Бдения на 22 июня

Оксана Самоенко
 Показалось, когда перечитывала прошлую статью, не совсем понятно указала время  появления Девы Обиды. Домонгольская Русь.
 Хочется написать о хлебе и  женщине. Попробую.
По моему твёрдому уразумению человеку не всё равно, с чего начиналась его культура. Сознательно избегаю слова «цивилизация», так как не с города она началась.
 Сейчас насчитывают два начала, в упор не видя теории нашего Николая Ивановича Вавилова.

 Человечество объединило насилие или принцип «совместный труд для моей пользы объединяет».
Люди с дубинками согнали в кучку людей без дубинок для строительства храмов и оросительных систем.

 Человечество объединили храмы.
 После молитв,  на полях чудесным образом росли злаковые, бахчи и плодовые деревья.
 
И, наконец, человечество объединил хлеб, бабушек и дедушек, которого, Вавилов нашёл в  предгорьях Афганистана. В Латинской Америке это был маис или кукуруза инка.
 
Приблизительно так.
И храм и царь,  и «Беломорканал»  каждой культуры вторичны.

 Кто заметил способность  зерна к возрождению? Думаю,  женщина. Она занималась собирательством, приготовлением пищи, заготовкой её впрок. Как белочки, «высаживающие» за жизнь гектары леса. Но лес сажают не только белочки и бурундучки.
«Черё- черё- черёмуха…
Не при дороге  выросла,
Взошла, где  птица вытрясла».
 
Тоже, наверное, подмечено не мужчинами. Особая роль женщины  подчёркивалась  первыми культурами. Вспомним Исиду, собственноручно завалившую культ Атума, увлекавшегося эротической йогой. Доставшего, себя ублажившего, сплюнувшего первую пару богов- близнецов.
 Потом всё это прикрыли культом Ра и отодвинули ещё дальше усилиями внучки обладателя гибкого позвоночника.
 
 Роль вдовицы  огромна. Черноногие или жители Египта изображали своего возрождающегося бога на коленях Исиды. Ничего игривого. Она - опора, основа, трон могущества Осириса.

Когда услышите привычную хулу в адрес Эхнатона, женщин и дочерей на его коленях, вспомните, что этот человек хорошо знал свою историю и изображал себя, как опору для жён,  к сожалению, не обладавших упёртостью  Исиды. Дочерей, которые, наверняка,  мыслились продолжательницами его дела.

 Не был Эхнатон «родовой травмой» для Египта. А для священников и египтологов, читающих «расшифрованную» письменность, «как бог на душу положит», был.

Мучилась я  глупым вопросом. Между пирамидой Джосера и эпосом о Гильгамеше насчитано  200 лет. Пирамида старше.
 Как за 200 лет из Афганистана зерно добралось до Египта, окультурилось, пирамида оказалась старше Гильгамеша, если Афганистан ближе к Убейду? Чуть- чуть, но ближе.

Прошла информация о вдохновляющем  пинке из Малой Азии.
 Пришельцы! Наконец- то!
 Так заманчиво выстроить таблицу в стиле Льва Гумилёва.

 Ещё позавчера «черноногие» (египтяне)  кушали друг друга, сдабривая худющие тела павианьими внутренностями.
 Бац!
Зиккураты, названные мастабами.

 Пока «черноголовые  (шумеры) « несут вечное и разумное» соседям, делают ошибки, пытаясь накормить  рыболовов и пастухов мандаринами, черноногие совершенствуются в каменном строительстве.

О мандаринах.
 Мама рассказывала. Когда родители жили в Каркаралинске Каракандинской области в середине прошлого века, мама работала в детском садике и дала казашатам мандарины.
 Дети не знали, что это такое и повыбрасывали фрукты в грязь.
 
 Это я своими словами передаю смысл истории из Корана. Не следует  людей,  « не дотопавших »  до определённого уровня, учить высшим истинам.

 Когда произошло ожидаемое, Убейд получил встречное движение аллергиков на мандарины,  пришёл «садовник»  Саргон, разрушил Унуг, а Урук начал писать Жития Гильгамеса, черноногие принялись  складывать пирамидку из разорённой страны.

