На поезде жизни в трёх изм. - Прощание с близнецам

Александр Веншив
Прощание с близнецами

На границе разделения дня и ночи душный вечер в Нью-Джерси наполнен тишиной и покоем. Даже букашкам лень летать, всё застывает вокруг, лишь листва буйной растительности плачет каплями пота, падающими на землю. На исходе солнечного дня прогулки всегда напоминают туманную молодость в зыбком отражении океана.

Как вечер изменил все краски,
Стал мир вокруг совсем другим,
Без видимой, дневной закваски,
Давай присядим, помолчим.
Во всех углах укрылись строфы,
Сбежавшего стиха печаль,
Земных намеков катастрофы,
Мы не хотим смотреть в ту даль.
Сместились тени, загустели,
Витает в воздухе застой,
Мы вместе с ними потускнели,
Так хочется сидеть с тобой.
Приближусь я к тебе с наклоном,
Покачивает на волнах наш плот,
Поддержкою, теплом и домом
Твое мне тело отдает.
Нахлынуло вдруг упоение
Смятением, темнотой, тобой,
Как будто смешанное зелье,
Все натянулось тетевой.
Какие яркие все краски,
И мутные глаза любви,
По стенам блики в вечной пляске,
Меня за мысли не кори.
И день прийдет, разгладит тени,
И свет вновь принесет покой,
Души смятенье спрячем в вере,
Мир станет, кажется, иной.

Если бы было дано предвидеть будущее, тот вечер стоило остановить, “посадить на цепь” дня и ночи и не отпускать во временное пространство. Но он плавно перетёк в сон, который сменился рабочим утром.
Приехав на станцию, он сел в переполненный поезд. Не читалось, смотрел в окно и любовался мелькающими пейзажами, бликами воды, пока не окунулись в туннель. Всё было знакомо и привычно, не было никаких предчувствий. Он не знал, что  это последний поезд, едущий на WTC. Последний потому, что в этом направлении за ним уже долгие часы, дни, месяцы и даже годы не будет движения на конечную станцию.
Около 9 часов утра ещё не было признаков трагедии. Многоликая толпа выходцев со всего мира ринулась к нижнему экскалатору. Это чувство слияния с толпой невозможно передать. Его нет нигде в мире, только здесь, в утреннем Нью-Йорке, все плавно сливаются с уличной толпой, отдавая поклон столице мира. У выходов “Красавцев-Близнецов” прибывших втречали распространители бесплатных газет с тёплой фразой “Welcome New-Jersey!”. Эти здания, как два живых существа, меняли свой облик и настроение, словно переодевались. То они солнечно улыбались окружающим, то грустили в дождливую погоду, то, смущаясь своим величием, скрывались под вуалью тумана.
Так было всегда, но ни этим утром. Он поднялся на промежуточную платформу, ведущую ко второму экскалатору, где уже видны были первые необычные сигналы. Работники “Близнецов”, с масками страха и ужаса на лицах, пытались руководить поднимающимися на поверхность людьми.
Он вышел на улицу и  ослепляющий свет яркого утреннего солнца на мгновение затмил тревогу. Осколки стекла и бетона скрипели под ногами, здание было окружено плотной цепью полицейских машин. Его устремлённый ввысь взгляд уловил длинный язык пламени, извергающийся из сверкающего тела пораженного “Близнеца”.
Все стояли в застывшем недоумении. До конца не понимая сути происшедшего, он направился к ближайшей остановке метро, решив ехать дальше. Лишь на платформе было тихо. В пустом вагоне  поезда он вынул блокнот и тут же начал писать …

Год с тремя нулями
Округлил столетие,
Год с тремя нулями
Скрыл тысячелетие.
Год с тремя нулями
Разделил столетия,
Разделил слезами
Два тысячелетия.
В прежнем том столетии
Были молодые,
В том тысячелетии
Были мы другие.
Обе половины
Мы слили в едином,
Жизнь из половинок,
Жизнь теперь с разрывом.
Убежали годы,
Скрылись за нулями,
Появились годы
С новыми чертами.
Что же будет дальше,
Лишь покажет время,
Началось багряно,
В этом наше бремя

