Иллюстрация к современному миру

Армен Григорян
Наглядной иллюстрацией к политической ситуации в современном мире служит отрывок из  летописи Фавстоса Бузанда, армянского хрониста V в.

Бузанд описывает, как в IV веке католикос (патриарх) Иберии и Албании, Григорис, старший внук первого армянского католикоса (патриарха) Григория Просветителя,  направился в стан царя маскутов (массагетов), ираноязычного народа, населявшего еверо-восток современного Азербайджана и юг Дагестана. Целью Григориса было обращение маскутов в христианство.

Царь маскутов, Санесан, состоявший в родственных отношениях с армянским царем Хосровом Третьим Низкорослым (из парфянского рода Аршакуни), и его подданные, "сперва ... послушались, приняли и подчинились; потом же, когда они стали разбираться в Христовых законах и узнали..., что Богу ненавистны грабежи, хищничество, убийство, жадность, присвоение чужого, чужеядство, страсть к чужому имуществу, когда они сообразили это, то обозлились ... и сказали: “Если мы не будем похищать, если не будем грабить, если не будем отнимать чужого имущества, то как же можем мы прокормиться ...?”

Как точно и качественно характеризуют эти слова и современных империалистов, и некоторых бюрократов-чиновников-силовиков постсоветского пространства, и замашки некоторых национальных элит, и неоколониальные припадки глобалистов. Ведь все они, прижатые к стенке, оправдываются именно таким образом: "А как же мы можем прокормиться?" Ведь, по их теории, ресурсов мало, вот сильным мира сего и приходится их перераспределять. В свою пользу, разумеется. Только забывают все они о печальном конце Санесана и его головорезов.

           Григориса казнили, привязав к хвосту дикого коня. Затем маскуты решили, что Григориса к проповеди христианства подговорил армянский царь Хосров, "чтобы этим учением пресечь наши грабительские набеги на его страну". И, в силу своей недалекой логики, решили устроить набег на Армению. В качестве наказания.

            Во главе разноплеменного сборища разбойников, Санесан, науськиваемый, к тому же, персами, заинтересованными в ослаблении армянского царства, вторгся на территорию Армении и дошел до столицы, Вагаршапата. Царь Хосров и католикос Вртанес, отец убитого маскутами Григориса, укрылись в крепости Дареонк, заложенной еще урартами (нынешний Догубаязит на территории современной Турции).

            Около года маскуты хозяйничали в самом сердце Армении, пока не вернулся из Римской империи Ваче Мамиконян, спарапет (главнокомандующий) армянской армии. Он был известен своей абсолютной лояльностью армянскому царю и жестким отношением к его врагам, как к внутренним, так и ко внешним.  В 336 г. н. э., собрав армию, со своими соратниками, нахарарами (князьями) Ваганом Аматуни, Гарегином Рштуни и Багаратом Багратуни, спарапет Ваче уничтожил лагерь маскутов на горе Цлу глух ("Голова быка"-арм.), затем освободил столицу Вагаршапат, выгнал противника из города "на каменистое плато в сторону крепости Ошакан" и довершил разгром. Царь Санесан был схвачен, ему отрубили голову. Армянский царь Хосров, один из самых жестоких царей в истории Армении, увидев страдающую отсутствием серого вещества и извилин голову родственника, лицемерно расплакался. Что же, он не первый монарх в мировой истории, оплакивающий смерть своего врага.

...Следует увековечить национально-освободительный подвиг спарапета Ваче Мамиконяна и его воинов, почтив их дело сооружением памятника или мемориала у деревни Ошакан.