Куда делась песня?

Пётр Славин
 Нет, в самом деле, куда она делась из нашей жизни? Может быть, я не прав, может быть у меня с ушами чего, - но я, всё реже и реже, слышу песни, музыку в нашей жизни.Не именно сейчас, в такие суровые времена, но многие последние годы, десятилетия может быть. Хотя, раньше, в самое тяжёлое, военное время всюду звучала песня: и на
митинге - мобилизующая, призывающая, и в военной землянке - душевная, лирическая. Помните, в 1941- ом, в самые первые дни прозвучали знаменитые строки: Вставай страна огромная... Набатом, в самое сердце, в самую душу запали, поднимали на бой, на победу.

 Но, я даже не об этом, не о музыкальном, так сказать, сопровождении в нашей жизни.Я, о песне, которая, как говорится, душа народа, которую человек поёт и в радости и в горе, за праздничным столом, и в тоске и печали, напевает за рулем авто или шагая по лесной тропинке, а может и в обнимку с бутылкой... Песня по-всюду в нашей жизни... была.

 Помню, отец рассказывал, колхозники в поле, на открытых грузовиках едут и песни поют. Машины одна за другой катятся, пылят, а песня над полями так и вьется-несётся; на кочке под прыгнули, - смех, веселье, и дальше поют. А как в стародавние времена: девушки ягоду-малинку в помещичьем саду собирают и песни поют. И думаю, не только для того, чтобы ягоды не ели, но и работается под песню лучше, слаженно, сноровисто. Но, не буду оглядываться на седую старину, и в наше время, в годы моего детства, юности всюду звучала песня. Песня - душа народа! Что то не ладно, не складно у нас на душе. Конечно, всевозможных музыкальных шоу - навалом, а песни не слышно. Воткнул народ морковки-наушники в уши, ходит, что то слушает, то ли подкастик, то ли музыку какую, - бог весть. Да, и кому какое дело?

 Но, я один раз, в маршрутке, невольно подслушал: сидит напротив парень в здоровенных таких наушниках и музыка так громко звучит, что и мне слышно. Но, что это за музыка, - мне, повторюсь, и дела нет, что ты слушаешь, - но, раз услышал, не могу не высказаться. Ладно бы там рок какой, хеви-метал, или скажем, такой модный ныне рэп. Мало ли, что я такую музыку на дух не переношу и не понимаю, а молодёжи, вот нравится. Но, что я слышу из наушников: ни слов, ни мелодии, лишь одно - ля ля ля, лё лё лё, ля ля ля, лё лё лё... И так минут сорок, всю дорогу! Нет, - такая музыка нужна и существует, но это танцевальная музыка и нравятся мне или нет, такие танцы, но ритм очень чёткий и выразительный. Но, повторюсь, как можно такую музыку слушать, просто слушать сорок минут?! Я невольно посматривал на парня: может он там, головой кивает в такт или там, ногой качает, а может, наоборот, задремал под такую однообразную мелодию? Нет, сидит, слушает. Сорок минут, однообразных ударов в барабан!

 Но, я все подвожу к своей музыке, своей песне, нашей советской, русской, песни, что пели наши родители, наши предки, что звучала по радио, на концертах песня-года, в фильмах и просто на улице.

 У меня в семье всегда пела мама. Бабушки-дедушки, чтобы пели - не слышал. Дед Алексей, по матери, знаю,был отменный плясун, на всю деревню. Но- это в молодости, на моей памяти, он ходил с палочкой, прихрамывал ( привет от немецкого автоматчика). Отец, тоже не слышал, чтобы пел. А мама всегда пела: на кухне возится,порядок наводит и песни поет. Какие? - а, разные, в основном конечно, современные на тот момент, как бы сейчас сказали - шлягеры: Ромашки спрятались, поникли лютики... , Эти глаза напротив...,Дочери, дочери, взрослые дочери... Или вот русские народные: Из за острова на стрежень... А романсы! Гори, гори моя звезда... Революционные любила- Там в дали, у реки, засверкали штыки...

 Часто собирались гости. Родни было полно, у матери - три сестры, да племянница - чуть младше матушки. Это, так сказать, - ближний круг. И собирались, в основном, у нас. На Новый год, - человек двадцать прийдет, и где только в двухкомнатной брежневке все помещались? И за столом, как затянут песни - любо дорого послушать!

 Но, молодежь, мои ровесники, такие песни не знали и не слушали. Официально, по крайней мере, публично.Я не говорю: не пели, потому как, моё поколение, уже, практически, не пело. Нет, у кого там, голос, слух, кто на музыке играет, тот, само-собой. Это и сейчас так. А в массе своей, в компании, практически не пели. А вот танцевали, слушали всё больше музыку заморскую: Бонни М, Смокки, АВВА...Битлы, - само собой, но это раньше. Конечно, ото всюду, лилась музыка советских ВИА:Лейся Песня, Веселые ребята, Пламя, Самоцветы... И песни какие душевные, радостные, жизнеутверждающие. Впрочем, какое время, такие и песни.