 Джосер, третья династия.
 
И  до такой степени доскладывались, что Унас из пятой династии начал разворовывать соседние пирамиды, бо очень хотелось иметь свою, а не на что.
 Страна разорена.

Естественно, пришли пассионарии. Чаще всего,  так красиво называются насильники, убийцы, охочие до чужого добра, люди. Но эти, говорят, шли семьями. Может, правда, жрать было нечего.

 Здесь я остановлюсь и вспомню слова из Корана.
Мандарины «черноногим» дали. Дальше они развивались сами.

Интересно, когда «Земля  возлюбленная» начала сажать людей на кол?

 Можно ли культуру, сажающую людей на кол, считать культурой?

 Пусть будет цивилизацией.
 Можно соотнести пассионарные   разборки наследников Саргона  с появлением египетской поговорки о том, что грамотность до чиновника доведёт.
 Куда деть мудрость высказывания?

 «Лучше ты напишешь проект приговора  о наказании и подашь его на подпись, чем кто- то внесёт в него твоё имя».

  Не дословно. Не сильна в юридических формулировках. Давайте просто порадуемся существованию юридических процедур задолго до Римского Права.
 
Ещё настораживают слова египтологов о том, что писцами часто становились самые простые люди, выходцы из сельских общин.
 Дело не в умственных способностях земледельцев.
 Дело в мандаринах.
Какими были отношения в общинах черноголовых?
Основанных на принципе «если не ты, то тебя».
 Может быть,  этим объяснить особую жестокость гражданских войн?
Когда после вспышек народного недовольства, спровоцированных жрецами, от оступившихся «реформаторов»  не оставалось ничего, кроме худой молвы.
Вспомним Хатшепсут  с Эхнатоном,  действовавших строго в канонах родной религии.

 Можно приплести сюда  Тиберия Гракха, пытавшегося вернуть соблюдение старого закона римской Республики.

Вплести в наш разговор «троюродный плетень « эпохи доносов и расстрельных судов.

 Что в Месопотамии?  После, разлившей масло, Аннушки, женщины изображались следующим образом. Царь, опираясь на локоть,  возлежит и держит чашу с напитком.

 Так же, опираясь на локоть, но без чаши, полулежали потом на надгробиях этруски. Иногда рядышком изображалась драгоценная половина. Тяжело быть первым. Кто- нибудь, что- нибудь, да сопрёт. Шумеры относились к этому спокойно. Как Энкимду. Главное, он был первым, а вы делайте ссылки, чем я и занимаюсь с января.

 Возвращаемся в мир живых.
 Там Царь держит чашу с напитком.
О напитках.
Шумеры потом придумали безалкогольное пиво. Майя сначала тоже пили слабый алкогольный напиток, но из какао- бобов. Подросли и пристрастились к безалкогольной шипучке  на основе своей денежной системы. На какао- бобах.

 Как- то двигалась  планета пирамид в одном направлении.

 Возвращаемся в Малую Азию.
 Никаких Цариц. Напротив отдыхающего правителя на стуле со спинкой ровненькой, как у благородной мадамы,  сидит Хозяйка.

Очень, очень напоминает советские застолья, когда хозяин стола «нажирается» вместе с гостями. Где хозяйка? Правильно. На посту.  Подай, принеси, долей, подсоли, там, в духовке готовится ещё. Дети, ешьте, что дают. Бо, за шиворот вылью. Присядет только тогда, когда засоловеют глаза хозяина, а детей вытошнит обратно в тарелки.

 Обмыв мордочки наследников, подальше от их тарелок,  «на уголку», зорко следя за наполненностью рюмочки супружника.
Чё, не было? Полжизни потеряли.
 Интересно, хозяин без неё найдёт, где открывается холодильник?  Мой не откроет точно. Дверца переставлена.

Какая цельность  образов. Или моя интонация.
 
Не буду говорить об общинной идиллии. Не было её. После Садовника  шли новые кочевники. Надо учитывать тесноту Месопотамии. Людей много, пассионариев пруд пруди, земледельцев мало, но жрать хотят все.

