Долг памяти. Ч. I. Фронтовик Иван Андреевич Рудных

Иван Сергеевич Загребин
   Судьба моей семьи неразрывно связана с судьбой страны и, конечно, с самым тяжёлым, трагическим и героическим её периодом – Великой Отечественной войной.

   «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Я хочу рассказать о героях нашей семьи. Потому что чувствую себя в неоплатном долгу перед ними и перед миллионами таких же патриотов, сражавшихся, не жалея себя, на фронтах Великой Отечественной войны, спасших Родину и мир от фашизма, отдавших жизнь за Отчизну, и перед теми, кто, трудясь под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!», обеспечивал нашей армии крепкий тыл, без чего разгром фашистов был бы невозможен.

   Многих из тех, о ком ниже пойдёт речь, я знаю только по фотоснимкам да по рассказам родственников, а ещё по документам и свидетельствам очевидцев: они погибли или умерли до моего рождения, а боль чувствую такую, словно знал их всю жизнь и потерял навеки только вчера.

   Назову лишь некоторых из своих родных – тех, кто воевал и трудился в тылу. Да и всех не назовёшь: нужно писать целую книгу.

     Дед Иван

   Начну с деда Ивана: больше всего горжусь именно им, «мне пример его в жизни подмога», как поётся в известной песне.

   Итак, мой дед, отец мамы, Иван Андреевич Рудных, родился 15 октября 1924 года в Курганской области. В 1951-м окончил ЧИМЭСХ (Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, ныне – Челябинская государственная агроинженерная академия), в котором потом преподавал много лет. Кандидат технических наук (1963), доцент. Несколько лет, вплоть до самой кончины, заведовал кафедрой электротехники Иркутского сельскохозяйственного института (ныне – Иркутская государственная сельскохозяйственная академия).

   На фронт дед пошел добровольцем. Были в его военной жизни многие испытания: сражался на Курской дуге, дрался с фашистами врукопашную. Знаю, что ему довелось взять в плен немецкого солдата. Неоднократно ранен. Кавалер ордена Отечественной войны I степени, отмечен медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими наградами.

   К сожалению, умер дедушка рано, когда я учился в начальной школе. Дома сохранились записи его воспоминаний. Вот некоторые из них: «Так совпало, что моя учёба в десятом классе пришлась как раз на 1941–1942 годы, самый разгар войны. Осенью 1941-го я подал заявление в военкомат, но тогда в армию не взяли из-за возраста – мне было 17 лет. Что делать? Пришлось ждать, заканчивая обучение в школе. 30 мая у нас был выпускной вечер. Я рвался на фронт. И хотя 18 ещё не исполнилось, всё же снова зашёл в военкомат. Военком, приняв во внимание мою настойчивость, обещал подумать…

   В самом начале июня из военкомата пришла повестка, и я был направлен в Васильковскую школу авиамехаников в Миассе. К месту назначения прибыл 10 июня 1942 года. Так началась моя военная жизнь. Но школу расформировали, окончить её мы не успели. Тех курсантов, кто знал тракторы и автомобили, направили в Челябинское танковое училище. Других – в Таллинское пехотное, находившееся в эвакуации в Тюмени. Меня же и нескольких ребят – в Марийскую АССР, где я пробыл до апреля 1943 года в роте снайперов помощником командира взвода.

   В апреле 1943-го нас наконец отправили на фронт. Я попал в 454-й стрелковый полк, служил наводчиком в миномётной роте на Воронежском фронте. Мы были на самом «дне» Курского выступа. Так что мне довелось сражаться на Огненной дуге. 15-го июня меня ранило. Неделю пробыл в госпитале, потом снова в свою роту. 31 августа на Полтавском направлении фронта (он тогда уже назывался Второй Украинский) во время одного из боёв дважды серьезно ранен. Меня отправили в госпиталь на станции Белинская (Пензенская область).

   После госпиталя – снова на фронт, теперь уже на Третий Белорусский, в 33-ю армию.

   С боями прошли по Белоруссии, Литве и дальше – в Восточную Пруссию. Здесь, в районе Кенигсберга, закончил войну. Демобилизован был только в ноябре 1945 года по ранениям. Такова моя военная биография».

   …Никаких трофеев дед с войны не принёс, и всё время учебы в институте ходил в военной гимнастёрке – той, в которой вернулся с фронта. Дедушка не был полководцем, но он был патриотом и внёс свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

   Спасибо, дедушка Иван! Спасибо за Великую Победу!
   Горжусь дедушкой!

Продолжение следует.