. Целью террористов, захвативших этот рейс, вероятно было здание Капитолия, которое они между собой называли кодовым словом «факультет права».
Происходящие события вызвали широкомасштабный информационный хаос на всей территории США. Все коммерческие авиарейсы были отменены, посадка самолётов на территории США была запрещена (кроме внутренних рейсов, уже находившихся в воздухе). Самолёты, прибывавшие в США из других стран, были направлены обратно в аэропорты вылета или направлялись в аэропорты Канады и Мексики. Над крупными городами США было организовано патрулирование истребителями ВВС и Национальной гвардии. Поступали сообщения о других террористических атаках, которые впоследствии оказались ошибочными. Например, сообщалось о взрыве бомбы в автомобиле около здания Госдепартамента США, о пожаре в Вашингтонском торговом центре, о взрыве Труман Билдинг в Вашингтоне. Кроме того, сообщалось о захвате ещё одного самолёта, рейс 1989 Delta Air Lines (Boeing 767), это сообщение также оказалось ложным.
Была приведена в состояние повышенной готовности Система экстренного оповещения (EAS), но она так и не была использована. Первый раз за всю историю были приземлены все гражданские летательные аппараты на территории США и Канады, кроме тех, которые принадлежали полиции или выполняли медицинские полёты; это сказалось на десятках тысяч пассажиров по всему миру.
Были выполнены планы по поддержанию деятельности правительства в чрезвычайных ситуациях, а также планы эвакуации национальных лидеров. Однако конгресс только в феврале 2002 года признал, что деятельность правительства не прерывалась.
Жертвами терактов стали 2977 человек (не включая 19 террористов): 246 пассажиров и членов экипажей самолётов, 2606 человек — в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 — в здании Пентагона. Погибли граждане США и ещё 91 государства.
Погибло 1366 человек, находившихся на верхних этажах северной башни ВТЦ, многие из которых погибли в момент столкновения самолёта с башней, а остальные — из-за пожара и обрушения здания. В южной башне на верхних этажах погибли, как минимум, 600 человек. Всего около 18 человек смогло покинуть зону попадания в южной башне и спастись. Как минимум 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен спрыгнули вниз, предпочитая такую смерть смерти от огня. Их падение наблюдали многочисленные свидетели. Некоторые пытались выбраться на крыши башен, в надежде на эвакуацию вертолётами, но эвакуация не состоялась, поскольку двери на крышу были закрыты, а дым и жар пожаров сделали невозможным использование вертолётов.
Погиб 341 пожарный и 2 парамедика нью-йоркского пожарного департамента, 60 полицейских и 8 сотрудников «скорой помощи».
В Нью-Йорке было опознано более 1600 тел, но остальных (около 1100 человек) опознать не удалось. Сообщалось, что на месте трагедии найдено «около 10 000 фрагментов костей и тканей, которые не могут быть отнесены к кому-то из списка погибших». Фрагменты костей были найдены даже в 2006 году, когда подготавливали к сносу здание Deutsche Bank. Средний возраст погибших в Нью-Йорке был около 40 лет.
По сообщению BBC, к апрелю 2013 года опознано 1634 человека из общего числа 2750 погибших при разрушении зданий ВТЦ, и процесс опознания продолжается с использованием метода анализа останков по ДНК.
Кроме разрушения двух 110-этажных башен ВТЦ, были серьёзно повреждены или уничтожены другие строения ВТЦ, такие как 7 World Trade Center, 6 World Trade Center, 5 World Trade Center, 4 World Trade Center, отель Marriott World Trade Center и православная греческая Церковь Святого Николая. Здание Deutsche Bank, находившееся на другой стороне Либерти-стрит, было признано непригодным для пребывания людей и постановлено к сносу, который начался в марте 2007 года и был завершён в феврале 2011 года. Fiterman Hall по адресу Вест-Бродвей, 30, принадлежащий Манхэттенскому общественному колледжу, также получил значительные повреждения и был предназначен для сноса
Другие близлежащие здания, такие как Вест-стрит, 90 и Верайзон-билдинг, получили значительные повреждения, но были восстановлены. Здания Всемирного финансового центра 3, Уан-Либерти-Плаза, отеля Millenium Hilton получили средние повреждения. Было уничтожено находящееся на уцелевших зданиях телевизионное, коммуникационное и антенное оборудование.
В результате разрушения ВТЦ были навсегда утрачены важные архивы и бесценные произведения искусства XX века, включая гобелен испанского сюрреалиста Жоана Миро, шедевры скульпторов Огюста Родена и Александра Колдера, а также более 40 тысяч негативов фотографий Джона Ф. Кеннеди, снятых личным фотографом президента. Также были разрушены крупноформатная скульптура из дерева американской художницы российского происхождения Луизы Невельсон, монументальные работы американских поп-артистов Ханта Слонема и Роя Лихтенштейна и многие другие произведения искусства.
Одно крыло Пентагона повреждено взрывом и огнём, часть здания обрушилась.
Согласно выводам Комиссии 9/11, около 16 000 человек находились в башнях ВТЦ ниже зоны попадания самолётов. Большая часть из них выжила, будучи эвакуированной перед разрушением зданий.
С момента освещения терактов 11 сентября в СМИ возникло множество спекуляций о том, что за атаками стоит Усама бен Ладен. Спустя всего несколько часов после атак ФБР назвало имена подозреваемых террористов (а также множество других деталей, включая даты и места рождения и проживания, номера банковских счетов и т. д.). Багаж Мухаммеда Атты, который задержался в аэропорту и не был погружён на борт рейса 11 American Airlines, содержал документы, раскрывающие личности всех 19 террористов, а также важные детали относительно произошедшего. В день терактов Агентство национальной безопасности и немецкое разведывательное агентство перехватили несколько сообщений, указывающих на Усаму бен Ладена.
В 2002 году американское правительство и Конгресс создали «Национальную комиссию о террористических атаках на Соединённые Штаты, совершённых 11 сентября 2001 года», известную также как «Комиссия 9/11». 22 июля 2004 года комиссия выпустила свой отчёт, в котором сделано заключение, что террористические атаки были задуманы и проведены членами «Аль-Каиды». В отчёте указывается, что «организаторы 9/11 потратили от 400 000 до 500 000 долл. на планирование и проведение этой операции, но происхождение этих средств остаётся неизвестным».
«Аль-Каида» основана через некоторое время после ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Вскоре после ввода войск Усама бен Ладен отправился в Афганистан, где при поддержке американского правительства помог координировать действия арабских моджахедов, создав «Мактаб-Аль-Кадамат» (МАК), для организации сопротивления советским войскам. В 1989 году когда СССР вывел войска из Афганистана, МАК был преобразован в «Аль-Каиду», представляющую собой «силы быстрого реагирования» джихада. Под влиянием доктора Аймана аз-Завахири, Усама стал более радикальным исламистом. В 1996 году бен Ладен издал свою первую фетву «Декларация войны американцам, оккупировавшим Земли Двух Святых мест». Вторая фетва, выпущенная в 1998 году призывает последователей «убивать американцев повсюду». В ней бен Ладен обвинил Америку в поддержке Израиля, а также в присутствии после Войны в Заливе американских войск на территории Саудовской Аравии.