 Меня, как- то привела в восторг фраза о том, что условная Русь просто не заметила передвижения по своим землям «бича божия, Аттилы».
Посторонилась, мало ли, кому понадобилось «срочно в Париж». Иди себе со своим богом.
А земледельцы первой культуры «посторониться» не могли. Всё через них. Сначала в Египет. Наши киммерийцы тоже,  ещё и братанов скифов привели. Потом зачастили египтяне с ответными визитами.
 Тутмос, Рамзес, хетты, хурриты всякие.

Знаменитое сражение под Кадешем.

 До сих пор разбирают, кто и как проиграл- выиграл. Первый зафиксированный международный договор. Это вам не загадки разгадывать.
Что, если спросить? Чьи это земли были?
В смысле, кто там жил?
Что это за поле было?
 И выяснится, что проиграли все.
Потяну интригу.
 Троя.
 Мол: « Ахиявам, в смысле, ахейцам нужны были проливы, выгодное стратегическое положение, тихие бухты, богатства торгового города. Вот и грохнули туда всё могущество Ахейского союза. Надорвались, уступили место следующим пассионариям - головорезам.
 Греки усю жизнь двигались от берега к берегу. Острова Средиземья позволяют. Ахейцы были раньше и знали только прямой парус. На плоту с Лозой (фамилия  такая) плавали.
 Троя была разграблена, сожжена, жители города убиты или угнаны в рабство. Прямо- таки,  напрашивается Некрасов:
»… Варвары, дикое скопище пьяниц.
 Не создавать- разрушать мастера».

  Проливы нужны вам.

 Троя растила хлеб.
Ему она обязана своим могуществом. Единственное, что ахиявы вывезли из города - культ мышиного бога Аполлона. Он так душераздирающе  играл на своей дудочке, что мыши пачками топились в реке Скамандр.
 
А хеттам - хурритам, черноногим повезло меньше.
 Кадеш населяли ассирийцы.
 И поля под ним были засеяны хлебом.
 Не могу сказать, каким. Учитывая их характеристики, они не были истинными,  с устойчивыми характерами арийцами. Они и семитами не были.
 Жили тут, растили хлеб, можно предположить, унаследовали искусство хлебороба «от создателей».
А хетты - хурриты, черноногие были пассионариями, бравшими хлеб при помощи своих колесниц, лихо разворачивающихся по спелому колосу.  Если хурриты ещё помнили шумерские заветы и читали Гильгамеша, то хеттам уже ничего,  кроме своего бога Грозы, не было нужно.

Вот Ассирия терпела, терпела и поднялась над полем Кадеша Дева Обида.
 В одном советском мультике о междоусобицах так поднялась тень печальной крылатой Девы.

 Это - о нашей советской бездуховности.
Можно вспомнить «Балладу о  спасённом знамени»  Роберта Рождественского.
»… Засыхало без корней полковое знамя.
 И тогда с сырой земли встал солдат убитый.
 Постоял, погоревал и, назло ожогам,
 Грудь свою забинтовал он багровым шёлком.
 Слушайте! Это было на свете!»

 До сих пор - жуть,   как в детстве.

Никогда не задумывались над рождением Возмездия?
 Над Вторым Пришествием?
Ассирия была Вторым Пришествием, Возмездием  для «культур»  пассионариев. Хетты, хурриты, арамеи.   Где они? Одни Львиные ворота остались.

 Египет сам  серьёзно занялся зерном, стал крупнейшей житницей региона, закоснел, охраняя свою пашеничку. Наказанием для него стали постоянные вторжения греков, римлян, забывших о плодородных полях  этрусков.
 Хлеб стал опорой его могущества, за ним, не за Клеопатрой шли туда Цезарь, Антоний и Август.
Египет разделил участь  Трои.
 Судьба  или Карма?
 Вот вам и мандарины. Скороспелая цивилизация сажателей на кол.

Представляю реакцию египтологов, но пишу я совсем не для них. Прямо провожу параллели.
 Снова возвращаюсь под Кадеш, к его горящей пшенице.