Историческая  справка
(История взорванных в Нью-Йорке башен-близнецов)
Идея
С идеей построить на Манхэттене Всемирный торговый центр (ВТЦ) еще в конце 1950-х годов выступили знаменитые братья-миллиардеры Дэвид и бывший в то время мэром Нью-Йорка Нельсон Рокфеллеры. Их поддержала местная Администрация Порта. Строительство комплекса началось в 1966 году и обошлось по некоторым оценкам в $1,5 млрд.
Небоскребы ВТЦ создавались по проекту американского архитектора-модерниста Минору Ямасаки, который, как считается, выиграл конкурс потому, что предложил построить башни быстро и дешево. Он работал совместно с  Антонио Бриттайочи и фирмой Emery Roth & Sons. Прежде чем приступить к возведению двух гигантов из стали, стекла и бетона, Ямасаки создал сотни моделей. Возможно, он чувствовал, что самое грандиозное и современное на тот момент сооружение в мире станет его лебединой песней и поэтому постарался выразить в нем свою идею. «ВТЦ должен являть собой символ веры в могущество человека», — не раз говорил архитектор.
При создании проекта Ямасаки смешал свои готические пристрастия и архитектурно-этические идеи великого Ле Корбюзье. Впоследствии некоторые критики называли архитектонику башен ВТЦ ограниченной и скучной, а скудость формы, по их мнению, служила «индикатором внутренней катастрофы». Кто-то считал эти здания олицетворением существующей в США общественной системы.
Когда первый из колоссов появился в Нью-Йорке, критики нарекли его «самым большим пальцем в небо». А специалист по технической истории Льюис Мамфорд расценил Twin Towers как «пример непреднамеренного гигантизма и технологического эксгибиционизма, который сейчас потрошит живую ткань каждого большого города». Не нравились многим и узкие (только 46 см шириной) окна офисных помещений башен. По бытовавшим тогда суждениям, архитектор сделал их такими, потому что страшно боялся высоты. 
Однако было и мнение, будто небоскребы Всемирного торгового центра олицетворяли собой мужчину и женщину. В качестве подтверждения при этом указывали на то, что Ямасаки подчеркнул мужскую башню упругой антенной, а женскую — шлюзом обзорной площадки. Он и Она находились как бы в движении к Гудзону и всей Америке. Женщина, как всегда, на полшага отставала. Возможно, это было архитектурное изображение Адама и Евы, покидавших Рай? Сам архитектор определенно по этому поводу не высказывался.
Конструкция
Чтобы очистить место для грандиозного строительства в районе городского порта, были снесены десятки малоэтажных зданий. 1,2 млн кубических ярдов земли вынули и вывезли для создания под небоскрёбами фундамента в 21 метр глубиной и Плазы — подземного пространства, где  потом расположились магазины, рестораны, банки, кассы авиалиний, туристические бюро, новая станция метро, мастерские для обслуживания башен-близнецов, склады и подземный гараж  на 2 тыс. автомобилей.
При постройке небоскребов была использована инженерная идея, впервые примененная при создании офисного центра IBM в Сиэттле. В данном случае конструкторы также применили структурную модель жесткой  "полой трубы" из близко расположенных колонн диаметром 990 мм, с фермами этажей толщиной 83 см, расширяющимися к центральной части. Множество стальных колонн внутри здания и стали несущей частью, которая  держала все здание. «Ребрами жесткости» при этом служили сложнопрофильные стальные полы. Такая концепция позволила создать внутри просторные, не загроможденные лишними конструкциями пространства.
Фасад зданий шириной 64,5 м представлял собой сборную стальную решетку с колоннами шириной 476,25 мм. Они предохраняли всю конструкцию от ветра и других внешних опрокидывающих нагрузок. Расположение «ветряных подпорок» вне поверхности здания препятствовало передаче усилий через мембрану этажей к центру. По каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка. Между ними по всей высоте были натянуты тросы. Они, а также пакет тросов внутри лифтовых шахт обеспечивали гибкость конструкции. В целом башни представляли собой соединение стальных клеток из произведенных на заводе модулей размером 10х3 м и весом в 22 т. Внешние колонны зданий были отделаны серебристым алюминиевым сплавом. Это создавало впечатление, что в небоскребах совсем нет окон. Хотя их было целых 43 тыс. 
Близнецы стали первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Для них разработали  специальную «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Этажи поддерживались сериями легких ферм на резиновых панелях, располагавшихся между наружными колоннами и лифтовой частью. Оба «братца», как утверждали проектировщики, были способны выдержать ураганный ветер и должны были устоять даже в случае тарана самолетом  среднего размера, например такого, как «Боинг 707».
Сооружались они в основном из стекла, стали и бетона с использованием дюрали и прочного титана. Всего для строительства понадобилось около 400 тыс. куб. м цемента,  200 тыс. т стали и 20 тыс. кв. м стекла.   
 
