Чокнутый Парсадан

Татьяна Егиян
Почти вся деревня, притаившаяся в горах, называла его так. За глаза, конечно.
Вряд ли кто осмелился бы именовать «чокнутым» высокого плечистого мужчину, глядя ему прямо в лицо.
К тому же он был лесничим. Имел при себе охотничье ружье.
- Почему так назвали? – Спросили как-то горожане, приехавшие навестить родичей из села, дядю Павли, ковыляющего по пыльной
деревенской улочке на «трех ногах». Свои две, как он выразился - «персональные», и подспорье в виде
хорошей дубинки. Смастерил сам из орешины.
- А кому бы ещё пришла в голову мысль построить свой дом на опушке леса? - Изумился Павли. - На деревне, видишь ли, места мало. К зверью поближе. Ненормальный и есть!
Жильё своё Парсадан действительно укомплектовал в лесу. Больно воздух здесь хорош. Вода в родничке прозрачная, ледяная. В летний-то зной! Не очень он и деревенских жаловал. Другое дело - «зверушки». От них вреда нет.
Дом у Парсадана был двухэтажный. Каменный. По обычаю горцев внизу располагалась скотина. Выше проживала семья- жена и трое детей. Сыновей двое, а дочка одна. Хроменькая Сирануш преподавала историю в скромной деревенской школе. Хранила в самодельном сундучке отцовы фото, воинские награды и ружье, известное на всю округу. Сама метко стреляла.
- Ох, и горячий  был человек! – Заметила как - то  о Парсадане тётушка Херсилия.
Памятное для многих изречение: "Где моё ружьё!"- разносилось иной раз по деревне как раскаты грома перед дождем. Но, к счастью, без заключительного эффекта. Ведь вокруг были свои. В годы войны Парсадан, будучи уже за…, сбегал, как он выразился, в город и записался добровольцем на фронт. А город тот находился в шести часах езды на лошадях да по кручам. С войны вернулся. «Заговоренный какой-то!» - Засудачила опять деревня.
  Как -то при встрече дочь Парсадана Сирануш показала родичам из города награды отца. Вспомнила  несколько эпизодов его фронтовой биографии. Служил Парсадан в разведке. Выследили «языка». Стали уже переправлять пришлого за линию фронта. Но тот подгадал момент и вырвался из рук солдат. Вдруг упал, затих. Времени интересоваться причиной такого поведения неприятеля у бойцов не было. Однако сослуживец,  очевидно, зная уже о  некоторых  «особенностях» Парсадана , спросил того чуть позже: «Свалил взглядом?»  Воин ничего не ответил. Да и вряд ли он разбирался особо в себе.
- Словом, барс наш, единственный на всю округу, ластился у ног лесничего как котенок малый, а лиса в кумовьях ходила! - Подытожил  сказанное всё тот же дядя Павли и заковылял себе дальше по пыльной деревенской улочке.