 Я, лично, иностранную музыку не любил, предпочитал нашу. С малолетства помню: как переехали в новую квартиру, я в садик последний год не ходил. Пока брат из школы не придет, хозяйничал дома один. И все время по радио концерты: В рабочий полдень, Встреча с песней... Нравились патриотические песни: Сегодня мы не на параде, мы к коммунизму на пути..., И вновь продолжается бой... Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля... Песни сталинских лет, 30 х годов, - это особая тема. Они исключительно мелодичны,красивы, содержательны и при этом крайне политизированны, приближены к реалиям жизни, классовой борьбе. К сожалению, в моё время, они звучали крайне редко, а некоторые были просто запрещены, изъяты из употребления.Не могу не остановиться на этом моменте. Пару примеров. Был такой знаменитый сталинский нарком, - Ежов Николай Иванович, - враг народа оказался. В фаворе был года полтора, естественно и песни про него появились. Скажем: разведка наша - весь народ, враг не пройдет границы. А коль пройдет, так попадёт в Ежовы рукавицы! Хорошо сказано. Естественно, после разоблачения Ежова, за такую песню запросто было попасть в ежовы рукавицы.
Но здесь все понятно. А вот другая песня: зажиточной и радостной дорогою шагаем мы...Тоже пели буквально несколько лет, потом вдруг пропала Казалось бы:здесь то что не так? Ан нет! Этот лозунг "Обогощайтесь" выдвинул знаменитый Бухарин Н. И. на поверку тоже оказавшийся врагом. Ну, это я отвлекся, на свою любимую тему. То время и славное, героическое и страшное одновременно, ворошить не стоит. Сейчас времена не лучше.
 Помню песни которые звучали на праздничных демонстрациях, 7 Ноября или 1 Мая, на субботниках, или утром из колонок вдоль тротуара, по которому народ спешил на завод. Та заводская проходная, что в люди вывела меня... Будет людям счастье, счастье на века... Сталин и Мао слушают нас...

 Летом, почти каждый год, ездили в деревню, на Курщину. Не бабушка, ни дедушка, как я уже говорил, особо к музыке не склонны, отец, вероятно, тоже в них. А вот как приедет, отцов младший брат,-мой дядька - Сашка с молодой женой- Галкой, то музыка, танцы, громогласный Сашкин хохот звучат не смолкая. Сашка, молодой здоровяк, косая сажень в плечах, бывший десантник, отплясывает модный танец и громогласно кричит моей матушке:

-Люд, глянь, глянь: шейк! - Задорно крутит руками и ногами.

Мама смеётся, качает головой.

Как сейчас, звучат у меня в голове эти песни: Облади- облада... Алешкина любовь... Старенький автомобиль...

Как сейчас, стоит перед глазами: солнечное утро, большой фруктовый сад, ульи с гудящими пчёлами... Весёлое, радостное, счастливое время!

 Особое место занимают армейские песни. Я учился в военном училище и строевые, походные песни сопровождали нас все годы службы. Не знаю, поют ли песни в современной армии, но я свои армейские песни помню прекрасно. У меня-то, голос не важный, но энтузиазму и задору хватало. А запевала у нас, Ваня Кяшкин, - пел звучно, красиво, а, главное, - громко.

Командир роты, капитан Филистович, все разучивал с нами старинную песню: Взвейтесь соколы орлами... Песня довольно сложная и у нас она не получалась, но песня красивая, отличная походная песня. Также пели: Стоим мы на посту, по взводно и по ротно... А ну как шашки под высь...

Во всю громыхала музыка и слышались песни и в конце 80 х- в 90 е годы. Главным музыкальным очагом тогда стали киоски звукозаписи. Такие киоски стояли на каждой автобусной остановке, на площадях, перекрестках, на многочисленных рынках. Все самые модные шлягеры непременно грохотали на всю улицу. Компании молодёжи тоже любили потусить и по плясать, выставляя грохочущие колонки, непременно динамиком на улицу, во двор, чтобы все слышали.

 Потом наступили другие времена. Киосков звукозаписи не стало, колонки с окон убрали, молодёжь заткнула уши наушниками.Быть может иногда , в скребущей асфальт "пятёрке", прогрохочет новомодный рэп, - и все, вся музыка.

Ну, а сейчас, все громче грохочет другая музыка - музыка артиллерийской канонады и боя. Дай бог, чтобы концерт завершился маршем Победы!