Эксплуатация
Первая башня была построена к 1970 году. Но официально ВТЦ в Нью-Йорке был открыт только 4 апреля 1973 после ввода в эксплуатацию второй. В комплекс входили еще пять наземных сооружений. Среди них — высотный «Мэриотт-Отель», товарная биржа и 8-этажный дворец Американской таможни. По 8 этажей в обеих  высотках (7—8, 41—42, 75—76 и 108—109) были техническими. Все остальные, общей площадью более 1 млн кв. м, сдавались в аренду.
Высота небоскребов ВТЦ (Северная башня — 110 этажей, 417 м,  Южная — 104 этажа, 415 м) была в то время постоянной темой шуток и анекдотов. Вот один из них. На пресс-конференции после церемонии открытия ВТЦ у Ямасаки спросили: «Почему два здания по 110 этажей? Почему не одно в 220?». Его ответ: «Я не хотел потерять человеческий масштаб».
В 1990-х годах в башнях Всемирного торгового центра располагалось 10% всех контор нижнего Манхеттена. Там находились офисы почти 500 компаний. Так, в Южной башне 25 этажей под головной офис арендовала  управляющая капиталами в $487 млрд инвестиционная корпорация Morgan Stanley, 5 этажей занимал фонд Oppenheimer со «скромными» $125 млрд в  управлении. На четырех этажах располагался Fuji Bank. По 3 этажа занимали Нью-Йоркская биржа, страховая фирма AON, телекоммуникационная компания Verizon (капитализация $17,5 млрд), архитектурная контора Manciani Duffi (признана лучшим дизайнером интерьеров по итогам 2000 года) и юридическая фирма Thacher, Proffit&Wood. Скромно, всего по 2 этажа, имели компьютерная корпорация Sun Microsystems, департамент налогов и финансов штата Нью-Йорк, страховое агентство Frenkel&Co.
В обычный день на работу в ВТЦ приходили 50 тыс. служащих и 200 тыс. посетителей и туристов. На 107-м этаже Северной башни существовал фешенебельный и дорогой ресторан «Окна в Мир». Там американцы любили справлять свадьбы и отмечать разные знаменательные события. В 1990-х годах на смотровую площадку Южной башни ежедневно поднимались десятки тысяч туристов. В ясный день сквозь забор от самоубийц они могли обозревать окрестности в радиусе 78 км. 
Система из 99 лифтов в небоскребах была устроена таким образом, что  снизу скоростные подъемники шли к началу 2-й и 3-й секций здания начинавшимся на 44-м и 78-м этажах. Оттуда «местные» лифты поднимали пассажиров на нужный этаж. Каждый межсекционный лифт мог поднимать 55 человек со скоростью около 8,5 м в секунду. Всего в комплексе ВТЦ было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром.  Мытье окон в двух башнях происходило автоматически 3 раза в неделю с помощью спецмашин на стальных подвижных тросах.


Разрушение
Огромным конструктивным плюсом нью-йоркских близнецов было то, что стальные балки зданий соединялись с расположенными менее чем в метре друг от друга опорами, формирующими наружные стены здания.  Тогда как вертикальные опоры большинства других американских небоскребов располагаются на расстоянии до 6 м друг от друга, а основная нагрузка в них переносится на комбинированные диагональные стойки, повреждение которых, как правило, приводит к немедленному разрушению всего здания. 
А недостатком являлось отсутствие пенных противопожарных систем, которые могли бы справиться с горящим авиационным топливом. Бетон гарантированно выдерживает пламя  час-два. Но 91 тыс. л авиационного топлива, которым были заправлены оба направленных террористами в здания ВТЦ самолета, превратили крылатые машины в термобомбы. Когда температура горения превысила 800 °С, стальные опоры начали плавиться. Однако впоследствии обнаружилось, что основная причина обрушения Близнецов была не в этом.
Через несколько лет после трагедии специалисты однозначно установили, что причиной обрушения стало постепенное смещение в результате пожара в зданиях центра тяжести. Внешние колонны не выдержали экстраординарного напряжения.