 «Они сражались за Родину».
 Ещё меня, родившуюся через двадцать лет после Победы, на уроках физкультуры учили бросать гранаты. Для Вселенной, как пелось,  «двадцать лет мало».
  Как надо бросать бутылку с «коктейлем  Молотова»? Она не бутафорская. Сама по себе не разлетится на осколки. Попрыгает по броне, скатится на землю, продукт испорчен.
 Надо кинуть так, что бы она разбилась, содержимое вытекло. Если повезёт, огонёчки пламени дольются до топлива или до боеприпасов. Тогда жахнет.
 Надо так, сяк, температура машины,  опыт и везение.

 Нам уже не понять того, что происходило. Как мёртвый человек, которого раздавил танк, чьи кишки тянутся за гусеницами убийцы, поднимается из «отутюженного»  окопа, добрасывает бутылку с коктейлем до машины, она разбивается…
Откуда силы, брат?
 Конечно,  скажем, что ненависть дала.
Или Земля?

 Старший  Бондарчук, игравший в фильме хлебороба. Его взгляд на живое горящее существо. Пшеничный колос.
 Жест. Размалывает в ладонях колос,  сдувает острые кончики,  ест.
 
Никто уже не помнит передачу «Сельский час». Там рядами стояли комбайнёры председатели колхозов, руководители Обкомов партии. Мяли, сдували, жевали.

 Сатирики смеялись над тем, что в телевизоре больше и посмотреть не на что.  Страна постоянно  что- то засыпает в закрома. Проходились ещё по цифрам чугуна и металлопроката, по шахтёрам.
 И люди смеялись.
Действительно, нельзя всю жизнь помнить о плохом, не всем рождаться от голодавших родителей.

 Ну, смотрите теперь на военные хроники. Сначала в боевиках.  Теперь наяву.  Когда теперь научимся думать, над, чем смеёмся?

Самый мужской жест.
 Не бренчание по причиндалам.
 Не «железяку на пузяку, геть».
 Не кинжал  в зубы, руки раскинул и,  в полный рост на полусогнутых пальцах ног.

 Жест хлебороба, растирающего хлебный колос.
 В нём безопасность и достоинство твоей страны.
Гарантия, что дети твои не пойдут пО миру с протянутой рукой.

 А есть такая история. Христос идёт по зерновому полю.  Апостолы взалкали, начали срывать зёрна и есть. Священный текст, который ни о чём нам не говорит.

Более бережный перевод.
 Христос идёт по зерновому полю. Апостолы проголодались, начали срывать колосья, растирать их и есть.
 Текст Ожил.
Не знаю, сажала  ли хлеб самая нищая часть Галилеи.
 Не знаю, сколько в каменистой провинции получал плотник.
 Но вот текст, из, которого сразу ясно, кто пошёл за Христом первым. Самая затюканная часть населения цивилизации победивших скотников.
 Цимус - то, совсем другой.

Два величайших человеческих движения  подарила нам первая культура. Сначала Энки преломляет хлеб, даёт его уродцам, созданным Всехней матерью Нинсумун или Нинмах,   нарекает, то есть определяет Судьбу их.

 Потом человеки пытаются повторить этот акт творения, выращивая хлеб. Если набраться терпения и прочесть, таки, экклезиаст, можно вытащить из него такое размышление. Не дословно.

 Когда ты не куришь, не пьёшь, ешь разумную пищу, ты заботишься о себе, о Теле.

 Когда  ты приводишь в дом голодного ребёнка, думаешь, как его накормить, чтобы он не помер сразу от  угощения, продумываешь диету, моешь, согреваешь, лечишь найдёныша, ты заботишься о Душе.

О своей Душе в первую очередь.

 Снова вспоминаем Бондарчука, призревшего военного сироту.
«Судьба человека» бебожного советского кинематографа,  рассказавшего  о спасении сразу двух душ.

И снова вспоминается Энки, определивший  головастую заготовку в  привратника храма.

 Если ты присутствуешь в храме или рядом, ты - только подпираешь стенки храма изнутри или снаружи.
 Не жрец.

 К вопросу о дореволюционном, советском, нынешнем православном жречестве.

О женщинах - в следующий раз.
 Или уже понятно…