Долг памяти. Ч. III. Труженицы тыла

Иван Сергеевич Загребин
   Когда началась война, жена Петра Алексеевича Чилигина – моя двоюродная прабабушка, труженица тыла Александра Петровна Мехонцева (1912–2007) вынуждена была бежать вглубь страны с тремя маленькими детьми (младший – грудной) и старухой-матерью. По дороге их эшелон не раз бомбили немцы. Пережили многое: холод, голод, инфекции... Приют нашли в Челябинске, у её сестры и моей родной прабабушки со стороны мамы Анны Петровны Карелиной. Во время войны Александра Петровна Мехонцева работала в Челябинске на элеваторе. Знаю, что ей приходилось в одиночку, без оружия и охраны, водить на работу группу пленных немцев. Никто не сбежал.

   В то время на плечи моей бабушки, Иды Викторовны Карелиной (по мужу Рудных), которой к началу войны было 14 лет, легла забота о малышах – её двоюродных сестрёнках Людмиле и Ларисе и братике Игоре. Приходилось одновременно учиться в школе, работать после уроков на заводе – сколачивать ящики для мин, выстаивать огромные очереди, чтобы отоварить карточки. При этом она с отличием окончила курсы радистов-коротковолновиков. Все годы войны никаких каникул: от посевной до конца уборочной работала в колхозе. Так что моя бабушка – настоящая труженица тыла, хотя и не была за это награждена.

   Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» награждена моя родная прабабушка, труженица тыла Анна Петровна Карелина (1900–1949), по профессии учитель математики. Всю войну трудилась в школе в три смены, без отпусков и каникул, так как учителя-мужчины ушли на фронт, во многих школах размещались эвакуированные учреждения, предприятия, госпитали, да и детей в школах прибавилось за счёт беженцев. Все годы войны А.П. Карелина от посевной до конца уборочной со своей школой работала в колхозе. А а в другом колхозе работала её дочь – моя бабушка – Ида Викторовна Карелина (по мужу Рудных).

Продолжение следует.