Ч. 1 Одно имя - одна судьба

Владимир Врубель
Собирался продолжить рассказ о Лесовском, но в очередной раз отвлёкся -  обнаружил в своём архиве старую коленкоровую тетрадь с выписками.
 
В истории британского военно-морского  флота упоминается о двенадцати кораблях, имевших имя «Тетис», доброй богини моря, первой из бессмертных, вступивших в брак со смертным, фессалийским царём Пелеем.

Но как не повезло её сыну Ахиллу, так не повезло и двум кораблям, носившим имя доброй богини.

Восьмой по счёту из числа кораблей с таким именем на борту, 46-пушечный фрегат «Тетис» (HMS Thetis), спустили на воду в 1817 году.
 
Потом его в течение шести лет достраивали. После вступления в строй фрегат отправили для службы на Тихоокеанскую станцию. Так назывался район несения службы британскими военными кораблями.

Через год на корабле проводили эксперимент по сокращению бортового рациона рома. Возмущённые моряки прозвали за это корабль «Чайным сундуком».

Ранним утром 4 декабря 1830 года фрегат «Тетис» отправился из Рио-де-Жанейро в Англию. Команда фрегата насчитывала 300 человек, включая морскую пехоту, которая в этот раз помимо своих обычных полицейских обязанностей, несла охрану ценного груза: слитков серебра, золота, других драгоценностей на сумму 810 тысяч долларов.

Откуда поступили на корабль эти ценности, мне доискаться не удалось, известно лишь, что в Рио-де-Жанейро к ним добавилось лишь незначительное количество драгоценного груза.

Погода сначала благоприятствовала морякам, но затем ветер резко усилился.
Но это не испортило настроения команды, которая предвкушала встречу на родине с родными и близкими после нескольких лет плавания в Тихом океане.

Корабль прошёл примерно сорок миль, в восемь часов произошла смена вахты.

Всё как всегда.

И вдруг раздался крик вперёдсмотрящего: «Буруны под носом!» - и почти сразу новый крик: «Скалы выше мачты!», а затем последовал жуткий треск ломающегося дерева. Бушприт просто сплющило о скалы, рухнули все три мачты, покалечив и убив многих людей.

Мичман Бингхем, сын предыдущего утонувшего командира фрегата, бросился в каюту к сменившему   его отца капитану Бургесу, чтобы сообщить тому о несчастье. Их обоих едва не убила рухнувшая грот-мачта.

Паруса накрыли палубу, люди прорезали ножами в них отверстия, чтобы выбраться на палубу.

Капитан принялся энергично командовать, но разрушения были такими, что Бургес быстро понял: корабль не спасти, нужно остановить панику и спасать людей. Человек сорок прыгнули с палубы корабля на скалы.

Некоторым удалось допрыгнуть, но многие попали в волны, утонули, или их подхватили волны и разбили о камни.

Шлюпки и баркасы упавшими мачтами были превращены в щепы. Ветер усиливался, фрегат ещё держался на плаву, волны несли его вдоль скал.

Однако вода уже заполняла нижние палубы. На помощь пришли те счастливчики, которым удалось уцелеть при прыжках на скалы. Им бросили с корабля канат, который те закрепили на берегу.

Канат вскоре лопнул, казалось, что гибель неизбежна, но к счастью, фрегат коснулся дна, и его движение прекратилось. К этому времени уже и верхняя палуба была залита водой, люди держались за обломки мачт, которые торчали из воды.

Боцман Гич, смелый и физически очень сильный человек, пробрался в носовую часть фрегата и оттуда сумел добросить линь (тонкий трос) до тех, кто находился на берегу. С помощью линя на берег протянули более прочный канат.

К боцману присоединился командир фрегата,  и они помогали каждому находившемуся на борту моряку перебраться по канату на берег. Капитан, как и положено, покинул обломки корабля последним.

Учитывая все обстоятельства, удивительно, что погибли только двадцать восемь человек, в числе которых был и мичман Бингхем. Его мать потеряла и мужа, и сына.

Спасшимся сопутствовала невероятная удача: корабль разбился около крошечной бухточки, где можно было высадиться на берег.

Остальную береговую черту острова образовывали огромные вертикальные скалы. Моряков позже сняли с острова британские корабли. Но это не конец истории.
 
19 августа 1830 года корабль его величества «Ляйтнинг» («Молния»)  под командой капитана Дикинсона покинул Рио-де-Жанейро и, посетив Монтевидео и Буэнос-Айрес, 12 октября прибыл в Вальпараисо.

Там находилось судно «Трибун» с  грузом звонкой монеты и другими ценностями, которые предполагалось передать на «Тетис» для доставки в Англию.
 
Капитан Дикинсон получил там приказ погрузить эти ценности на свой корабль, зайти в Коломбо, где взять ещё один ценный груз на сумму сорок пять тысяч долларов и доставить всё в Рио-де-Жанейро.

Дикинсон не знал о том, что случилось с «Тетис», поэтому делал всё от него возможное, чтобы успеть встретиться с «Тетис» до его ухода в Англию. По прибытии в Рио Дикенсон узнал о трагедии на обеде у командующего Тихоокеанской станцией контр-адмирала Томаса Бейкера.

Известие о крушении фрегата «Тетис» доставил контр-адмиралу с письмом от командира фрегата лейтенант Гамильтон, который добрался до Рио-де-Жанейро по суше. Все только и говорили в городе о крушении и пропавшем ценном грузе.

Адмирал Бейкер побывал сам на месте крушения, по его приказу там остались два шлюпа и шхуна охранять это место.

Бейкер приказал спасти всё, что можно из груза. По общему мнению, спасти груз было невозможно, но капитан Дикинсон думал иначе. Он изложил адмиралу свой план, и тот приказал действовать.

Командир «Молнии» отыскал горного инженера Мура, англичанина, работавшего на бразильское правительство, и посвятил того в свой план, для чего требовалось изготовить водолазный колокол.

Эту работу должны были выполнить Мур и корабельный плотник Джонс, толковый, сообразительный человек.

Помимо колокола, предстояло изготовить помпу для подачи воздуха в колокол. Когда я читал об англичанах и о наших моряках, потерпевших крушение в Японии, то восхищался их находчивостью, инициативой, предприимчивостью.

Эти качества у нас отбивали в советское время. Не зря бытовала поговорка, что любая инициатива наказуема.  На любой чих требовалось согласование с начальством, да и никто не пылал желанием рисковать.
 
Каждый изобретатель мог написать роман «Хождение по мукам», а если и удавалось «пробить» изобретение, то для этого перед фамилией изобретателя должны были стоять фамилии его начальников.
 
Продолжение http://proza.ru/2023/06/25/940